Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Тяжелое дыханиеАлиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Режиссер Антон Яковлев ставит в МХТ имени А. П. Чехова уже второй спектакль на классическом материале. В минувшем сезоне он выпустил «Крейцерову сонату» Льва Толстого, теперь же - чеховскую «Дуэль». Оба спектакля схожи как серьезным, уважительным отношением к первоисточнику и грамотной инсценировкой с сохранением основных лиц и событий, так и качественными актерскими работами, на которых держится все действие. Ансамбль в «Дуэли» получился слаженный, все психологические нюансы сюжета умело подчеркнуты режиссером. Удачная атмосфера: лениво-жаркая и при этом нервозная, романтичная и пугающая пустотой. А основной темой становится одиночество. Как единственный путь человека, его беда и его спасение. Яковлева в меньшей степени интересуют социальные мотивы повести, он ставит во главу угла душевные переживания героев, основывая на этом логику спектакля. Художник Николай Слободяник выстроил на сцене конструкцию, напоминающую причал: деревянный помост, перевернутая лодка, по периметру гирляндой висят канаты, сбоку притулился столик, как на террасе летнего кафе. И за будничным чаепитием будут, как и полагается у автора, «разбиваться судьбы», а за обедом поведутся философские разговоры о смысле жизни. Все спокойно, как бы между делом, но при этом остро и больно. А образ причала дает чувство временности жизни, ее конечности. В самом начале спектакля Лаевский, ухватившись за канаты, повиснет на них, словно тряпичная кукла, а потом будет яростно, отчаянно раскачиваться, будто хочет сорваться в бездну. Этот эпизод точно передает сумбур, творящийся в душе у героя, его неуравновешенность и тоску. Лаевский измучен, ему так хочется взлететь, почувствовать себя свободным. Живым. Счастливым. Но это невозможно, и он прекрасно это осознает ведь дело даже не в неудачно закончившейся любви к Надежде Федоровне, причина в нем самом. Основное противостояние Лаевского и фон Корена передается деликатно, на полутонах. Они просто слишком разные люди, чтобы спокойно уживаться в одном пространстве. Когда-то непохожесть заинтересовала и сдружила их. Но всем известно, как недалеко от любви до ненависти. За глаза обличая друг друга, они делают упор на общественной значимости противника. За словами остается главное. Личное. Лаевского играет Александр Усов, фон Корена приглашенный из Театра Табакова Евгений Миллер. Оба превосходно вписываются в нужный типаж. Особенно Усов, на чьем счету наибольшее количество удачных моментов в спектакле. Чего стоит одна только сцена ночи перед дуэлью, когда Лаевский Усов затихает и обреченно смотрит в зал, и столько тоски и безысходности в его взгляде. И тут же - шквал нежности, любви к внезапно появившейся Надежде Федоровне, и так красиво они смотрятся вместе. Лаевский получился у Усова персонажем трагическим, он мучается от своей непохожести на других, от порывов к лучшей жизни, от стремлений, которым не суждено сбыться. Миллер же в роли фон Корена напоминает другого своего персонажа Базарова из «Отцов и детей». Такой же насмешливый, высокомерный, непробиваемый. Кажется, ему чужды любые человеческие проявления. Вроде бы он умен, целеустремлен, адекватен. Но возникает ощущение, что втайне он завидует Лаевскому, у которого вся душа нараспашку. Правда, в целом образ фон Корена получился хоть и внятным, но несколько однообразным. Мощный Дмитрий Назаров, сыгравший всепрощающего доктора Самойленко, несмотря на свой неукротимый темперамент, отлично вписывается в общую акварельность. Его Самойленко мирный, земной и добрый, он мыслит простыми категориями и очень хочет, чтобы всем было хорошо. И затянувшаяся ссора Лаевского и фон Корена расстраивает его, будто собственная беда. Мужская компания в спектакле вообще очень хороша. Удачно сделаны не только главные образы, но и второстепенные. Ни одного лишнего, проходного персонажа. Дьякон Победов (Валерий Трошин) словно бы сознательно остается в тени, а меж тем его присутствие важно. Он вроде бы и полностью на стороне фон Корена, интересуется, даже восхищается им. Однако есть у него и своя правда, и свое понимание конфликта. Неспроста именно дьякон срывает дуэль, причем совершенно сознательно, не от испуга даже, а от потребности решить эту ситуацию иначе. Что, как известно, и происходит в результате. Хотя финал счастливым не назовешь. Очень страшным выглядит Кирилин у Алексея Агапова. Прямая спина, резкие движения, мечущий молнии взгляд из-под фуражки. Натянут, как струна, вот-вот жди взрыва. С таким лучше не спорить. И женщине, попавшей в его силки, нет смысла надеяться на спасение. У таких людей весьма специфические понятия о совести: хорошо то, что удобно и правильно исключительно для них. А другой поклонник Надежды Федоровны, юный Ачмианов (Олег Савцов), кажется на первый взгляд милым и беспечным, однако привязанность к даме сердца и у него становится опасной. Надежда Федоровна получилась у одной из самых красивых актрис МХТ Елены Пановой одновременно романтичной и роковой. Нервная, воздушная, в изящных оборочках, она, кажется, вот-вот растает в воздухе, как видение. В ней нет порочной соблазнительности. Но ее хрупкость и болезненность притягивают, как магнит. Причем не только почитателей, но и недоброжелателей: незащищенность так очевидна, что провоцирует нападение. Неспроста так резка с ней праведная Марья Константиновна (Ольга Васильева), так жестки мужчины. Она совсем одна на всем свете, и выстоять хотя бы для того, чтобы просто жить, получается с трудом. Они с Лаевским очень похожи, оттого он напуган ею - слишком явственно иллюстрирует она его собственные слабости и душевные особенности. Финал оставляет их общую судьбу открытой, позволяя одинаково прогнозировать и тихое счастье, и медленное умирание. Пресса МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023 Памятные знаки «Чайка» вручили артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Скорее жив, чем мёртв: каким получился спектакль МХТ с Хабенским в роли Мюнхгаузена, Светлана Бердичевская, RT на русском, 20.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»: в МХТ им. Чехова покажут премьеру Виктора Крамера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 16.10.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 «В окопах Сталинграда»: Александр Усов, Медиацентр МХТ, 7.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 «Макбет» в фотографиях Галины Фесенко, 20.04.2016 «Макбет» в фотографиях Леонида Казаринова, 15.04.2016 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 |