Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка»

Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024
Премьерой спектакля «Дамасобачка» на Малой сцене МХТ отметили двойной юбилей: самому известному рассказу Чехова «Дама с собачкой» — 125 лет, Художественному театру — столько же. За постановку взялся кинорежиссер Алексей Мизгирев, решив вывести на первый план героев, которых Чехов только упоминает, — это супруги главных героев Гурова и Анны Сергеевны. Вдобавок действие было решено перенести в кабинет психотерапевта. В итоге адюльтер превратился в драму, а затем и в трагедию. «Известия» побывали на показе и узнали, как сложилась бы жизнь героев, будь они честны с собой.

И последние станут первыми

Идея поставить «Даму с собачкой» родилась из разговора Алексея Мизгирева с худруком МХТ Константином Хабенским. Совпадающие юбилеи они решили отметить не традиционной, а экспериментальной инсценировкой. Режиссер перенес действие в наши дни. Герои встречаются не на набережной Ялты, а в кабинете психотерапевта. Теоретически, такое могло происходить во времена Чехова. 125 лет назад люди уже знали про доктора Фрейда и его сеансы. Так почему бы не взглянуть на историю Гурова и Анны Сергеевны с позиции их супругов, встретившихся вместе загулявшими возлюбленными не где-нибудь, а на приеме у врача? Какие потаенные мысли довелось бы там узнать?

— В спектакле на 90% текст Чехова, моих включений быть может только процентов десять, — признается Мизгирев. — Я себе позволил лишь сюжетный разворот. Мне хотелось сделать Чехова будто глазами Бергмана.

Рассказ Чехова на пять страниц кинематографист проработал досконально и существенно расширил. Жена Гурова и муж Анны Сергеевны в спектакле получили голос и право выговориться. Вместе с доктором они решают, возможно ли прощение тех, кого попутал нечистый, кто нашел себе увлечение на стороне?

Роль Гурова режиссер доверил артисту Театра Вахтангова Сергею Волкову. Несмотря на возраст (31 год), у него уже есть «Золотая маска» за роль Бертольта Брехта в спектакле «Кабаре Брехт». Анну Сергеевну сыграла Полина Романова. Заслуженная артистка России Дарья Юрская вышла в образе Мадам Гуровой. А Кирилл Власов стал Фон Дидерицем. Препарирует сознание героев психотерапевт, которого сыграл Ростислав Лаврентьев.

— Это было забавно, когда режиссер на репетиции будто снимал фильм, ему казалось, что всё должно родиться на первой репетиции, как дубль на съемочной площадке, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — У нас была притирка. Да и ему с нами было сложно. Кино и театр — миры параллельные. Мы были в эксперименте и честно трудились, доставая персонажей из себя.

Но плюс от работы с кинематографистом в том, что артисты на сцене, как в фильме, тесно и много взаимодействовали друг с другом. Режиссер убрал из спектакля даже переодевания. Играют артисты в одних и тех же костюмах. Действие держит зрителя в напряжении. 

— Представить, что я пришел с женой и любовницей и ее мужем на психотерапию — сложно, а уговорить всех собраться — практически невозможно, — поделился с «Известиями» Сергей Волков. — Но это вполне могло случиться. Ведь поводом для визита стало то, что человек решил начать новую жизнь, а значит надо разобраться со старой. Вот только пока на это у Гурова не хватает силы и воли.

Исповедь любовников

Художник Мария Мелешко отошла от привычного пространства сцены. Задник сцены напоминает скат крыши. Стена обита досками, на них цифры: 1899 — это год создания Антон Павловичем «Дамы с собачкой», а рядом — 2024. Зал выстроен по секторам. Они повернуты лицом к подиуму, на котором и разыгрывается действо. Пол сцены блестит и отражает происходящее на ней. Действие происходит в кабинете психотерапевта. Место доктора в этом пространстве в «подполье». Вернее, в яме по центру подиума. Для пациентов — два ряда стульев вокруг. Первый ряд стоит так близко к краю ямы, что, кажется, еще чуть-чуть, и пациенты оступятся и упадут в нее. Но герои всячески избегают опасности.

