Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник»Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024 Недавно один из главных российских театров, МХТ им. А. П. Чехова, отметил 125-летний юбилей. За последние несколько лет труппа пополнилась тринадцатью актерами, недавними выпускниками театральных институтов Москвы. Именно они стали героями нового мультимедийного спецпроекта U MAGAZINE, который поможет понять, чем живет и что думает об искусстве и современности молодое поколение артистов. Выпуски «Проекта 13» в течение всего года будут выходить на разных площадках нашего журнала. Ну а пока приоткроем занавес и познакомимся с первым героем.У по-мужски сдержанного Арсентия Журида — прекрасное чувство стиля: он легко принимает условия игры самых разных режиссеров. А их сейчас в МХТ ставит великое множество — и часто между их спектаклями целая эстетическая пропасть. Но Арсентий убедителен везде: и в развеселом «Авлабаре, или Новой Хануме» Виктора Крамера, где выходит в роли молодого влюбленного грузина Котэ, и в панк-комедии Юрия Муравицкого «Как вам это понравится?», где он — томный длинноволосый музыкант-хиппи. И в спектакле Елизаветы Бондарь «Тахир и Зухра» по пьесе Зухры Яниковой, где играет главную роль Тахира — гастарбайтера на московской стройке, воспитанного мамой на примере героев восточного эпоса и старающегося вести себя так же, как они. И в молодежном хите МХТ — спектакле Александра Золотовицкого «Соня-9» по комиксу Алексея Олейникова о современных подростках, где есть и зажигательная музыка, и подлинные монологи нынешних старшеклассников. На «Соню-9» школьники буквально ломятся, а вот интересно, насколько близка тема подростковой жизни самим молодым артистам? Арсентий, а вы узнаете себя в героях «Сони-9»? Во многом да. У меня со школой в свое время не очень-то складывались отношения. Я родился и вырос в Краматорске, до третьего класса учился в одной школе, а потом перешел в другую. Там мне было реально плохо, меня не принимали ни учителя, ни одноклассники. При этом родителям я не жаловался, потому что мне было стыдно, что не могу дать отпор. Сейчас я смотрю на свою сестру, которой десять лет, и вижу, что у нее все совершенно по-другому. Мы недавно перевели ее на домашнее обучение, но не потому что ее травят, а потому что мама более чутко относится к ней, к ее становлению и к атмосфере, в которой она растет. Ваша сестра смотрела «Соню-9»? Да, и ей очень понравилось. Вообще подростки принимают этот спектакль на ура. Мы это чувствуем по их горячим аплодисментам. Они понимают все, что мы говорим, приняли нас за «своих». Мне кажется, нынешние подростки не слишком отличаются от нас. Да, моя сестра, с которой у нас 15 лет разницы, растет в иных условиях, чем жил в том же возрасте я: у нее есть телефон, планшет, доступ к разнообразной информации. Наверное, у них какие-то другие шутки, но в принципе все то же самое. Да я и сам, хоть мне уже 25, по-прежнему чувствую себя в чем-то подростком. Вернемся к вашей непростой школьной жизни – как выходили из создавшегося положения? Старался минимизировать общение. На самом деле в школе я находился всего несколько часов, а потом у меня были кружки: я ходил на бокс, на бальные танцы, в музыкалку, в театральный кружок. Мне все это очень нравилось. Со второго класса я выступал на всех школьных праздниках, на первом и последнем звонке: пел, читал стихи или был ведущим. Тогда и решили стать актером? В театральной студии, в которую я ходил в Краматорске, были замечательные опытные педагоги. Они сказали: если ты хочешь чего-то добиться в этой профессии, нужно поступать в Москву в Школу-студию МХАТ, там выпускают крутых артистов. Я тогда вообще не понимал, что это за институт такой. И еще они посоветовали мне сначала поехать в Днепр (в то время — Днепропетровск) поучиться в колледже искусств. Я так и сделал. Мне в колледже очень понравилось — я впервые попал в компанию людей, где все горят одним, и все хотят что-то