Режиссеры | «Далекая Радуга»: Земные отношения в неземных обстоятельствахИнесе Понелис, КиноРепортер, 6.04.2023 В фантастических повестях братьев Стругацких «слишком человеческое» постоянно сталкивается с особенностями дивного нового мира. Потому-то и кажется, что хорошо изобразить на сцене картину будущего – задача не из легких. Но если правильно объединить минимализм и футуризм, получится нечто исключительное. Как, например, в спектакле «Далекая Радуга» в МХТ имени Чехова.Адаптацией фантастических текстов в МХТ занимается Андрей Гончаров: именно он превратил «Чрево» Евгения Замятина в крестьянский триллер и оживил «Бесконечную историю» в Московском ТЮЗе. Теперь же настала очередь Аркадия и Бориса Стругацких, чье видение будущего отличается особенной, весьма тревожной атмосферой, но все-таки дает надежду на спасение человечества. «Далекая Радуга» – история о новой планете, которую люди открыли для жизни, когда ресурсы Земли истратили, а экологию окончательно испортили. Радуга – место надежды, где заново вырастили апельсины (недаром о них постоянно твердят герои), где удается делать в прямом смысле радужное вино, где ученые ежедневно ставят опыты. Чтобы нащупать впереди светлое будущее, конечно же. Оттого все ходят в белом, с похожими прическами, причем у каждого – своя задача и собственный смысл пребывания на чужой планете. Но играть с физическими законами – дело опасное. Так что в один ужасный день эксперимент заканчивается крахом: Радугу вот-вот накроет гигантская энергетическая Волна, способная уничтожить все живое. Спастись смогут не все. Зато каждый покажет себя во всей красе: один – трус, другой – паникер, третий – отрешенный миролюбец. Ничто так не обнажает суть человека, как нечеловеческие испытания: эта мысль плавно вырастает из одинаковых одежд и туманных разговоров о неведомом землянам устройстве Радуги. Лаконично оформленное Сергеем Илларионовым пространство представляет собой мир, в котором умещается множество смыслов с минимумом деталей. Вот жилище ученого Роберта Склярова и его возлюбленной Тани: пустота и тишина, заполняемые необходимой геометрией и красочным пересказом пророческого сна. А вот кабинет директора Матвея Сергеевича, где есть место только для идей и людей. Атмосферу внеземной жизни поддерживает все пространство от потолка до пола: прямые линии, минимум цветов и пара устройств для связи. При этом события «Далекой Радуги» разворачиваются в двух плоскостях – на сцене и черно-белом экране над ней. Но пока герои живут и взаимодействуют, экран пустует, словно намекая на близость страшного будущего. В некоторых эпизодах черно-белое изображение частично повторяет реальную картину, создавая гнетущее предчувствие беды. И эта тревога постепенно разрастается, заставляя переживать за людей из другого времени, которых мы никогда не встретим. Тревога незримо присутствует в каждом диалоге, надвигающийся ужас бликует в каждой идеально гладкой поверхности, а люди из последних сил творят безрассудства в надежде на спасение. Евгения, жена директора, хитрит, чтобы остаться с сыном. Роберт во имя любви к Тане предает ее, чтобы спасти… Безумная любовь и безумный страх заполняют собой все пространство: вот как выглядит эта «волна» на Радуге. Но больше, чем пространство и свет, больше, чем гудящий звук будущего и освещение ярких контрастных цветов, за создание атмосферы отвечает актерский состав. Даниил Стеклов и Мария Карпова играют любящую пару, чьи отношения делают рывок с вершины в пропасть, а Павел Ворожцов исполняет роль невозмутимого директора, который уже принял все возможные в этой жизни решения. И не нужны странные приборы, специальные костюмы или фантастические звездолеты, чтобы передать чувства людей, которые вдруг осознали: космос никогда не станет домом. Ближайший показ спектакля «Далекая Радуга» состоится 22 апреля на Малой сцене МХТ имени Чехова. Оригинал статьи Пресса Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2025 Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025 «Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена., Евгения Малкина, Ревизор.ru, 18.03.2025 В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025 Чувства и уязвимости: в МХТ поставили «Осень» Августа Стриндберга, Зоя Игумнова, Известия, 17.03.2025 В МХТ имени Чехова приготовили премьеру спектакля «Осень», Полина Федосеева, BFM.ru, 15.03.2025 В МХТ имени А. П. Чехова покажут спектакль по рассказу Стриндберга, ТАСС, 15.03.2025 «Далекая Радуга»: Земные отношения в неземных обстоятельствах, Инесе Понелис, КиноРепортер, 6.04.2023 Антиутопия братьев Стругацких – на Малой Сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2023 МХТ им. Чехова приготовил спектакль по повести Стругацких, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.03.2023 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 Сказ о точке невозврата. Интервью с режиссером Андреем Гончаровым, Александра Машукова, Ok!, 10.05.2022 Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018 О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018 В новом спектакле МХТ им Чехова прошелся по классике босиком, Наталия Гопаненко, Э Вести, 12.05.2018 «Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018 |