Хореография, пластика | Многоуважаемый гардеробНаталия Каминская, Культура, 28.12.2006 Та же молодая актерская команда, что работает в спектакле Аллы Сигаловой «Ночи Кабирии», задействована и в нынешней премьере Театра Пушкина. Александра Урсуляк играет Эмму Бовари, Александр Матросов ее мужа Шарля. Исполнители очень молоды, впрочем, Леона, первую и главную любовь Эммы, играет даже не выпускник, а студент Школы-студии МХАТа Игорь Теплов. Да и общество заштатного французского городка, в котором задыхается и чахнет героиня, поручено исполнять молодым актерам и студентам. Какими бы ограниченными и провинциальными ни были эти люди согласно сюжету, молодая энергия исполнителей берет свое. Стайка мужчин и женщин, окружающих Эмму, напоминает веселых отдыхающих пригородного пансионата. Леон среди них ничем, кроме разве что высокого роста, не выделяется. Зато второй любовник Эммы Буланже (Андрей Сухов) типичный периферийный лев, каким его, наверное, изображали в передвижных театриках эпохи Нины Заречной. Совершенно очевидно, что и Леон, и Буланже избраны героиней на полном безрыбье, ибо сами по себе магниты непритягательные. В спектакле Аллы Сигаловой много текста, много того, что составляет суть именно драматического театра. Но эмоциональное воздействие по-настоящему способны оказать декорация Александра Орлова, музыка, пластические сцены и костюмы. Хореограф Сигалова сильнее режиссера Сигаловой. А в качестве автора костюмов она просто великолепна. В этом уважаемом гардеробе выстроена целая драматургия цветовых контрастов, эротических линий, здесь свои конфликты и гармонии. Вот, к примеру, как намечается первая любовная история Эммы с Леоном. «Лужайка» общества беззаботно и глупо играет в крокет, а героиня в полудетском, полувечернем платье застыла поодаль в невероятном мышечном напряжении, и герой, втянутый в ее силовое поле, будто потерял управление. Вот Эмма, в алом казакине поверх белого платья, занялась верховой ездой и, стоя на столе, наклоняемом то влево, то вправо, летит в пропасть, судорожно заглатывая воздух. Декорация движется на поворотном круге, всякий раз открывая белоснежные углы. Каждый поворот короткой Эмминой жизни упирается в это скрещение плоскостей, из которого нет выхода. Черное на белом виолончель, зеркало, паутина проводов, какой-то диковинный плотоядный тростник выглядит весьма эффектно и эротично. Не говоря уже о пустых футлярах арфы и виолончели, чье алчное красное нутро хоть и лобовая, но точная метафора плотских утех. Словом, перед нами жутко красивая и жутко мелодраматическая история. Даже физический недуг героини (первый раз ее вырвало где-то на двадцатой минуте спектакля, а на тридцатой она забилась в падучей) источает какой-то терпкий будуарный аромат, будто на сцену вылиты литры духов «Пуазон». Нет, разумеется, надо отдавать себе отчет, что перед нами сочинение не Льва Толстого, а Гюстава Флобера и что история падения французской женщины это вам не Анны Карениной история. Но фраза Флобера «Я сам Эмма Бовари» не выходит из головы. При всем том непостижимом, вызывавшем восхищение именно у русских писателей перевоплощении автора в свою молодую героиню фраза эта написана мужчиной, который не только чувствовал обостренно, но еще и мыслил гениально. Перипетии Эммы, не будь они написаны Флобером, замечательно укладываются в жгучий бульварный роман, как, впрочем, и фабула «Униженных и оскорбленных» без прозрений Достоевского могла бы с успехом быть освоена каким-нибудь писателем Крестовским. Спектакль Аллы Сигаловой как раз такой случай. Несомненной режиссерской энергии, изобретательности и чувства хватило лишь на историю женщины, которая пропала от неутоленных желаний. Затхлый, порочный и одновременно лицемерно стерильный мир, окружавший ее в романе, здесь практически отсутствует. Физиология (справедливо заметить, важная и у автора) довлеет над всем тем, что составляло у Флобера среду, в которой задохнулась героиня. Ведь позерство, ложный пафос Эмминого окружения были ей инстинктивно не менее ненавистны, чем ничтожество ее супруга Шарля. Последний, однако, в исполнении Александра Матросова самая живая фигура спектакля. Матросов играет с такой степенью неподдельной человечности, что вызывает искреннее сочувствие. Ему, впрочем, легче, чем несомненно одаренной Александре Урсуляк, ибо не