Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Симфония судьбыКатерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 «Двадцать дней без войны». К. Симонов.МХТ им. А. П. Чехова. Режиссер Марина Брусникина, художник Николай Симонов. В спектакле МХТ, поставленном театром к 9 Мая, — то есть в спектакле «датском» именно в советском значении этого слова, вновь ставшем актуальным, — нет ни пафоса, ни надрыва, ни истерики, ни вранья, ни пустоты, ни цинизма, ни лжи. Это спектакль кристально честный по режиссерскому замыслу и практически безупречный по актерскому исполнению. Во всяком случае, 22 июня он был именно таким. Спектакль пронизывала сдержанность общего тона, точная интонация каждого — в каждом эпизоде, и звучание многоголосья как идеально «спетого» (в значении — сыгранного, единого) хора под управлением мастеровитого, опытного хормейстера, для которого вся эта история — дело очень личное. А что для Марины Брусникиной война — дело личное, сомневаться не приходится. Брусникина 61-го года рождения, и в ее ДНК даже больше, чем в моем (я 79-го), вшито: «Только бы не было войны». И «Летят журавли» Михаила Калатозова (это 57-й год). И «Двадцать дней без войны» Алексея Германа по сценарию Константина Симонова. Фильм с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, который вышел в 1976 году и стал одной из тех картин, что застроили, определили отношение к войне, к людям, прошедшим через нее, — для тех, кто жил и живет и в СССР, и в РФ. Для нас. Сегодня Марина Брусникина выбрала для своей постановки к 80-летию Победы сценарий Константина Симонова и взяла на главную роль Ивана Волкова, в этом сезоне вошедшего в труппу МХТ. Актера, которого после исполнения им роли военкора Лопатина стоит, кажется, назвать одним из главных актеров сегодняшнего дня. Во всяком случае, таким актером, чьи работы пропускать нельзя и за которым стоит следить как за камертоном, как за тем, кто создает смыслы, пропускает сквозь себя время. Волков играет сдержанно, как-то все внутрь, без толики актерствования. Играет тихо, ничего не акцентирует, не педалирует, держится все время словно в тени. А видишь его все время. И не потому, что он почти не уходит со сцены, а потому же, почему всегда было видно Ольгу Яковлеву, которая намеренно уходила с авансцены, оставаясь при этом эпицентром энергии и сути, и именно поэтому на нее и смотрели. Игра у Волкова — такой плотности, как проза высшей пробы. Роль пропитана смыслом, правдой до краев, и, кажется, нам, зрителям, было дано счастье видеть в ней жизнь человеческого духа. Ту сердцевину человеческой судьбы, поймать и передать которую учили великие (а мы про это только читали). Ведь это совсем редко кому удается. Почти никому. И мы уже привыкли к заменителям, к оболочкам, к суррогату. А когда видим, как у Волкова, настоящее, — теряемся. Как об этом писать? Какие фразы найти, чтобы передать лопатинскую сутулость, цепкий усталый взгляд, нелюбовь к громким словам и эффектным жестам, терпимость к людям и очень разным их проявлениям? Физическую непереносимость фальши. Желание спрятаться. Нежелание врать. Подчиненность себя делу, не тобой выбранному, но — общему. Тяжелый фронтовой опыт, когда уже даже не истерика внутри, а полное опустошение. Смирение со своей незадавшейся судьбой и неотменимое ничем, никакой войной и никаким разводом, желание жить и любить. И быть любимым. Волков играет человека, который похож на брошенного или потерявшегося большого лохматого пса, промокшего под дождем. Идти ему некуда. Вроде бы, все ему рады, он знаменитость, его фронтовые очерки вырезают из газет, цитируют, его зовут в гости, все хотят с ним поговорить, задают умные вопросы, по его текстам снимают фильм. А по сути, никто и нигде его не ждет. Бывшая жена, бездушная змея в огненно-сухом исполнении Дарьи Юрской, обдает его таким холодом, что страшно и хочется уползти от нее куда-нибудь подальше, пока не добила окончательно. И вдруг он встречает женщину, которая его увидела. Приняла. Услышала по-настоящему, всерьез, и открылась ему. Дала согреться. Оттаяла рядом с ним сама. Полюбила, когда он уже совсем не ждал этого. И теперь он ходит за Ниной, которую играет Светлана Колпакова, как хвостик. Она его спасла. Она сделала его снова живым. Светлана Колпакова Волкову хорошая пара. Она играет земную, загрубевшую некогда прелестную женщину, которая тоже, как и Лопатин, поставила на себе крест. Муж ушел еще до войны. Ребенок маленький. Эвакуация. Ну какая любовь. И тут вдруг. Когда они видят друг друга в поезде, еще до встречи в Ташкенте, все уже случается. Она выходит курить. Он подходит, берет за руку. Ведет к фонарю — рассмотреть. Она идет за ним. Все — без слов. Все и так понятно. В спектакле Брусникиной, помимо больших актерских работ, выросших из хорошей литературы и режиссуры, много пауз, в которых столько же смысла и души, как и в игровых эпизодах. Много музыки (композитор тоже Иван Волков). Много воздуха (художник по свету Иван Виноградов). Много сценической, высокой театральной поэзии. Экран во весь задник, на нем титры и — понизу — дым. Что-то все время горит в этом почти безлюдном мире (художник видеопроекции Михаил Купрыгин). Здесь, в спектакле, много непроговоренного, не на показ, знания, глубины и боли. И в сочетании со сценографией Николая Симонова, который как основной принцип взял выдвигающиеся из сцены на