Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Кожаное времяАлла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Режиссер Виктор Рыжаков, постановщик спектаклей по текстам Ивана Вырыпаева, одержим поиском нового театрального языка. Такого, что позволил бы играть, не фальшивя, не только новую драму, но и классику, в том числе советскую. На Малой сцене МХТ он поставил спектакль по известной повести Бориса Лавренева о любви интеллигента-белогвардейца и рыбачки-красноармейки. Эксперимент оценила АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА. Повесть «Сорок первый», написанную в 1924-м молодым Борисом Лавреневым, Виктор Рыжаков, вероятно, выбрал потому, что ее автор тоже страдал от нехватки кислорода, как герои поставленного им шесть лет назад нашумевшего «Кислорода» Ивана Вырыпаева. Послужив сначала в царской, а потом в Красной армии, Лавренев пытался отречься от своего дворянского происхождения. Раскаивался, потом отрекался вновь. Убив белогвардейского поручика, героя своей повести, он словно покончил с одолевавшими его сомнениями вскоре написал одиозную пьесу «Разлом» и стал признанным советским писателем. Ничего равного повести «Сорок первый» он больше не создал. В спектакле к названию повести добавили слова “Opus Posth”. Их значение режиссер объясняет не только как посмертное сочинение, но как надежду на рождение новой эстетики той, в которой слова вновь обретут былую ценность. «Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемета » Павел Ворожцов, Максим Матвеев и Яна Сексте выходят на сцену сегодняшними молодыми людьми и сперва цедят текст, пробуя каждое слово на вкус и испытующе глядя в зал. Но вот обрывается мелодия песни Шевчука, и Яна Сексте торопливо пишет на деревянном щите с намалеванной на нем мишенью название повести. Потом скроется за ним, чтобы сменить джинсы на форменные штаны и бушлат, а ребята переоденутся прямо при публике: стащат с себя ненужное больше штатское, обнажат пупки, похожие на мишени Наваленная на сцене гора армейских ботинок слева и ушанок справа напомнит об «Апофеозе войны» Верещагина, а полоска настоящей воды, по которой плавает на авансцене игрушечный кораблик,- о суровом Аральском море, на берегу которого происходит действие. Словом, пролог спектакля, как и его оформление, сделанное самим Виктором Рыжаковым, подкупает своим минималистским изяществом, хотя, строго говоря, подобные приемы в театре не новы. Однако стоит Яне Сексте прочесть несуразные, косноязычные стихи своей Марютки прочесть так, как может читать только сам поэт, за стихи готовый сразиться со всем миром,- мысли о вторичности исчезают. Это упоение словом и ритмом передается и партнерам, и зрителям. И вот уже прямо-таки вздыбившаяся от необычных метафор проза Лавренева звенит и переливается, как синее Аральское море, спроецированное на задник сцены. И не так уж важно, что в спектакле пока много неточностей, а в самой Марютке нет ни привычного женского кокетства, ни трогательности. Зато есть неистовство, есть стихия революции и поэзии. Сюжет о том, как одержимая сочинительством снайперша, выброшенная бурей на пустынный остров вместе с пленным поручиком, влюбилась в его синие глаза, режиссер превращает в треугольник. Едва Марютка слишком приближается к поручику (Максим Матвеев), меж ними с текстом от автора встает комиссар Евсюков (Павел Ворожцов), властно существующий в Марюткиной памяти. В финале комиссар берет верх: Марютка убивает поручика, завидев приближающееся судно с белыми. Придумав этот любовный треугольник, режиссер, видимо, заботится о сегодняшнем зрителе, которому трудно «врубиться» в суть классического конфликта долга и чувства. Долг на сцене олицетворяет комиссар, а чувство поручик. Впрочем, когда Максим Матвеев, как бы отстраняясь от своего героя, скажет о выстреле, выбившем из черепа поручика синий, как море, глаз, а Яна Сексте остолбенело завоет «Синегла-азенький», зритель остолбенеет вместе с ней. В итоге в цель попадает не только снайперша Марютка, но и сам режиссер. Его пока еще сырой спектакль точно соответствует времени, которое, как сказано в повести Лавренева, сейчас такое «грохотное, смутное, кожаное». Пресса Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023 Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023 «Далекая Радуга»: Земные отношения в неземных обстоятельствах, Инесе Понелис, КиноРепортер, 6.04.2023 МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023 Антиутопия братьев Стругацких – на Малой Сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2023 Павел Ворожцов в программе «Белая студия», видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2022 Спектакль-перевертыш: МХТ им. Чехова приготовил громкую премьеру, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.11.2022 Спектакль «Друг мой» назван лучшей работой первого этапа проекта «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 8.11.2022 Павел Ворожцов: «Есть ощущение, что мне по-прежнему пятнадцать», Александра Машукова, Ok!, 28.10.