Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Зона неопределенности

Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
Последнее время театральные постановки, особенно по современным пьесам, все чаще соревнуются в лаконизме, и вот уже продолжительность спектакля чуть больше часа не кажется обманом ожиданий – напротив, заставляет надеяться на концентрацию высказывания. Премьера “Стоиков” по прошлогодней пьесе Дмитрия Данилова в постановке Дениса Азарова в МХТ имени А. П. Чехова – из числа таких лаконичных и внятных работ.

Эти стоики могли бы показаться циниками, если бы не были начисто лишены грубости, презрительного отношения к чему бы то ни было, не говоря уже об агрессии. Их четверо – девушка и юноша возраста 20+, женщина и мужчина возраста 40+. Несмотря на имеющиеся между ними родственные и зыбкие социальные связи, ведут они максимально сепарированное существование. Остался ли еще кто-то живой, помимо их четверки, с уверенностью не скажешь. Да и социум, регламентирующий их поведение, кажется здесь каким-то далеким инопланетным разумом, равнодушным искусственным интеллектом, представителем вселенной абсурда.

Пространство сцены разбито художником Николаем Симоновым на четыре узкие пенала-кельи, напоминающие вертикально выставленные гробы. Обстановка каждого оформлена унифицированно в стиле хайтек. Чуть выше этих модных закутков зависла стеклянная кладовая с разнообразными предметами прошлого, вроде проигрывателя, свадебного платья или рекламного плаката. Герои иногда по одиночке туда заглядывают, чтобы подержать в руках вещи, ассоциирующиеся с несбывшимся. Вдоль всей рампы тянется барная стойка, она милосердно отгораживает антиутопический мир от сегодняшнего зрителя. На ней продуманно расставлены темные винные бутылки и изысканные черные бокалы.

Живущие вместе юноша и девушка, как и ее мать с отчимом, никогда не оказываются в общем пространстве: приближаясь каждый в своем отсеке к барной стойке, они могут даже взяться за руки или передать один другому бокал или книгу, но стена неизменно их разделяет. Единственный допущенный на сцену и, судя по всему, в жизнь, цвет – серый. Художница по костюмам Мария Данилова одела героев в совершенно одинаковую, вплоть до обуви, серую прозодежду, смотрящуюся на молодых людях в исполнении Марии Фоминой и Павла Табакова современно и стильно, на старшей же паре, сыгранной Светланой Колпаковой и Александром Усовым, буднично и мешковато.

Единственная впущенная в повседневность картинка извне – мелькание экрана маленького телевизора, сообщающего, кажется, только о катастрофах: снова где-то рвануло, количество погибших, исчисляемое сотнями тысяч, стремительно растет, несколько самолетов с медикаментами уже вылетело, хотя ясно, что помочь не удастся.

В этой пьесе все нанизано на философию бессмысленности поступка. В обществе, вымышленном ли, реальном ли, вместе с планированием отменено практически любое действие – по причине глубокой его нерентабельности. Ни на что повлиять нельзя, ничего совершить невозможно, да и незачем, безусловный доход в загадочных денежных единицах (юниты подозрительно напоминают юани) все равно упадет на карту 10 числа каждого месяца. Остается протирать поверхности от пыли – странно, что она откуда-то еще берется, пить плохое вино и плохой виски, фотографировать на цветную пленку черно-белые объекты или бесконечно снимать камерой остановку на дороге, по которой раз в несколько часов проезжает машина, и выкладывать видео в канал, у которого стабильно ноль подписчиков.

Философию бессмысленности старший мужчина, из последних сил цепляющийся за свою работу спортивного журналиста и пишущий о бейсболе, которого фактически не осталось, величает стоицизмом. Впрочем, в определение “заботься только о том, что относится к твоей зоне ответственности, делай что должен, и будь что будет” бытие вносит существенную поправку – зона ответственности у героев отсутствует. Никто никому ничего не должен, делать решительно нечего, а потому философия новых стоиков, по Данилову, вырождается в “ничего не делай, и будь что будет”, она же – “живем и живем, посмотрим, может и дальше получится так”.

Вслед за пьесой с открытым финалом спектакль Дениса Азарова постепенно наваливается на тебя безысходностью погружения в пустоту. Он заставляет почти против воли анализировать уровень осмысленности той или иной своей деятельности и перебирать в памяти, сколько раз за последние годы ты был обречен мириться с пребыванием в зоне неопределенности, сколько раз обнаружил в жизни и в искусстве абсолютно глухие стены и признал, что попытка их преодоления – не твоя зона ответственности.

Оригинал статьи
Пресса
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003