Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Зона неопределенностиМария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 Последнее время театральные постановки, особенно по современным пьесам, все чаще соревнуются в лаконизме, и вот уже продолжительность спектакля чуть больше часа не кажется обманом ожиданий – напротив, заставляет надеяться на концентрацию высказывания. Премьера “Стоиков” по прошлогодней пьесе Дмитрия Данилова в постановке Дениса Азарова в МХТ имени А. П. Чехова – из числа таких лаконичных и внятных работ.Эти стоики могли бы показаться циниками, если бы не были начисто лишены грубости, презрительного отношения к чему бы то ни было, не говоря уже об агрессии. Их четверо – девушка и юноша возраста 20+, женщина и мужчина возраста 40+. Несмотря на имеющиеся между ними родственные и зыбкие социальные связи, ведут они максимально сепарированное существование. Остался ли еще кто-то живой, помимо их четверки, с уверенностью не скажешь. Да и социум, регламентирующий их поведение, кажется здесь каким-то далеким инопланетным разумом, равнодушным искусственным интеллектом, представителем вселенной абсурда. Пространство сцены разбито художником Николаем Симоновым на четыре узкие пенала-кельи, напоминающие вертикально выставленные гробы. Обстановка каждого оформлена унифицированно в стиле хайтек. Чуть выше этих модных закутков зависла стеклянная кладовая с разнообразными предметами прошлого, вроде проигрывателя, свадебного платья или рекламного плаката. Герои иногда по одиночке туда заглядывают, чтобы подержать в руках вещи, ассоциирующиеся с несбывшимся. Вдоль всей рампы тянется барная стойка, она милосердно отгораживает антиутопический мир от сегодняшнего зрителя. На ней продуманно расставлены темные винные бутылки и изысканные черные бокалы. Живущие вместе юноша и девушка, как и ее мать с отчимом, никогда не оказываются в общем пространстве: приближаясь каждый в своем отсеке к барной стойке, они могут даже взяться за руки или передать один другому бокал или книгу, но стена неизменно их разделяет. Единственный допущенный на сцену и, судя по всему, в жизнь, цвет – серый. Художница по костюмам Мария Данилова одела героев в совершенно одинаковую, вплоть до обуви, серую прозодежду, смотрящуюся на молодых людях в исполнении Марии Фоминой и Павла Табакова современно и стильно, на старшей же паре, сыгранной Светланой Колпаковой и Александром Усовым, буднично и мешковато. Единственная впущенная в повседневность картинка извне – мелькание экрана маленького телевизора, сообщающего, кажется, только о катастрофах: снова где-то рвануло, количество погибших, исчисляемое сотнями тысяч, стремительно растет, несколько самолетов с медикаментами уже вылетело, хотя ясно, что помочь не удастся. В этой пьесе все нанизано на философию бессмысленности поступка. В обществе, вымышленном ли, реальном ли, вместе с планированием отменено практически любое действие – по причине глубокой его нерентабельности. Ни на что повлиять нельзя, ничего совершить невозможно, да и незачем, безусловный доход в загадочных денежных единицах (юниты подозрительно напоминают юани) все равно упадет на карту 10 числа каждого месяца. Остается протирать поверхности от пыли – странно, что она откуда-то еще берется, пить плохое вино и плохой виски, фотографировать на цветную пленку черно-белые объекты или бесконечно снимать камерой остановку на дороге, по которой раз в несколько часов проезжает машина, и выкладывать видео в канал, у которого стабильно ноль подписчиков. Философию бессмысленности старший мужчина, из последних сил цепляющийся за свою работу спортивного журналиста и пишущий о бейсболе, которого фактически не осталось, величает стоицизмом. Впрочем, в определение “заботься только о том, что относится к твоей зоне ответственности, делай что должен, и будь что будет” бытие вносит существенную поправку – зона ответственности у героев отсутствует. Никто никому ничего не должен, делать решительно нечего, а потому философия новых стоиков, по Данилову, вырождается в “ничего не делай, и будь что будет”, она же – “живем и живем, посмотрим, может и дальше получится так”. Вслед за пьесой с открытым финалом спектакль Дениса Азарова постепенно наваливается на тебя безысходностью погружения в пустоту. Он заставляет почти против воли анализировать уровень осмысленности той или иной своей деятельности и перебирать в памяти, сколько раз за последние годы ты был обречен мириться с пребыванием в зоне неопределенности, сколько раз обнаружил в жизни и в искусстве абсолютно глухие стены и признал, что попытка их преодоления – не твоя зона ответственности. Оригинал статьи Пресса МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024 Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023 Памятные знаки «Чайка» вручили артистам и сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Скорее жив, чем мёртв: каким получился спектакль МХТ с Хабенским в роли Мюнхгаузена, Светлана Бердичевская, RT на русском, 20.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»: в МХТ им. Чехова покажут премьеру Виктора Крамера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 16.10.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 «В окопах Сталинграда»: Александр Усов, Медиацентр МХТ, 7.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 «Макбет» в фотографиях Галины Фесенко, 20.04.2016 «Макбет» в фотографиях Леонида Казаринова, 15.04.2016 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 «Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 |