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 Прямой эфир с актёром Павлом Ворожцовым, Светлана Бердичевская, Ticketland, 11.01.2021 На сцене МХТ им. Чехова премьера спектакля «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020 Спектакль в 5D: МХТ им. Чехова представит премьеру по пьесе Тургенева, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.12.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020 Павел Ворожцов. Служебный роман, 7 дней, 30.04.2020 Павел Ворожцов: «Была такая эйфория: и наш роман и успех спектакля», Елена Грибкова, Woman Hit, 28.04.2020 Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля «Чайка». Фоторепортаж Генриетты Перьян, 23.03.2020 Игорь Верник, Дарья Мороз, Евгения Добровольская и другие участники пресс-конференции в МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 11.03.2020 «Чайка» Оскараса Коршуноваса в МХТ: тонкий спектакль о грубых людях, Алла Шендерова, The City, 3.03.2020 Оскарас за режиссуру: в МХТ имени Чехова вернулась «Чайка», Светлана Наборщикова, Известия, 2.03.2020 Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020 Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020 «Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Творческая встреча с создателями спектакля «Бег» в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова. Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 5.06.2019 «Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019 Петербургская премьера Ренаты Литвиновой. На сцене БДТ спектакль «Северный ветер» МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Вести Санкт-Петербург», 15.03.2019 Мыльные пузыри, Елена Федоренко, Культура, 5.10.2018 «А вы ноктюрн сыграть могли бы
», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Светлый путь в ад, Марина Шимадина, Театрал, 11.11.2017 Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017 II Благотворительный театральный велозаезд «ТеатРалли». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 11.09.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Лалай, Павел!, Лора Чугуевская, Tricolor TV, 1.08.2017 Павел Ворожцов: «Стал актёром благодаря маме, Эстонию покинул по любви», Алексей Стефанов, Sputnik (Таллин), 21.01.2017 Игорь Золотовицкий в программе «Ближний круг», телеканал «Культура», 22.05.2016 Dreamworks: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016 Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та
, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016 «Dreamworks* *Мечтасбывается». Фоторепортаж Леонида Казаринова, Geometria.ru, 10.05.2016 «Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016 Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016 Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016 Так захотелось выпить
, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Танец на граблях, или В стране невыученных уроков, Ирина Алпатова, Театр, 24.01.2016 Бунтарская премьера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.01.2016 Бунтари. Громкий спектакль, после которого хочется помолчать, Анастасия Вильчи, Index-art, 18.01.2016 Народовольцы, декабристы и рокеры на сцене МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 23.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари». МХТ. Фоторепортаж Сергея Милицкого, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Галины Фесенко, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 Марина Голуб: У меня расчетверение творческой личности!, «День за днём» (Эстония), 22.11.2011 Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010 Люди и премьеры. «Васса Железнова» Льва Эренбурга, телеканал «Театр», 03.2010 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010 Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009 МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009 Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009 Люди и премьеры. «Иванов» Юрия Бутусова, телеканал «Театр», 11.2009 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008 |