Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова

Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
На Малой сцене МХТ им. Чехова выпустили «Стоиков» — пьесу с таким названием написал известный драматург Дмитрий Данилов. «Человек из Подольска», «Саша, привет!», «Сережа очень тупой» — эти и другие его произведения с успехом ставят на сценах по всей стране (и не только), но «Стоики», можно сказать, эксклюзив: Дмитрий Данилов создал эту историю специально для Художественного театра. Только в Камергерском ее и можно теперь увидеть, а к этой интриге добавляется еще одна — небольшой, но многообещающий актерский состав.

На первый взгляд, все просто: «Стоики» — о столкновении двух поколений, двух взглядов на жизнь. Мать хочет наконец познакомиться с парнем, с которым уже какое-то время живет ее дочь. Пара нехотя (что за пережитки?) приходит в гости к родителям — вместе с матерью их встречает отчим девушки, но… Улыбки натянуты, разговор не клеится и с важного — попыток матери понять детей и оценить серьезность их совместных планов на жизнь — то и дело соскальзывает в пустую бессмыслицу фраз.

Но Дмитрий Данилов не был бы собой, если бы не «обернул» этот прозаический сюжет совсем не обычными обстоятельствами. Герои живут в мире постоянной неопределенности и нескончаемых катаклизмов, где нет никакой уверенности в завтрашнем дне. О том, что постоянно происходит нечто из ряда вон выходящее, сообщает телевизор: старшие смотрят его по привычке и охают, младшие — прячутся от новостей в своих смартфонах. Какие драмы происходят где-то — непонятно: до зрителей доносятся обрывки сообщений то о вертолетах с гуманитарной помощью, то о количестве жертв, то о природных катастрофах… Штрихами, без подробностей, обозначены и сами герои (имен у них нет, одеты все четверо в одинаковые костюмы), и окружающая их обстановка — серые острокрышие домики, по которым время от времени пробегает сканирующий зеленый луч. Не за что глазу зацепиться. Где находятся герои, кто они и из какого времени — зритель для себя решает сам.

Выход из этой нескончаемой депрессии, как выясняется, перед героями один — стоицизм с его непоколебимым принципом: «Делай, что должно, и будь что будет». На этом стоит отчим (Александр Усов), и он настойчив: его колонки о бейсболе давным-давно никто не читает — не до бейсбола нынче, но он продолжает исправно смотреть предсказуемые матчи и писать обзоры в канал, у которого лишь 30 подписчиков. Этим и держится. Ну, еще пьет. У парня (Павел Табаков) свой концептуальный принцип — он занят современным искусством: снимает на видео неподвижные предметы. Например, стену. В его канале всегда должно быть ноль подписчиков — и даже если кто-то подписался, его сразу удаляют.

Два мироощущения диаметрально противоположны лишь на первый взгляд — ненужные профессиональные разборы бейсбольных матчей столь же бессмысленны, как и полуторачасовое видео бетонной стены.

Все стоики — а в их числе и девушка (Мария Фомина) — максимально разумны, в их словах все логично: в конце концов, что мы можем сделать, чем помочь, когда беда где-то далеко от нас? Или когда эта самая беда гораздо больше нас самих и все усилия — даже не капля в море?

Герои то и дело повторяют слова про «зону ответственности», «возделывание своего сада». Но за таким рациональным «здравым смыслом» — пусть все крушится, а я сосредоточусь на своих делах, чтоб не растрачиваться попусту, — и обнажается все самое ужасное: пустыня равнодушия, каждый не видит никого вокруг. Как раз об этом ледяная реплика парня: «Другой человек — это уже не моя зона ответственности». Это он, между прочим, о своей любимой.

Отчим о будущем зяте примерно теми же словами: «Познакомились с совершенно посторонним человеком». Ни чувств, ни интереса, все едино. Формула «делай, что должен» выворачивается ужасающей изнанкой: «ничего не делай — и будь что будет».

Разогнать этот морок пытается мать (замечательная роль Светланы Колпаковой), она единственная мечтает связать семью воедино — вызвать какое-то тепло друг ко другу. Удастся ли? Едва ли.

Почти весь спектакль герои сидят в своих домиках, разделенные стенами, и даже когда разговаривают, смотрят не друг на друга, а куда-то вперед. Искра не пробегает, никаких пересечений. Сцена встречи — вроде бы собрались вместе — издевательски «мультяшна»: чрезмерны эмоции, дежурны скороговорки, саундтрек нелеп, словно из детской компьютерной бродилки. Все тут понарошку.

Есть ли спасение? И где тут выход?

«Дмитрий Данилов не дает ответа, что было дальше, — объясняет режиссер Денис Азаров. — На репетициях мы даже шутили, что может, нам дописать второй акт, в котором родители пойдут в гости к детям? И опять ничего не произойдет и не изменится. Вообще вся эта пьеса — одна большая пауза, но главное в ней — попытки людей пробиться друг к другу, стремление человека оставаться человеком. Пожалуй, даже в ситуации безысходности этих попыток отставлять нельзя».

А что подумали зрители? В конце концов, это ведь тоже личное дело каждого.

Ну, может, в зеркале себя увидели — и то спасибо.

Прямая речь

Актриса Светлана Колпакова (в спектакле — мать):


 — Моя героиня — единственная, кто хочет выбраться из этих серых стен и надеется на что-то. Именно она является двигателем контакта, взаимопонимания. Ведь если рядом есть человек — это уже спасение. И в пьесе друга без друга герои не спасутся. Мне очень хочется увести всю эту историю в свет. Хочется, чтобы это было все-таки про жизнь, а не про смерть.

Актер Александр Усов (отчим):

 — Этот текст настолько актуален и содержателен, что мне кажется, что наш небольшой спектакль мог бы быть еще короче. Философию своего героя я не разделяю, но я ее понимаю. Его стоицизму можно противопоставить отношения с женой — они спасительны, способность понимать и принимать — это то, что может спасти. Почему он пьет? Отвечу пословицей — «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Алкоголь помогает говорить честно, а все в этой истории нуждаются в правде.

Оригинал статьи
Пресса
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021
Рената Литвинова поставила кино в театре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.03.2021
Интервью на фоне спектакля «Дракон», телеканал «Театр», 4.05.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Гори все огнем, Анастасия Лисицина, Газета.ru, 22.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
«Человек — сам себе Дракон», Наталья Гусева, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 10.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
«Дракон» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 9.02.2017
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
МХТ открыл сезон: в планах «На дне» и «Мушкетеры» от Богомолова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2015
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
Олегу Табакову – 80!, видеосюжет телекомпании ОТР, 17.08.2015
Олег Табаков выпустил сына в жизнь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.06.2015
Вручение премии фонда О. П. Табакова, телеканал «Театр», 27.03.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010