Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостяхСветлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023 К 125-летию МХТ им. Чехова на его Малой сцене поставили «документальный фильм на сцене» под названием «Занавес». Режиссер Юрий Квятковский, давно работающий на ниве документального театра, и драматург Андрей Стадников показали то, что обычно скрыто от зрителей, а иногда и работников театра. Что это за организм — МХТ? Да и театр как таковой. Черная дыра, пожирающая всех и вся, террариум или алтарь? В спектакле заняты исключительно женщины.Театр как воронка засасывает не только актрис, но тех, кто пришел в него в силу обстоятельств, имея трудовой стаж в лесной промышленности, тюрьме, больнице. Пришел и застрял на годы. Из театра почти никто не уходит, а если и уходит, то возвращение неизбежно. Пусть и через 10–20 лет, но возвращается. Юрию Квятковскому досталась уже готовая документальная пьеса Андрея Стадникова, написанная в 2021–2022 годах. За два года до начала репетиций Андрей начал записывать интервью актрис и работниц театральных цехов — костюмеров, гримеров, билетеров, ответственных за выдачу ключей, рабочих стирки, которые чистят не только сценические костюмы, но и одежду сцены (далекие от театра люди даже не подозревают, что есть такое понятие). За это время кто-то из давших интервью уволился из театра, кого-то уже нет в живых, а их монологи остались. Тех, кого опрашивал Андрей Стадников, не знал, что в итоге войдет в спектакль. Одну из актрис играет Дарья Юрская — представительница театральной династии, дочь Сергея Юрского и Натальи Теняковой. «Я говорю от собственного лица, играю роль Даши Юрской, — рассказала после спектакля актриса. — Ничего нового говорить нельзя, каждый раз одно и то же. Мы не видим экран, на котором наши лица и имена. Работать с другой актрисой так, чтобы она успевала повторить твой текст словно в зеркальном отражении, — это вполне цирковой прием. Сегодня на показ пришли сотрудницы театра. Они тоже не знали, кого из них покажут, а кого нет. Нам было страшно. Мы не делали пародию, не копировали их буквально, а стремились показать разнообразие человеческих характеров». Многие себя на сцене не узнали, поскольку к буквальному копированию режиссер и актрисы не стремились. Главной их задачей было уловить человеческий характер, во многом собирательный. «Мы ежедневно встречаемся с этими людьми в театре, и хотя мы произносим слова из их интервью, это собирательный образ, — говорит Мария Карпова. — Я не общалась со своими героинями, только слушала их голоса, схватывала интонацию, додумывала, что это за человек. Старший билетер дался сложнее всего. Костюмер работает на спектакле, и я боялась, что она себя узнает, хотя я на нее не похожа. Но она не узнала себя в моей героине. У нас в театре работает много женщин. Они ночами стирают, днем шьют, вечером подсказывают нам слова. Их словами и хотелось рассказать о том, что происходит в стране и театре». В «Занавесе» три действия в одном и без антракта. Каждое как самостоятельная новелла. Невозможно предугадать, куда заведет режиссера фантазия, особенно в третьей части, где оживают призраки прошлого, «старики» МХТ — Андровская, Прудкин, Тарасова — обретают новую жизнь благодаря воспроизведению мизансцен легендарных спектаклей 1930–1940-х, 1980-х. В основном это чеховские герои, которые поют как в опере. Документальный театр соединяется с академической музыкой. В мужских партиях выступают исключительно женщины. Но к этому мы еще придем. А пока актрисы сидят за гримировальными столиками, вспоминают, как пришли в театр, всматриваются в зеркала, где отражаются другие актрисы, повторяющие те же слова. Преодолевая неловкость, они произносят собственные тексты и лишены возможности импровизировать, должны произносить четко зафиксированный текст, который когда-то сами же наговорили. Рядом молодые операторы все фиксируют, и мы видим лица актрис на большом экране. Не все уверенно себя чувствуют перед камерой, требующей более скупых средств выразительности, без избыточной театральности. Люди в театре часто живут как в коконе, не слышат то, что происходит в жизни, но улица в конце концов врывается в их мир. Юрий Квятковский после спектакля рассказывает: «Это пьеса про женщин, ведь именно они хранят традиции театра. Наши героини могут и не выходить на сцену, но они все равно наполняют ее своей энергией. Андрей Стадников — мой давний соавтор. Он провел документальное исследование. Мы с ним в мастерской Брусникина уже делали со студентами подобный спектакль Это тоже я. Вербатим“ (студенты расспрашивали людей на улице, в кафе, магазинах, и на основе этих разговоров и наблюдений возникал образ наших современников, звучали их монологи в переложении начинающих актеров. — С. Х. ). Через десять лет после нашего первого опыта пришел этот текст. То, что на сцене только девушки, — не моя прихоть, так было заложено в тексте, который попал ко мне в готовом виде. Это женский взгляд на происходящее, ведь именно женщинам приходится разруливать все катаклизмы. Они — хранительницы истории и смыслов. Некоторые из них работают в театре более сорока лет и хранят его историю, дух места. Человек пытается оставить что-то после себя, и каждому сотруднику театра кажется, что его присутствие в МХТ не бесследно». Надежда Жарычева участвовала еще во время учебы в Школе-студии МХАТ в вербатиме и теперь говорит, что благодаря спектаклю по-новому познакомилась с театром. Кого-то она раньше знала, кого-то нет. Актрисам предложили познакомиться с реальными героинями, но кто-то отказался