делать. Мама на тот момент уже жила в России, так что я поселился в Днепре самостоятельно. Чтобы я не жил в общежитии, мама сняла мне там комнату. И как вам жилось отдельно от семьи в таком юном возрасте? Мне было комфортно. Я воспринимал это как какой-то лагерь. Мы с мамой всегда были на связи, каждый день общались при помощи видеозвонков. У нас очень доверительные отношения, и она всегда знала, где я и что со мной. В колледже мне очень повезло с мастером курса Владимиром Евгеньевичем Петренко. Это замечательный актер и режиссер, он действительно радеет за искусство, воспитал целое поколение артистов, играющих в драматическом молодежном театре «Верим!», который он создал. Когда я учился в колледже, там случилась не очень красивая история: назначили новую директрису, они с Владимиром Евгеньевичем не нашли общий язык, и она уволила нашего мастера. И мы два года добивались его восстановления: устраивали митинги, забастовки, даже держали голодовку. В итоге через суд добились возвращения Владимира Евгеньевича в колледж — это произошло, когда мы уже учились на четвертом курсе. Пока Владимир Евгеньевич официально не числился нашим мастером, мы играли в его театре. На Малой сцене выпустили спектакль «Антигона», в котором были соединены пьесы Софокла и Жана Ануя. Еще играли в пьесе Тадеуша Слободзяника «Наш класс». Это трагическая история, основанная на реальных событиях — об одном классе, где вместе учились поляки и евреи, о том, что стало твориться с этими ребятами во время войны. Я играл Владека — он по сюжету спасает свою одноклассницу-еврейку. Для меня это была первая большая роль, с разными этапами не только взросления, но и старения, потому что Владек в пьесе доживает до наших дней. Там я впервые попробовал свой темперамент, впервые играл взрослые отношения. Мы очень верили в эту работу, хотя шел «Наш класс» совсем недолго. А потом вы поехали в Москву поступать в Школу-студию МХАТ? Да, и не поступил. Все мои друзья по колледжу куда-то поступили, а меня не приняли. Я очень расстроился: ведь в колледже мне говорили, что я классный. Но на самом деле я сам был виноват, просто не подготовился по-настоящему. Когда я уже учился в Школе-студии на курсе Игоря Яковлевича Золотовицкого и Сергея Ивановича Земцова, то однажды помогал на приемных экзаменах, сидел на прослушиваниях. И понял, насколько сильно видно, если человек хочет поступить, подготовил классную программу, а не взял первую попавшуюся из интернета. А я тогда взял именно первую попавшуюся. На следующий же год я подготовился отлично, капитально. В Школе-студии мне не было сложно, ведь за плечами был колледж, где учебный процесс шел буквально круглосуточно. Единственное, я уставал от людей. Когда ты 24 на 7 находишься с одними и теми же людьми и в общежитии, и в институте, это утомляет. К тому же я по натуре отличник, лекции не прогуливал. И еще не хватало времени на личную жизнь. Будучи студентом Школы-студии МХАТ вместе с однокурсниками вы вышли на сцену МХТ в спектакле Егора Перегудова «Сирано де Бержерак», написали для этой постановки собственные зонги… Да, мы даже надеяться не могли, что нас возьмут в эту работу! Мы на курсе сделали «Квартирник», спектакль-концерт об истории Ленинградского рок-клуба. На одном из показов был Егор Перегудов. После спектакля он зашел за кулисы, спросил, кто на каких музыкальных инструментах играет, пишет ли кто-то стихи или песни, музыку. А дальше нас — меня, Николая Романова, Сергея Соломина и Мухтар-Али Мурзина — вызвали на репетицию. Какое-то время я думал, что это ошибка и нам вот-вот скажут: «Простите, мы хотели других парней пригласить, а не вас». Но нам не сказали. Работа в этом спектакле стала для нас огромным событием. Даже сейчас, служа в МХТ второй сезон и играя во многих постановках, я понимаю, что «Сирано» — это пример того, как круто может выпускаться спектакль, когда режиссер знает, чего он хочет. Егор давал нам темы, мы сочиняли музыку, подбирали стихи