Режиссеры | В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия ДаниловаИнга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 На Малой сцене МХТ им. Чехова выпустили «Стоиков» пьесу с таким названием написал известный драматург Дмитрий Данилов. «Человек из Подольска», «Саша, привет!», «Сережа очень тупой» эти и другие его произведения с успехом ставят на сценах по всей стране (и не только), но «Стоики», можно сказать, эксклюзив: Дмитрий Данилов создал эту историю специально для Художественного театра. Только в Камергерском ее и можно теперь увидеть, а к этой интриге добавляется еще одна небольшой, но многообещающий актерский состав.На первый взгляд, все просто: «Стоики» о столкновении двух поколений, двух взглядов на жизнь. Мать хочет наконец познакомиться с парнем, с которым уже какое-то время живет ее дочь. Пара нехотя (что за пережитки?) приходит в гости к родителям вместе с матерью их встречает отчим девушки, но… Улыбки натянуты, разговор не клеится и с важного попыток матери понять детей и оценить серьезность их совместных планов на жизнь то и дело соскальзывает в пустую бессмыслицу фраз. Но Дмитрий Данилов не был бы собой, если бы не «обернул» этот прозаический сюжет совсем не обычными обстоятельствами. Герои живут в мире постоянной неопределенности и нескончаемых катаклизмов, где нет никакой уверенности в завтрашнем дне. О том, что постоянно происходит нечто из ряда вон выходящее, сообщает телевизор: старшие смотрят его по привычке и охают, младшие прячутся от новостей в своих смартфонах. Какие драмы происходят где-то непонятно: до зрителей доносятся обрывки сообщений то о вертолетах с гуманитарной помощью, то о количестве жертв, то о природных катастрофах… Штрихами, без подробностей, обозначены и сами герои (имен у них нет, одеты все четверо в одинаковые костюмы), и окружающая их обстановка серые острокрышие домики, по которым время от времени пробегает сканирующий зеленый луч. Не за что глазу зацепиться. Где находятся герои, кто они и из какого времени зритель для себя решает сам. Выход из этой нескончаемой депрессии, как выясняется, перед героями один стоицизм с его непоколебимым принципом: «Делай, что должно, и будь что будет». На этом стоит отчим (Александр Усов), и он настойчив: его колонки о бейсболе давным-давно никто не читает не до бейсбола нынче, но он продолжает исправно смотреть предсказуемые матчи и писать обзоры в канал, у которого лишь 30 подписчиков. Этим и держится. Ну, еще пьет. У парня (Павел Табаков) свой концептуальный принцип он занят современным искусством: снимает на видео неподвижные предметы. Например, стену. В его канале всегда должно быть ноль подписчиков и даже если кто-то подписался, его сразу удаляют. Два мироощущения диаметрально противоположны лишь на первый взгляд ненужные профессиональные разборы бейсбольных матчей столь же бессмысленны, как и полуторачасовое видео бетонной стены. Все стоики а в их числе и девушка (Мария Фомина) максимально разумны, в их словах все логично: в конце концов, что мы можем сделать, чем помочь, когда беда где-то далеко от нас? Или когда эта самая беда гораздо больше нас самих и все усилия даже не капля в море? Герои то и дело повторяют слова про «зону ответственности», «возделывание своего сада». Но за таким рациональным «здравым смыслом» пусть все крушится, а я сосредоточусь на своих делах, чтоб не растрачиваться попусту, и обнажается все самое ужасное: пустыня равнодушия, каждый не видит никого вокруг. Как раз об этом ледяная реплика парня: «Другой человек это уже не моя зона ответственности». Это он, между прочим, о своей любимой. Отчим о будущем зяте примерно теми же словами: «Познакомились с совершенно посторонним человеком». Ни чувств, ни интереса, все едино. Формула «делай, что должен» выворачивается ужасающей изнанкой: «ничего не делай и будь что будет». Разогнать этот морок пытается мать (замечательная роль Светланы Колпаковой), она единственная мечтает связать семью воедино вызвать какое-то тепло друг ко другу. Удастся ли? Едва ли. Почти весь спектакль герои сидят в своих домиках, разделенные стенами, и даже когда разговаривают, смотрят не друг на друга, а куда-то вперед. Искра не пробегает, никаких пересечений. Сцена встречи вроде бы собрались вместе издевательски «мультяшна»: чрезмерны эмоции, дежурны скороговорки, саундтрек нелеп, словно из детской компьютерной бродилки. Все тут понарошку. Есть ли спасение? И где тут выход? «Дмитрий Данилов не дает ответа, что было дальше, объясняет режиссер Денис Азаров. На репетициях мы даже шутили, что может, нам дописать второй акт, в котором родители пойдут в гости к детям? И опять ничего не произойдет и не изменится. Вообще вся эта пьеса одна большая пауза, но главное в ней попытки людей пробиться друг к другу, стремление человека оставаться человеком. Пожалуй, даже в ситуации безысходности этих попыток отставлять нельзя». А что подумали зрители? В конце концов, это ведь тоже личное дело каждого. Ну, может, в зеркале себя увидели и то спасибо. Прямая речь Актриса Светлана Колпакова (в спектакле мать): Моя героиня единственная, кто хочет выбраться из этих серых стен и надеется на что-то. Именно она является двигателем контакта, взаимопонимания. Ведь если рядом есть человек это уже спасение. И в пьесе друга без друга герои не спасутся. Мне очень хочется увести всю эту историю в свет. Хочется, чтобы это было все-таки про жизнь, а не про смерть. Актер Александр Усов (отчим): Этот текст настолько актуален и содержателен, что мне кажется, что наш небольшой спектакль мог бы быть еще короче. Философию своего героя я не разделяю, но я ее понимаю. Его стоицизму можно противопоставить отношения с женой они спасительны, способность понимать и принимать это то, что может спасти. Почему он пьет? Отвечу пословицей «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Алкоголь помогает говорить честно, а все в этой истории нуждаются в правде. Оригинал статьи Пресса Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 В МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Стоики», ТАСС, 25.04.2024 «Это Москва. Люди»: «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Декорации и костюмы», телеканал «Москва 24», 12.04.2024 «Это Москва. Люди»: спецпроект «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Режиссура», телеканал «Москва 24», 5.04.2024 Телеканал «Москва 24» покажет процесс создания премьер в МХТ имени Чехова, телеканал «Москва 24», 3.04.2024 Крупным планом: Денис Азаров гость программы «Театральная среда Вадима Верника», радио «Культура», 15.11.2023 «Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023 В МХТ объяснились в любви прямо со сцены, Анна Чепурнова, Труд, 3.11.2023 Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023 Любовь в девятом ряду. О чем могут думать Он и Она на юбилейном спектакле МХТ им. Чехова?, Инга Бугулова, Российская газета, 28.10.2023 «Мы занимаемся хулиганством со смыслом»: Хабенский в день 125-летия МХТ им. Чехова представил необычный спектакль, Сергей Черных, The Voice Mag, 27.10.2023 В МХТ имени Чехова представили новый спектакль-сборник к юбилею театра, Александра Сидорова, BFM.ru, 27.10.2023 МХТ им. Чехова празднует 125-летие: чем сейчас удивляют зрителей?, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.10.2023 МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 125-летний юбилей отмечает легендарный МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 «Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами», Елена Вилле, Мир 24, 19.05.2023 МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Прислуга в пачках говорит на французском: новое видение чеховского «Дяди Вани», видеосюжет Пятого канала, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 «Дядя Ваня» в версии Дениса Азарова на сцене МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 МХТ показал первый спектакль к 125-летию театра, РИА Новости“, 18.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022 |