Режиссеры | Страницы жизниМария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Чуть больше часа на Новой сцене Московского Художественного театра продолжается спектакль “Говорит Москва”. Монодраму Юлии Поспеловой читает Наталья Максимовна Тенякова. В основе текста “Двадцать писем к другу” – воспоминания Светланы Аллилуевой. Программка лаконично перечисляет участников и создателей спектакля, не называя действующих лиц, Москва безмолвно и равнодушно проплывает живописными свидетельствами социалистического реализма в окне за спиной актрисы. А она сидит за музейным столом с зеленым сукном, и перед ней ворох бумаг, пачка страниц с текстом, которые она переворачивает, дочитав.Режиссер Данил Чащин намеренно оставляет Теняковой читку, ограничивая ее одной мизансценой. Ей этого достаточно – в сущности, ничего другого и не нужно: большая актриса и хороший текст, с которым она может сделать все, что угодно. А пьеса получилась импрессионистская, насыщенная ощущениями больше, чем событиями. И то, как Наталья Тенякова интонациями передает сначала мельчайшие детские впечатления, а потом бездны открывающихся взрослеющему человеку драм, каким-то образом останавливает время и раздвигает пространство. Вот любимая дочка несет папочке смородину и получает в ответ табачные поцелуи, вот мама наказывает ее за разрезанную скатерть, а папа утешает и осушает слезы, вот девочка пишет папе письма, а он шутя называет ее “хозяйкой”, а себя “первым секретаришкой”. Вот выдуманная родителями идеальная Лелька, все делающая лучше, а вот дача, и беседки, и игры в городки, и домик Робинзона в лесу, и лето длиннее зимы. Вот девочку с братом внезапно куда-то увозят поздней осенью, и все меняется навсегда, потому что от аппендицита умерла мама, и все медицинские энциклопедии много лет потом девочка открывает на эту букву “а”, пока не прочтет в иностранном журнале – она же послушная! учит языки! – о самоубийстве. Вот большой стол, и кто только не ужинал за ним, и кто только не бывал, а потом вдруг бывать перестал. Вот пощечина от отца за первую любовь. Вот отец говорит кому-то по телефону что-то об автомобильной аварии, а на следующий день первая полоса “Правды” сообщает о смерти Михоэлса. В автомобильной аварии. Вот март 1953 года, и молодая женщина включает радио, которое объявит всем то, что она уже знает. Москва говорит в спектакле один раз – сообщает о смерти Сталина. Кроме видеоряда за окном (авторы А. Субботин, К. Варганов, А. Стрелкова, А. Лазарев) по обе стороны от письменного стола, лежат воздушные облака, которые тают и к концу спектакля оказываются грудами одежды (художник Михаил Заиканов). На письма “хозяйки” иногда отвечает без всякого акцента голос актера Артема Быстрова, а юная актриса Дарья Петриченко нарочито фальшиво и чересчур жизнерадостно изображает выдуманную Лельку. Все эти лобовые приемы с растаявшими иллюзиями и советскими песнями настолько контрастируют с образом, выстроенным Натальей Теняковой, что вызывают удивление. После, однако, думая о спектакле, ловишь себя на том, что противопоставление кажущегося и настоящего не нарушало целостности, а усиливало ощущение театральности, которое парадоксально подчеркивало документальность повествования. В последнем из “Двадцати писем к другу” Светланы Аллилуевой есть размышления о суде будущих поколений, которые “перевернут страницу истории своей страны с мучительным чувством боли, раскаяния, недоумения, и это чувство боли заставит их жить иначе”. В финале спектакля “Говорит Москва” идеальная девочка Лелька срывает голосок, не допев пионерской песни, а Наталья Тенякова внимательно смотрит в зал, перевернув последнюю страничку с текстом. Больно? Очень. Оригинал статьи Пресса Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 «Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022 «Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022 МХТ им. Чехова представит спектакль «Говорит Москва» о дочери Сталина, ТАСС, 28.04.2022 Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022 Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 На сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Мальва», Анна Егорцева, Метро, 27.06.2017 Премьера спектакля «Мальва» состоялась в МХТ имени Чехова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 21.06.2017 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Мальва», видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2017 Светлана Устинова дебютирует в МХТ имени Чехова, 7 дней, 20.06.2017 Премьера спектакля «Мальва» состоялась в МХТ имени Чехова, телеканал «Культура», 20.06.2017 Данил Чащин: «Театр это облако», Андрей Новашов, Экран и сцена, 6.02.2017 Старость крупным планом, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2017 Ой, Леха, Леха
Зрители МХТ имени Чехова увидят постановку «Леха» Данилы Чащина, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 21.11.2016 Вечно молодой, Людмила Прохорова, Ревизор, 21.11.2016 «Лёха» спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016 МХТ им. Чехова начинает предпремьерные показы спектакля «Лёха», РИА Новости, 15.11.2016 Эскиз спектакля «Лёха» по пьесе Юлии Поспеловой показали в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 15.07.2016 «Лёха». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 7.07.2016 |