и просто кайфовали на каждой репетиции! И продолжаем кайфовать. Даже когда мы просто стоим с гитарами в глубине сцены, мы пребываем в восторге, что участвуем в этом. В «Сирано» ты чувствуешь себя частью какой-то большой истории. Это звенящий спектакль. А какие там поклоны, когда весь зал встает! А количество цветов, которые дарят, причем всем исполнителям! Мы всегда уходим домой с цветами. Есть у вас в МХТ и главная роль: Тахир в спектакле Елизаветы Бондарь «Тахир и Зухра». Это история о том, как Тахир, гастарбайтер на московской стройке, спасает дитя своей погибшей возлюбленной, которая была замужем за другим. И как люди разных национальностей объединяются ради этого ребенка. Немного сказка, не находите? Мы с режиссером говорили о том, что, возможно, все это видения Тахира, который находится между жизнью и смертью, что погибает не только его возлюбленная Зухра, но и он сам. А так как мама в детстве воспитывала Тахира на героических примерах из старинных преданий, то перед смертью ему представляется, что он выступает в роли спасителя. Ведь когда он мальчиком разглядывал портреты воинов в книгах и спрашивал: «Мама, а я таким буду?», она отвечала: «Конечно, будешь». Но вообще у нас так поставлено, что каждый зритель может воспринять эту историю по-своему: и как сказку, и как реальность. Сам я верю, что есть мужчины, которые способны брать на себя ответственность и совершать настоящие мужские поступки. Мой герой именно так поступает — противостоит злу. Для проекта U MAGAZINE вы выбрали стихотворение Юрия Левитанского «Кто-то упрямо и властно…» — печальное и пронзительное. И по этому выбору, и по тем стихам, что звучат в спектакле «Сирано де Бержерак», кажется, что поэзию вы знаете и любите. Нам в Школе-студии действительно привили любовь к поэзии: Марина Евгеньевна Дровосекова, педагог, с которой мы много работали над стихами, педагог по речи Виктор Владимирович Мархасев, Дмитрий Петрович Бак, читавший нам историю литературы. Во время пандемии мы сдавали экзамен по зуму, читали стихи. А когда карантин закончился, выпустили на Учебной сцене спектакль «СтримОпус», с классической музыкой и современными поэтическими текстами, очень удачный, по-моему. Как вы сегодня ощущаете себя в пространстве Художественного театра? Хорошо ощущаю. Здесь потрясающие люди работают — все, от ключника и до художественного руководителя. Нас всех прекрасно приняли, к нам относятся не как к каким-то детям, а как к коллегам, уважительно и без пренебрежения. А то количество работы, которое нам предлагают! Я не знаю, где еще у молодых артистов по 10-12 названий спектаклей, в которых они играют. Любой позавидует. Оригинал статьи Пресса Блиц-интервью Арсентия Журида в проекте «13», U MAGAZINE, 18.05.2024 Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024 «Жаркое ковидное лето» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 27.02.2024 «Если можешь — держись»: разговор на языке подростков в спектакле «Соня-9», видеосюжет Пятого канала, 16.01.2024 В МХТ имени Чехова премьера «Соня-9»: фоторепортаж., Мария Михайлова, Театрал, 25.12.2023 МХТ имени Чехова представляет спектакль о проблемах подростков «Соня-9», видеосюжет телеканала «Культура», 23.12.2023 «Шекспир и панки». В МХТ представили необычное прочтение пьесы английского классика, видесюжет телеканала «360», 2.12.2023 Панки играют Шекспира: премьера спектакля «Как вам это понравится?» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 1.12.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 Крупным планом: Софья Евстигнеева и Арсентий Журид в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 16.08.2023 Премьера «Тахир и Зухра» в МХТ имени Чехова: фоторепортаж, Театрал, 3.07.2023 Герои напоминают детей: прошла премьера спектакля «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет Пятого канала, 12.05.2023 В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023 Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 |