разную высоту платформы, плунжера (зыбкая, не твердая земля под ногами, мир меняется каждую минуту, не опереться), возникает настоящий серьезный театр. Симфония одной судьбы и целого народа, переживающего войну, которой не видно конца. Брусникина, вся постановочная команда и мхатовцы сделали спектакль не на потребу времени, не ради галочки. Все здесь всерьез, так, что, кажется, само время дышит на сцене. Ходят слухи, что спектакль не будет идти в следующем сезоне. Хочется верить, это только слухи. Может, конечно, это преувеличение, но кажется, что нет: ощущение, что случилось большое художественное событие. Оригинал статьи Пресса Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024 Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024 Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024 Дама из рассказа Чехова стала собачкой, а собачка превратилась в арбуз, Наталья Бабахина, Метро, 18.06.2024 На сцене Московского Художественного театра «дама с собачкой» завыла от отчаяния, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.06.2024 Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка», Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024 Мизгирёв в МХТ отправит героев «Дамы с собачкой» к психотерапевту, Елена Алдашева, Театръ, 17.06.2024 МХТ имени Чехова завершает сезон премьерой спектакля «Дамасобачка», видеосюжет телеканала «Культура», 17.06.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Моё имя вам ничего не скажет…», видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2023 Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023 Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023 Хранительницы смыслов: галерея женских образов представлена в спектакле «Занавес», Виктория Сытник, Пятый канал, 13.10.2023 Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023 Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023 Спектакль «Занавес» – первая премьера нового сезона на Малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2023 МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023 «Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023 В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Крупным планом: Дарья Юрская в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 26.07.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Видеозапись вечера «Мхатовские пятницы» с Дарьей Юрской (16 апреля 2021 г.), Вадим Верник, 16.07.2021 Это мой город: актриса Дарья Юрская, Алина Комская, Москвич, 26.12.2020 Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 «Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 «Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020 В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020 Вручение памятных знаков «Чайка» в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Дарья Юрская: Как умереть, папа репетировал всю жизнь, Олег Перанов, Собеседник, 12.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 2. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 1. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Офелия действительно боится воды на Малой сцене МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 19.12.2018 Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018 Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018 Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018 Марина Брусникина: «У всех возникает своя реальность», Анастасия Павлова, Театрон, 23.11.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «Офелия боится воды». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.11.2018 В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018 Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018 Между Натальей Теняковой и ее дочерью Дарьей Юрской разгорелись шекспировские страсти, 7 дней, 14.11.2018 В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018 В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018 Вечер Дарьи Юрской «От первого лица», 19 января 2018 г. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 20.01.2018 Пять вопросов о Москве: Дарья Юрская, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 30.11.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Дарья Юрская: «У мамы крылатая фраза: зачем мне это нужно?», Елена Владимирова, Театрал, 21.01.2017 «Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016 Сбор труппы МХТ. Фоторепортаж Владимира Майорова, 30.08.2016 Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016 Проект «Чехов жив» — «Каштанка», 25.09.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 МХТ им. Чехова представил ельчанам спектакль «Пролетный гусь» по рассказам Астафьева, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2015 Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Фоторепортаж «МХТ им. А. П. Чехова: большое открытие», Московский комсомолец, 3.09.2014 Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014 МХТ имени Чехова продолжает знакомить свою публику с французским театром, телеканал «Культура», 19.12.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть II), телеканал «Театр», 8.05.2013 Телеверсия вечера современной поэзии «Все поколения» (часть I), телеканал «Театр», 29.04.2013 «Правда 24»: актриса Дарья Юрская о спектакле «Начнем все сначала», телеканал «Москва 24», 17.04.2013 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 |