Новая «Чайка» на старой сцене: Хабенский представил дебютную постановку в МХТ
Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 1.12.2024
В МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера «Чайки», «комедии с печальным оттенком», знаковой пьесы для театра. Здесь ее ставят уже в шестой раз. Первыми в этом театре «Чайкой» занимались Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Знаковой была постановка Олега Ефремова, о которой накануне премьеры много вспоминали. А теперь за пьесу взялся режиссер-дебютант Константин Хабенский. За полетом шестой «Чайки» в МХТ наблюдал корреспондент «МК».
Еще на сборе труппы в начале сентября Константин Хабенский сделал громкое заявление: «30 ноября. Антон Павлович Чехов. Чайка“. Режиссер Константин Хабенский. Всё». Зал взорвался громкими аплодисментами — так был объявлен грядущий режиссерский дебют знаменитого актера.
Свет на сцене можно не включать — освещать ее будет звездный состав спектакля. Голоса Кристины Бабушкиной (Ирина Аркадина) и Игоря Верника (Евгений Дорн) любой зритель узнает с закрытыми глазами. Вместе с ними на сцене будут Станислав Любшин и Анатолий Кот (оба играют Петра Сорина), а также молодые артисты Андрей Максимов (Борис Тригорин), Софья Шидловская (Нина Заречная), Илья Козырев (Константин Треплев) и другие. А музыкальное сопровождение — песни Леонида Федорова, лидера группы «АукцЫон».
Со слов режиссера, их прочтение «Чайки» — это «комедия с печальным оттенком, комедия-неслышание людьми друг друга». Текст купировали минимально, убрав только то, что неактуально и непонятно сегодняшнему зрителю, а еще постарались отойти от «придуманной шаблонной напевности Чехова» и добавили мхатовские паузы.
Особенное любопытство у публики вызвал факт режиссерского дебюта Константина Хабенского:
— Я не нашел режиссера, который согласился бы поставить «Чайку», — объясняет Хабенский свое решение, — видимо, какие-то другие идеи витают в головах режиссеров, к которым я обращался, а объяснять, как я хотел бы это сделать… Набрался наглости и пошел.
Сами актеры тепло отзывались о работе с Хабенским-режиссером. Кристина Бабушкина отметила, что «это удивительный опыт работать с играющим тренером, с играющим гроссмейстером». А Андрей Максимов сказал, что для него как для актера главное не какой он режиссер, а что «Хабенский очень хороший человек, удивительно добрый и чуткий, и эти качества позволяли репетировать в атмосфере любви и доверия».
Интересно расставлены смысловые акценты: главные герои пьесы — женщины. Так считает сам режиссер, который ставил спектакль с девизом «С огромной благодарностью всем женщинам в моей жизни». Потому что, по мнению Хабенского, именно женщины делают мужчин героями благодаря вниманию, а обделяя их вниманием — делают их, напротив, несчастными.
Кристина Бабушкина поделилась, что ее Аркадина — это обыкновенная женщина, что акцентирует сам Чехов, не выдуманный персонаж с эфемерными проблемами, а человек со своими трагедиями и болью и стремлением к тихой, прекрасной жизни.
Для Игоря Верника это вторая роль в «Чайке» — не так давно он играл Тригорина в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса:
— Когда Хабенский позвонил и сказал, что у него ко мне есть неожиданное предложение насчет «Чайки», я подумал, что «неожиданно» снова буду играть Тригорина, прекрасно! Я еще в нем живу! — смеется Верник, — А Константин Юрьевич вдруг говорит: «Доктор!»
Актер также вспомнил доктора в исполнении Смоктуновского: тот доктор потерял интерес к жизни. А в новой «Чайке» доктор полон жизнелюбия, несмотря на бесконечную работу и поездки. Доктор Верника верит в любовь! А Тригорин здесь будет ровесником Треплева, что лишь усиливает конфликт между актрисой и сыном.
Хабенскому припомнили, что «Чайку» до него ставили многие, на что режиссер ответил:
— Все хорошо, если есть определенный взгляд и тема. Время идет, ритмы другие, сегодняшний зритель привык к более быстрой подаче информации. Размышление Ефремова о «Чайке» для того времени очень точное и убедительное. Но мысли Эфроса оказались мне ближе…
Но в диалоги с предыдущими постановками здесь не вступали, режиссер объяснил это тем, что если вести диалоги с величайшими людьми, которые находились в этом театре до нас, то «есть большой шанс, что тебя свяжут и отвезут в сумасшедший дом». Поэтому здесь отнеслись с уважением к предыдущим постановкам, но своими инструментами сделали «новаторский человеческий спектакль про людей и для людей».