надо изображать объятое жаром нутро, дрожь желаний и прочие пикантные материи. Урсуляк же играет отчаянную нимфетку, и набоковская Лолита тут приходит на ум куда чаще, чем собственно героиня Флобера. Резкая, коротко стриженная, с пластикой порочной девочки-подростка, Эмма Урсуляк была бы куда убедительнее, если бы ей не надо было играть диалогов и драматических сцен. Лекция Владимира Набокова о «Мадам Бовари», по признанию самого режиссера, сыграла свою существенную роль в этой постановке. Похоже, слишком существенную, так как завела актрису в дебри декаданса, причем поверхностного, «красивого», облюбованного всеми видами современного гламура. А ведь был момент, когда эта пара сыграла живую историю, в которой вспыхнула на миг взаимосвязь причин и следствий. Шарль привел жену в театр, сели они на авансцене, лицом к зрителям, и стало ясно все почти без слов. Она замерла в немом удивлении и восторге, он простодушно вертел головой и откровенно зевал. Это мгновение без жутко красивых поз и пряно-сладких метафор принадлежало будто другому театру, в котором одаренные молодые артисты могли бы сыграть другую историю Эммы Бовари. Пресса Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 «Как будто идешь по паутине». Алла Сигалова о профессии режиссера, Наталья Витвицкая, Коммерсантъ, 26.03.2019 Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019 Сто лет за два часа, или Как станцевать “XX век. Бал” в МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 17.03.2019 Алла Сигалова: «Если я делаю глупость, то запредельную!», Андрей Дворецков, Э-Вести, 14.03.2019 Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019 Алла Сигалова рассказала о Константине Эрнсте и его жене, 7 дней, 4.03.2019 Легендарный хореограф и режиссер Алла Сигалова отмечает день рождения, видеосюжет Первого канала, 28.02.2019 Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019 Алла Сигалова: Моя действительность ярче мечтаний!, Анна Владимирова, Труд, 1.02.2019 Алла Сигалова: Во всем мире нас воспринимают как угрозу, Олег Перанов, Собеседник, 25.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019 В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019 Алла Сигалова: «Еврейская кровь во мне очень сильна!», Гарри Канаев, Stmegi.com, 2.01.2019 Ленивцы и любовницы: московские театры занялись большими форматами, Влад Васюхин, Известия, 28.12.2018 Константин Эрнст, Алла Сигалова и Ирина Пегова в программе «Вечерний Ургант», Первый канал, 27.12.2018 Бал столетия в Камергерском переулке: спектакль в МХТ им. А. П. Чехова, Андрей Миндовский, Ревизор, 24.12.2018 Women in Power: Алла Сигалова – о новом спектакле «ХХ век. Бал», работе с Владимиром Машковым и вере в чудеса, Арина Яковлева, Post@-Magazine, 24.12.2018 В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 Алла Сигалова о премьере «XX век. Бал»: спектакль не про историю XX века, а про наши ощущения от него, видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 12.12.2018 Эрнст и Сигалова выпустили спектакль в МХТ, 7 дней, 8.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 Алла Сигалова: «Творчество это неприятно», Анна Позина, Известия, 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 5 декабря в МХТ дадут «ХХ век. Бал», Ревизор, 4.12.2018 «Специальный репортаж»: «Какие наши годы», телеканал «Москва 24», 1.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 Алла Сигалова в Риге: «Это будет невыездной спектакль, так что — приезжайте сами», Наталия Морозова, LSM.LV, 7.10.2018 Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Истина в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007 Про это, Итоги, 8.01.2007 Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006 Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006 СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006 Эмма это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006 Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006 АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, 22.12.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 Феллини не ночевал
, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004 АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993 ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993 СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993 |