от этого. Ольга Воронина выходит на сцену в военной форме. Ей нравится, что в спектакле заняты только актрисы. По ее словам, выпуск спектакля без мужчин спокойнее. Если бы мужчины переодевались в женщин в третьем акте, это было бы грубо. «У меня с театром связаны только светлые ощущения, это не черная дыра, — говорит Ольга. — Мы здесь живем как на летающей тарелке, защищены от того, что извне, и лично мне это помогает». Самая невероятная здесь Мария Сокова. Она переходит от одной героини к другой и всегда достоверна. Все делает нежно и с мягким юмором. Самой яркой у нее стала «рабочий стирки», которой приходится стирать тяжелую одежду, занавес, что требует физической силы. За спиной у кого-то из актрис — плакат «Не болтай». В спектакле иногда все утопает в разговорах, не хватает тишины. Да и не все на сцене определяет только слово. Оригинал статьи Пресса «Прилёт Чайки»: лауреатов конкурса короткометражного кино наградили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.06.2024 «Праздник среди рабочего дня»: в редакции «МК» вручили Театральную премию 2023, Алексей Захаров, Московский комсомолец, 1.11.2023 Добронравов, Олешко, Воронина и другие звезды: душевные кадры Театральной премии «МК», Геннадий Авраменко, Московский комсомолец, 1.11.2023 Хранительницы смыслов: галерея женских образов представлена в спектакле «Занавес», Виктория Сытник, Пятый канал, 13.10.2023 Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023 Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023 Спектакль «Занавес» – первая премьера нового сезона на Малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2023 МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023 «Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023 Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023 МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023 Спектакль-перевертыш: МХТ им. Чехова приготовил громкую премьеру, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.11.2022 Спектакль «Друг мой» назван лучшей работой первого этапа проекта «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 8.11.2022 Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022 Ольга Воронина: «Смелость это главное. Если у тебя есть талант, но нет смелости, это очень сложно», Бес культуры, 12.07.2021 «Золотая маска» в Петербурге завершилась показом спектакля «Сережа», Геннадий Дорошев, Санкт-Петербургские ведомости, 7.12.2020 «О Сереже позабыла ты». Триумфатор «Золотой маски» исключил из «Анны Карениной» Льва Толстого, Наталия Эфендиева, Фонтанка.ру, 29.11.2020 Гастроли спектакля «Серёжа» в Санкт-Петербурге в рамках «Золотой Маски». Фоторепортаж Владимира Постнова, 28.11.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Телеверсия мхатовского вечера «Круг чтения»: «Весь мир театр» (запись 2012 г.), телеканал «Театр», 27.06.2020 Анна это ты, Ирина Пекарская, Startup, СТД РФ, 13.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 Обошлись без паровоза, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 27.11.2018 Был ли мальчик?, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 16.10.2018 Толстой Гроссман Крымов, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 11.10.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Серёжа», 9.10.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 «Пусть хоть помидоры в нас кидают – лишь бы реагировали!», Собеседник, 8.02.2018 Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017 «Телефон доверия». Интервью на фоне спектакля., телеканал «Театр», 26.05.2016 На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016 Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016 «Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016 «Телефон доверия». Фоторепортаж Елены Никитченко, ИНТЕРПРЕСС. РУ, 24.02.2016 «Телефон доверия» в фотографиях Романа Астахова, 21.02.2016 «Телефон доверия», или Путь спасения от одиночества, Алла Буловина, Wecherom.ru, 21.02.2016 Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Лекарство от одиночества на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015 Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015 МХАТовцы побывали на месте строительства своего филиала, Юлия Чечикова, teatrall.ru, 25.03.2015 Фоторепортаж Владимира Майорова о церемонии открытия закладного камня на месте строительства филиала МХТ, 25.03.2015 Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014 Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014 В МХТ начался новый сезон проекта «Французский театр. Впервые на русском», видеосюжет телеканала «Культура», 20.11.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Известные артисты посвятили вечер современной поэзии, видеосюжет МТРК «Мир», 9.03.2013 Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012 Люди и премьеры. «Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 09.2012 Кирилл Серебренников поселил в «Зойкину квартиру» оппозиционеров, видеосюжет телекомпании «Мир», 16.06.2012 «Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012 Салон, бомонд и проходимцы: премьера «Зойкиной квартиры» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 9.06.2012 «Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012 «Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012 Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011 В МХТ им. А. П. Чехова сыграли сказку для детей с намеками для взрослых, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.11.2011 В МХТ поставили сказку для всей семьи «Белоснежка и семь гномов», РИА-Новости, 4.11.2011 |