На сцене пять персонажей: психотерапевт, Гуров с женой, Анна Сергеевна с мужем. Супругам влюбленной пары стало известно об измене. С помощью доктора они пытаются выбраться из этой истории, да так, чтобы каждый остался при своем. Психотерапевт обращается к семье Дмитрия Гурова не иначе как «господа». Но господа не сдерживают себя и демонстрируют собравшимся свое истинное лицо. Дмитрий Дмитриевич рассказывает, что давно не любит свою жену. Что когда-то, будучи студентом, женился на ней. А теперь разглядел массу раздражающих его черт.

Анна Сергеевна тоже разлюбила супруга. Ей не нравится, что он лакей, хоть и фон Дидериц. Переехав к нему в Саратов и прожив с ним два года, она так и не узнала, где он работает.

Анна Сергеевна чувствует, что поступила плохо, винится за измену перед мужем. И кажется, он ее давно простил. Но чтобы хоть как-то унизить изменницу, заставляет ее встать на четвереньки и выть по-собачьи. Она безропотно падает ниц. Супруг Анны Сергеевны уверен: не она заинтересовала Гурова, а ее белый шпиц. Животное в спектакле не появляется.

— Даже мысли не было ввести собаку в спектакль, — признается «Известиям» режиссер Алексей Мизгирев. — Никогда, ни разу.

Зато то Анна Сергеевна воет, стоя перед мужем на коленях, а то жене Гурова в приступе паники врач рекомендует дышать собачкой.

Режиссерское решение

Роль чеховского ружья, которое в итоге обязательно стреляет, у Мизгирева играет арбуз. Сначала он становится аллегорией шпица Анны Сергеевны. С ним играют, его катают по сцене, берут на руки, обвиняют. И в припадке злости Гуров роняет арбуз. С этого момента перед зрителем разворачивается сцена грехопадения героев.

Сладкую красную ягоду герои едят руками, ломают на мелкие части, валяются в разбитой мякоти по сцене. Такое режиссерское решение — стильно, красиво и сделано со вкусом. Зал быстро наполняется сладким ароматом.

Как рассказал «Известиям» Сергей Волков, за время репетиций было разбито очень много арбузов. Благо, сейчас в любое время года их нетрудно найти.

За историей, придуманной Алексеем Мизгиревым и сыгранной артистами МХТ, интересно следить. Здесь есть над чем подумать. Как признается Дарья Юрская, весь репетиционный период, который начался в феврале, напоминал актерам сеанс у психотерапевта. Они терапировали друг друга и себя. Когда сын актрисы побывал на прогоне спектакля, то сказал ей, что доктор, которого играл Ростислав Лаврентьев, это же сам Чехов. Писатель ведь был доктором. И то, что сеанс героев «Дамы с собачкой» мог бы провести сам автор, очень по-мхатовски.

— Чехов жесток к своим персонажам, я вообще не уверена, что он любит их, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — Он, как Набоков, который прикалывал бабочек. Только Антон Павлович насаживает на иголку собственных героев.

Не стоит раскрывать всех козырей, припрятанных в рукаве режиссером, но заметим, что для Чехова характерна нелюбовь к своим героям. Иссушающая страсть приводит их к опустошению. Как признается режиссер, он мог бы поверить, что развитие событий в жизни Анны Сергеевны, Гурова и их спутников могло бы завершиться таким образом, как на сцене МХТ. 

Несмотря на то, что происходящее на сцене, по большей части, вымысел постановщика, но от первоисточника он далеко не ушел. А бережно соответствовал стилю автора. Возможно, если бы Чехов захотел продолжения, то написал бы его именно так. Скорее всего, МХТ минуя все режиссерские лаборатории с поиском молодых талантов, приобрел своего постановщика в лице Алексея Мизгирева. Зрителю было бы интересно посмотреть, на что еще способен кинорежиссер, поставленный в условия сценической коробки.

Оригинал статьи и фоторепортаж
Пресса
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Это мой город: актриса Дарья Юрская, Алина Комская, Москвич, 26.12.2020
Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018
В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018
Пять вопросов о Москве: Дарья Юрская, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 30.11.2017
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016
Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016
Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002