Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков»Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 Серые будни под веселящие напитки, философские рассуждения о безысходности и мечта о свадьбе. Так режиссер Денис Азаров представил себе пьесу Дмитрия Данилова «Стоики», которая была написана для Художественного театра в 2023 году. Автор «Человека из Подольска» и «Сережа очень тупой» сочинил историю о матери, дочери и их мужчинах. А художник Николай Симонов поместил их в серое депрессивное пространство, без какой-либо индивидуальности. И лишь чулан с хламом — как надежда на светлое будущее. «Известия» побывали на премьере и попытались не сойти с ума.Где эта улица, где этот дом Денис Азаров признается, что сюжет «Стоиков» его зацепил именно тем, что в пьесе ничего не происходит, но что-то происходит. Безысходность, через которую люди пытаются пробиться друг к другу, надо познать и зрителям. В анонсе премьеры говорилось: «Действие происходит в обычных современных квартирах, в любом крупном городе Европы, Америки или России». Когда придумывают нереальную страну или отправляют героев на другую планету, в действительности хотят обозначить конкретное время и место. Как говорят мудрецы: хочешь что-то спрятать, положи это на видное место. Вот и сюжеты с присутствующей неопределенностью всегда шиты белыми нитками. Действующих лиц в пьесе Данилова четверо — две женщины и двое мужчин. На главную роль режиссер пригласил Павла Табакова. Спустя два года сын Олега Павловича вернулся на сцену МХТ имени Чехова. Его партнершей по постановке стала Маруся Фомина. Некогда молодые артисты вошли в труппу Художественного театра. Вторую пару сыграли Светлана Колпакова и Александр Усов. К сожалению, имен героям автор пьесы не дал. Парень, девушка, мать девушки и ее муж. Все они одеты в абсолютно одинаковую серую одежду и обувь. Живут они в серых квартирах. А то, что окружает этих людей, по мнению создателей спектакля, — «зона неопределенности», вызванная неким глобальным катаклизмом. На сцене схематично очерченные четыре серых дома. Из мебели — прозрачные пластиковые стулья, холодильник, микроволновка, замаскированная под телевизор, и длинная барная стойка, объединяющая декорацию. Этот атрибут здесь тоже неслучаен. Герои пьют как не в себя. Холодильники в их квартирах забиты алкоголем под завязку. Разделяет это серое жилище — чулан. Его содержимое не безликое. Сквозь стекло видны: прибитые к стене детские санки, старый проигрыватель, печатная машинка, бейсбольная афиша. В эту комнату главные герои приходят помечтать. Не пропить бы Разговаривать жильцам не о чем. Первая же сцена начинается с диалога, полного ненормативной лексики. Поводом для брани становятся наушники, которые герою Павла Табакова купила его девушка. Но не смотря на ругань, она мечтает связать с ним жизнь. Ведь от мамы существует постоянный запрос на знакомство с женихом. В доме по соседству диалоги тоже не без крепкого словца. Но их впроброс употребляет глава семьи, отчим девушки. «Ты видела, как там рвануло?» — изумляется мужчина. «Да, жертв уже шестьсот тысяч», — переживает супруга. Она домохозяйка, которая с тряпкой в руках проживает свою жизнь у телевизора. Он — некогда известный журналист, а сейчас пишет о бейсболе для 30 подписчиков в соцсетях. «Там вообще кошмар, — продолжает сопереживать трагедии женщина. — Наши пять самолетов отправили с помощью». — «О, велика помощь. Пять самолетов бинтов, йода и крупы», — ерничает муж. Мужу не понятно сострадание женщины. Он ходит по дому с бутылкой и философствует. Считает, что надо быть счастливым в любых обстоятельствах, какие бы потрясения вокруг не происходили. Живи настоящим. А проблемы сотен тысяч — так они ж не твои. Они только расшатывают нервы. «Задолбал я тебя своим стоицизмом», — вдруг одергивает он себя. Но остается верен жизненной философии, отодвигает проблемы, упиваясь прелестью дня текущего. За это жена называет его — стоик. Супруги задаются вопросом, когда это всё закончится, и, не найдя конкретного ответа, надеются, что скоро. А тем временем к паре прибыли гости. Дочь привела на смотрины жениха. Они не с пустыми руками — со своими бутылками. Пьют «Западную долину». Как говорят герои — «наше» вино, не хуже Бордо. Другого-то не найти. Ну и это сойдет. — Что ж мы пьем, да без закуски. У нас тут на Оранжевой улочке магазинчик есть, они пироги делают изумительные. Они и люди такие приятные, — суетится хозяйка дома. Героиня Светланы Колпаковой — единственная, кто верит в любовь и держится за отношения с супругом, каким бы он ни был. Бранных слов от нее он не услышит. Ей даже нравится крепко пьющий жених дочери. А ведь он и правда не такой пропащий. Грезит о холсте и красках — в душе он художник. И только забравшись в чулан, может стать самим собой. Взять в руки кисти, окунуть их в красную краску и нарисовать крестик в рамке. Не Рембрандт, не Гойя. Но мечтать же не вредно. И каждый из обитателей этого серого города, попадая в это захламленное пространство в чулане, строит планы на будущее. Девушка хочет белое платье и свадьбу, отчим — попасть на бейсбольное поле, мать хочет, чтобы дочь обрела счастье. — Если мы будем продолжать мечтать, то возможно пережить многое, — сказал режиссер во время пресс-подхода. Что? Где? Зачем? Бытовая мелодрама и рассказ о конфликте поколений не так интересны в нынешние непростые времена, как постановка, которая представляет безысходную действительность и туманное будущее. Режиссер представил на суд зрителей некую эфемерность, где бессердечные люди без сострадания говорят сначала о 600 тысячах погибших, потом о 700, и к финалу уже не изумляются миллиону. Для них это где-то там, далеко, не в их мире, где от безделья молодой парень снимает видео с неподвижным предметом и размещает его в соцсетях, в которых у него принципиально нет ни одного подписчика. Фоном в постановке звучит музыка современного композитора Владимира Раннева. Она то монотонная, то гнетущая, то вдруг в ней слышится мелодия. Как признался «Известиям» Денис Азаров, композитор специально для «Стоиков» писал сочинения. А режиссер начинал работу над постановкой как над саунд-драмой. Спектакль уложился в час с небольшим, хотя режиссер пытался сделать его еще короче. В какой-то момент он отказался от этой идеи и решил дописать акт, в котором родители пришли бы в гости к детям. Но воздержался. Данилов не дает ответов, что случилось с этими людьми дальше. И ощущение недосказанности в его пьесе остается. Видимо, каждый из зрителей придумает свой финал. Если, конечно, осилят историю безысходности. Оригинал статьи Пресса МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023 Памятные знаки «Чайка» вручили артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Скорее жив, чем мёртв: каким получился спектакль МХТ с Хабенским в роли Мюнхгаузена, Светлана Бердичевская, RT на русском, 20.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»: в МХТ им. Чехова покажут премьеру Виктора Крамера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 16.10.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 «В окопах Сталинграда»: Александр Усов, Медиацентр МХТ, 7.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 «Макбет» в фотографиях Галины Фесенко, 20.04.2016 «Макбет» в фотографиях Леонида Казаринова, 15.04.2016 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 |