Режиссеры | Один на двоих «сон об осени», 11.04.2025 «Осень» на Новой сцене МХТ – это попытка ответить на вопрос, куда уходит любовь. Спектакль на двоих. Режиссер Андрей Гончаров искал материал специально под Артёма Быстрова и Ольгу Литвинову, с которыми уже делал «Чрево» по прозе Замятина, «крестьянский мюзикл» о домашнем насилии – а теперь выбрал рассказ Стриндберга из сборника «Супружеские идиллии: рассказы о браке».В браке Аксель и Лили – всего десять лет, а кажется, что полжизни: оба уже давно забыли про «легкость бытия» и набрали лишний вес – в объемных телах-комбинезонах под бесформенной, невыносимо скучной одеждой, с параметрами рубенсовского «Вакха», Быстров и Литвинова похожи на двух пенсионеров. У неё – седина и дежурно-пресное выражение лица, у него – лысина, «дикорастущие» бакенбарды и испарина человека, уставшего бегать по кругу. «Им обоим было трудно, как двум одинаково сильным лошадям, из которых каждая тянет свою лямку», – подсказывает Стриндберг, а Гончаров показывает их на развилке: муж сообщает, что уезжает в командировку, прямо сейчас – и, возможно, навсегда – а жена невозмутимо и мгновенно подает чемодан: всё, что нужно – уже здесь, по умолчанию, всё под контролем, в том числе сам Аксель. Лили он называет «мамой». Потому что живёт под присмотром – и даже на расстоянии, в номере отеля, где, наконец-то, остался один, руководствуется её «директивами»: что поесть, что посмотреть – через силу жует бутерброд, выбирает «Титаник», прощальный диалог Ди Каприо с Кейт Уинслет, а в озвучке слышит голос Лили… По сути, она щёлкает пультом, а не он. Никакой самостоятельности. «Тревожность – это необоснованное забегание вперед», – лекцию «Как победить тревожность в СИЗО» Аксель, тюремный инспектор (попавший на свободу впервые за большой срок в браке), читает не арестантам, а зрителям. В публичном выступлении он, как ни странно, «выговаривает» ту часть себя, которая невидима, неслышна и никому не интересна дома. Потом заходит на новый круг – и открывает перед публикой свою «ценностную сетку»: предлагает сравнить себя с Робинзоном Крузо, которого каннибалы ставят перед выбором – или стать жертвой, быть съеденным, или убить – третьего не дано, но он даже на диком острове хочет остаться «человеком мира». Это общение Акселя с залом подскажет, что есть территория, на которую Лили не заходит, потому что она – вне была и набора «формочек», по которым разложено их бытовое общение. И все-таки… «Всерьёз рассказывать про отношения людей, которые живут 10 лет бок о бок и знают все особенности друг друга – это перебор», – решил режиссер, поэтому артисты не раз отложат на потом текст «дядьки» Стриндберга, а сами будут добывать парадоксальный юмор из вставных номеров и не оставят никаких сомнений: мужу от жены не отделаться даже в отъезде. Причем эта ментальная связь проявляется и комически, и лирически, когда Быстров берёт в руки гитару, Литвинова – аккордеон, и звучит O Solitude («О, одиночество») Генри Пёрселла, музыка «из света и слёз», а на сцену выкатываются два огромных зеркальных шара и заполняют собой пустоту. Художник Константин Соловьев (кстати, тот же, что и в «Чреве») обшивает сцену светлыми, гладкими досками, аккуратными рядами – упорядоченность быта, монотонный ритм, а сквозь щели в мизинец толщиной просвечивает осенняя усталость друг от друга и от своих социальных ролей – мужа и жены, отца и матери. А оба носят их, как свою вторую оболочку, – естественную для неё, а для него – душную, – и забывают, какими были в начале отношений. «Эта оболочка, грубая и твёрдая, конечно, мешает росту. Зато она безопасна, и в ней очень удобно, потому что всё понятно», – говорит Андрей Гончаров. Если человек прирастает к ней, не остаётся никакого зазора для чувственности – любые проявления тяги, влечения друг к другу начинают опадать, как листья поздней осенью. Лили и Аксель оказываются как раз в той точке, когда