Режиссеры

В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова

Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
На Малой сцене МХТ им. Чехова выпустили «Стоиков» — пьесу с таким названием написал известный драматург Дмитрий Данилов. «Человек из Подольска», «Саша, привет!», «Сережа очень тупой» — эти и другие его произведения с успехом ставят на сценах по всей стране (и не только), но «Стоики», можно сказать, эксклюзив: Дмитрий Данилов создал эту историю специально для Художественного театра. Только в Камергерском ее и можно теперь увидеть, а к этой интриге добавляется еще одна — небольшой, но многообещающий актерский состав.

На первый взгляд, все просто: «Стоики» — о столкновении двух поколений, двух взглядов на жизнь. Мать хочет наконец познакомиться с парнем, с которым уже какое-то время живет ее дочь. Пара нехотя (что за пережитки?) приходит в гости к родителям — вместе с матерью их встречает отчим девушки, но… Улыбки натянуты, разговор не клеится и с важного — попыток матери понять детей и оценить серьезность их совместных планов на жизнь — то и дело соскальзывает в пустую бессмыслицу фраз.

Но Дмитрий Данилов не был бы собой, если бы не «обернул» этот прозаический сюжет совсем не обычными обстоятельствами. Герои живут в мире постоянной неопределенности и нескончаемых катаклизмов, где нет никакой уверенности в завтрашнем дне. О том, что постоянно происходит нечто из ряда вон выходящее, сообщает телевизор: старшие смотрят его по привычке и охают, младшие — прячутся от новостей в своих смартфонах. Какие драмы происходят где-то — непонятно: до зрителей доносятся обрывки сообщений то о вертолетах с гуманитарной помощью, то о количестве жертв, то о природных катастрофах… Штрихами, без подробностей, обозначены и сами герои (имен у них нет, одеты все четверо в одинаковые костюмы), и окружающая их обстановка — серые острокрышие домики, по которым время от времени пробегает сканирующий зеленый луч. Не за что глазу зацепиться. Где находятся герои, кто они и из какого времени — зритель для себя решает сам.

Выход из этой нескончаемой депрессии, как выясняется, перед героями один — стоицизм с его непоколебимым принципом: «Делай, что должно, и будь что будет». На этом стоит отчим (Александр Усов), и он настойчив: его колонки о бейсболе давным-давно никто не читает — не до бейсбола нынче, но он продолжает исправно смотреть предсказуемые матчи и писать обзоры в канал, у которого лишь 30 подписчиков. Этим и держится. Ну, еще пьет. У парня (Павел Табаков) свой концептуальный принцип — он занят современным искусством: снимает на видео неподвижные предметы. Например, стену. В его канале всегда должно быть ноль подписчиков — и даже если кто-то подписался, его сразу удаляют.

Два мироощущения диаметрально противоположны лишь на первый взгляд — ненужные профессиональные разборы бейсбольных матчей столь же бессмысленны, как и полуторачасовое видео бетонной стены.

Все стоики — а в их числе и девушка (Мария Фомина) — максимально разумны, в их словах все логично: в конце концов, что мы можем сделать, чем помочь, когда беда где-то далеко от нас? Или когда эта самая беда гораздо больше нас самих и все усилия — даже не капля в море?

Герои то и дело повторяют слова про «зону ответственности», «возделывание своего сада». Но за таким рациональным «здравым смыслом» — пусть все крушится, а я сосредоточусь на своих делах, чтоб не растрачиваться попусту, — и обнажается все самое ужасное: пустыня равнодушия, каждый не видит никого вокруг. Как раз об этом ледяная реплика парня: «Другой человек — это уже не моя зона ответственности». Это он, между прочим, о своей любимой.

Отчим о будущем зяте примерно теми же словами: «Познакомились с совершенно посторонним человеком». Ни чувств, ни интереса, все едино. Формула «делай, что должен» выворачивается ужасающей изнанкой: «ничего не делай — и будь что будет».

Разогнать этот морок пытается мать (замечательная роль Светланы Колпаковой), она единственная мечтает связать семью воедино — вызвать какое-то тепло друг ко другу. Удастся ли? Едва ли.

Почти весь спектакль герои сидят в своих домиках, разделенные стенами, и даже когда разговаривают, смотрят не друг на друга, а куда-то вперед. Искра не пробегает, никаких пересечений. Сцена встречи — вроде бы собрались вместе — издевательски «мультяшна»: чрезмерны эмоции, дежурны скороговорки, саундтрек нелеп, словно из детской компьютерной бродилки. Все тут понарошку.

Есть ли спасение? И где тут выход?

«Дмитрий Данилов не дает ответа, что было дальше, — объясняет режиссер Денис Азаров. — На репетициях мы даже шутили, что может, нам дописать второй акт, в котором родители пойдут в гости к детям? И опять ничего не произойдет и не изменится. Вообще вся эта пьеса — одна большая пауза, но главное в ней — попытки людей пробиться друг к другу, стремление человека оставаться человеком. Пожалуй, даже в ситуации безысходности этих попыток отставлять нельзя».

А что подумали зрители? В конце концов, это ведь тоже личное дело каждого.

Ну, может, в зеркале себя увидели — и то спасибо.

Прямая речь

Актриса Светлана Колпакова (в спектакле — мать):


 — Моя героиня — единственная, кто хочет выбраться из этих серых стен и надеется на что-то. Именно она является двигателем контакта, взаимопонимания. Ведь если рядом есть человек — это уже спасение. И в пьесе друга без друга герои не спасутся. Мне очень хочется увести всю эту историю в свет. Хочется, чтобы это было все-таки про жизнь, а не про смерть.

Актер Александр Усов (отчим):

 — Этот текст настолько актуален и содержателен, что мне кажется, что наш небольшой спектакль мог бы быть еще короче. Философию своего героя я не разделяю, но я ее понимаю. Его стоицизму можно противопоставить отношения с женой — они спасительны, способность понимать и принимать — это то, что может спасти. Почему он пьет? Отвечу пословицей — «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Алкоголь помогает говорить честно, а все в этой истории нуждаются в правде.

Оригинал статьи
Пресса
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022