Режиссеры | Алла Сигалова станцевала верблюдаМарина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 На сцене филиала Театра имени Пушкина его художественный руководитель Роман Козак поставил спектакль по повести Андрея Платонова «Джан». На премьере побывала МАРИНА ШИМАДИНА. Решение Романа Козака делать инсценировку повести «Джан» отчаянное и заранее обреченное дерзание. Платоновская проза из тех трудноусваиваемых текстов, которые невозможно воспринимать на слух. Однако Роман Козак не стал мучить зрителя темным платоновским слогом. Театру литературному он предпочел театр пластический, слову тело. Причем тело очень конкретное его жены, актрисы и хореографа Аллы Сигаловой. На две трети спектакль состоит из ее пластических номеров-дуэтов с молодым актером Александром Матросовым, который играет главного героя Назара Чагатаева. В инсценировке этой эпической, по сути, повести (речь идет о судьбе целого народа, скитающегося по пустыне в поисках счастья) заняты всего три человека. Илья Барабанов играет народ Джан в одном лице, а Алла Сигалова представляет любимых женщин Назара и все остальные живые существа, которые встречаются ему на пути. Она играет робкую нескладную жену Веру и ее дочь резвушку Ксению, превращенную в спектакле в девочку на шаре; старую скрюченную мать Чагатаева Гюльчатай; хищную кровожадную птицу, с которой бьется умирающий от голода Назар; верблюда, напоившего героя своей кровью, и верблюжью колючку перекати-поле, ставшую ему первой попутчицей в долгих скитаниях по пустыне. Поскольку все живое, природное, даже верблюд, в спектакле оказывается женского рода, то вся постановка превращается в один нескончаемый диалог между мужчиной и женщиной. Но хореография Аллы Сигаловой, призванная проиллюстрировать все возможные варианты и оттенки отношений между полами от нежности и страсти до вражды и ненависти, для этой цели слишком однообразна. Вскинутые в экстазе руки, судорожно растопыренные пальцы, экзальтированные объятия и требующие физической выносливости гимнастические упражнения и все это одинаково яростно и экспрессивно. Впрочем, Роман Козак в своих интервью перед премьерой высказывался в том смысле, что для него главное в платоновской прозе это ее энергетика, плотная и густая, как кипящее масло. И этот накал, эту повышенную температуру текста Алла Сигалова как раз прекрасно выразила. Беда в том, что это взвинченное, напряженное состояние не передалось залу. Ну с чего зритель будет сопереживать человеку, изо всех сил топающему в сцену и размахивающему, как мельница, руками, когда он не в курсе, что это за тип и что вызвало в нем такое крайнее воодушевление? А режиссер не дает публике возможности узнать об этом. От платоновского сюжета в спектакле остались рожки да ножки. И человек, не перечитавший перед походом в театр «Джан», рискует остаться в полном неведении, о чем там, собственно, шла речь. Оставалась надежда, что потери в тексте будут возмещены чисто театральными средствами. Но нет. Постановщикам не хватило фантазии, чтобы придумать емким платоновским образам конгениальную визуальную замену. Однофамилец писателя художник Виктор Платонов застелил подмостки восточными коврами, под которыми были спрятаны алые маки, неожиданно появившиеся на сцене, когда Назар пришел в хивинский оазис. Это был яркий образ номер один. Над сценой висела большая круглая тарелка, которая то поднималась, то опускалась на тросах. Герои то забирались в нее и раскачивались, как на качелях, то отцепляли и катали по сцене. Но лишь один единственный раз эта штука «сыграла» убедительно когда Назар поднял ее над головой, как титан, поддерживающий Землю. Это был яркий образ номер два. И это все, не считая Аллы Сигаловой, которая, по сути, является и соавтором, и главным героем, и основным выразительным средством спектакля. Но у нее в этой постановке, как уже говорилось выше, своя, далекая от платоновской история. Вымирающий народ, ради спасения которого Назар Чагатаев и отправился в пустыню, стал в спектакле персонажем почти эпизодическим. А о том, что в финале воспрянувшие люди после долгих скитаний вернулись на историческую родину и начали заново строить свою жизнь, режиссер даже не упоминает. Ведь приход социализма в отстающие районы Азии не станцуешь. Пресса Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 «Как будто идешь по паутине». Алла Сигалова о профессии режиссера, Наталья Витвицкая, Коммерсантъ, 26.03.2019 Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019 Сто лет за два часа, или Как станцевать “XX век. Бал” в МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 17.03.2019 Алла Сигалова: «Если я делаю глупость, то запредельную!», Андрей Дворецков, Э-Вести, 14.03.2019 Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019 Алла Сигалова рассказала о Константине Эрнсте и его жене, 7 дней, 4.03.2019 Легендарный хореограф и режиссер Алла Сигалова отмечает день рождения, видеосюжет Первого канала, 28.02.2019 Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019 Алла Сигалова: Моя действительность ярче мечтаний!, Анна Владимирова, Труд, 1.02.2019 Алла Сигалова: Во всем мире нас воспринимают как угрозу, Олег Перанов, Собеседник, 25.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019 В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019 Алла Сигалова: «Еврейская кровь во мне очень сильна!», Гарри Канаев, Stmegi.com, 2.01.2019 Ленивцы и любовницы: московские театры занялись большими форматами, Влад Васюхин, Известия, 28.12.2018 Константин Эрнст, Алла Сигалова и Ирина Пегова в программе «Вечерний Ургант», Первый канал, 27.12.2018 Бал столетия в Камергерском переулке: спектакль в МХТ им. А. П. Чехова, Андрей Миндовский, Ревизор, 24.12.2018 Women in Power: Алла Сигалова – о новом спектакле «ХХ век. Бал», работе с Владимиром Машковым и вере в чудеса, Арина Яковлева, Post@-Magazine, 24.12.2018 В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 Алла Сигалова о премьере «XX век. Бал»: спектакль не про историю XX века, а про наши ощущения от него, видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 12.12.2018 Эрнст и Сигалова выпустили спектакль в МХТ, 7 дней, 8.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 Алла Сигалова: «Творчество это неприятно», Анна Позина, Известия, 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 5 декабря в МХТ дадут «ХХ век. Бал», Ревизор, 4.12.2018 «Специальный репортаж»: «Какие наши годы», телеканал «Москва 24», 1.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 Алла Сигалова в Риге: «Это будет невыездной спектакль, так что — приезжайте сами», Наталия Морозова, LSM.LV, 7.10.2018 Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Истина в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007 Про это, Итоги, 8.01.2007 Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006 Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006 СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006 Эмма это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006 Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006 АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, 22.12.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 Феллини не ночевал
, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004 АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993 ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993 СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993 |