надо либо продолжать жить со своей семейной «обшивкой», «наращивать её толщину и крепость», либо выбраться оттуда и отдаться другому состоянию – оглянуться на свою весну. Позволить себе уязвимость, потому что в ней есть возможность перейти в «зону роста», то есть меняться, обновляться – и если не запустить новый виток супружеской жизни, то хотя бы попробовать. Эта возможность – сбросить лишнее, накопившееся за 10 лет – открывается для Акселя и Лили в разлуке. Они начинают писать друг другу любовные письма и не понимают, почему вдруг чувствуют себя «практически мучительно счастливыми». Ждут встречи. Назначают свидание друг другу в том самом городе у моря, где их любовь только «распускалась». И вот уже Лили идет по набережной не в трениках и рубашке на все случаи жизни, а в образе прекрасной незнакомки: черное платье в пол, капор с кружевом и розовые мюли: «Ну, как я выгляжу? Нравится?» – интересуется она у зрителей. Шаг за шагом оба молодеют: избавляются сначала от париков и заношенной одежды, потом снимают с себя искусственную полноту – набранные за годы брака «килограммы» недовольства друг другом, совместной жизнью, подмененной бытом и уже набившей оскомину, – казалось бы, вот-вот случится перезагрузка. Но несмотря на романтический настрой, подготовку (шезлонги, мангал, бокалы) и высокий градус ожиданий, ничего не происходит. Разговор не клеится, угли гаснут, вино не пьянит и даже спетая Лили песня про «Три счастливых дня» – оттуда, из общего счастливого прошлого – не вызывает «горения». Она еще на что-то надеется, а он уже спит – лицом в простыню с «листопадом»… Белые маечки, джинсы, подтянутые тела. Казалось бы, эти двое снова увидели друг друга прежними – и в письмах, и наедине в номере гостиницы, где уже бывали женихом и невестой – в отрыве от приевшегося фона, вдали от домашних забот. И все-таки остались обособленными, как зеркальные шары: рядом, но не вместе. Весна, которая прошла, так и не вернулась. «Мы уже стары, мамочка, мы уже сыграли нашу роль и должны быть довольны тем, что было», – снова подсказывает «дядька» Стриндберг, а Аксель с Лили не хотят верить, что впереди – только заморозки, и снова играют музыку Пёрселла, прозрачную, как осенний воздух. O Solitude. Оригинал статьи Пресса Актеры МХТ им. Чехова выступили на театральном фестивале в Венесуэле, Михаил Макеев, ТАСС, 20.04.2025 Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.04.2025 Один на двоих «сон об осени», Татьяна Власова, Театрал, 11.04.2025 Андрей Гончаров: «Покороче как будто бы получше», эпизод подкаста «Увидимся в театре», 4.04.2025 Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025 Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025 «Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена., Евгения Малкина, Ревизор.ru, 18.03.2025 В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025 Чувства и уязвимости: в МХТ поставили «Осень» Августа Стриндберга, Зоя Игумнова, Известия, 17.03.2025 В МХТ имени Чехова приготовили премьеру спектакля «Осень», Полина Федосеева, BFM.ru, 15.03.2025 В МХТ имени А. П. Чехова покажут спектакль по рассказу Стриндберга, ТАСС, 15.03.2025 «Далекая Радуга»: Земные отношения в неземных обстоятельствах, Инесе Понелис, КиноРепортер, 6.04.2023 Антиутопия братьев Стругацких – на Малой Сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2023 МХТ им. Чехова приготовил спектакль по повести Стругацких, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.03.2023 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 Сказ о точке невозврата. Интервью с режиссером Андреем Гончаровым, Александра Машукова, Ok!, 10.05.2022 Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018 О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018 В новом спектакле МХТ им Чехова прошелся по классике босиком, Наталия Гопаненко, Э Вести, 12.05.2018 «Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018 |