Режиссеры | Под маской себя самогоПолина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 За последние несколько сезонов Евгений Гришковец сумел завоевать феноменальную популярность. Его пьесы и спектакли идут в нескольких театрах Москвы. О нем написано столько статей, сколько не написано ни об одном другом режиссере, драматурге или актере. Что же так привлекает к нему критику и зрителей?Евгений Гришковец играет так, как будто бы все, что он рассказывает, он рассказывает о себе лично. И что все это не специально написанная пьеса с выдуманным героем, а некое выступление в прямом эфире от собственного лица. И кажется. будто бы перед нами нет никакого персонажа, а есть этот вот немножко мешковатый очкарик, которого зовут Евгений Гришковец, и это все с ним на самом деле было. Просто живой человек со своими мыслями, ощущениями, откровениями. Косноязычный. С речью, далекой от какой бы то ни было литературности, то есть красоты, правильности, выразительности, корявой, шершавой, которая рвется паузами и междометиями. Так разговаривают не на сцене, а где-нибудь в квартире или на улице, сумбурно, комкано, изъясняясь, что называется, «на пальцах». Так вот любой из зала может выйти и сделать то же самое. Рассказать о том, какие с ним случались любовные истории, к примеру, или как он служил в армии. . Вот этот поразительный эффект не литературного или театрального, а подлинного человеческого высказывания и притягивает к Гришковцу, вызывая к нему и к тому, что он делает, наше особое доверие. Такой вот лирический театр «от первого лица», посвященный внутреннему миру человеческой души. И вот в этой вот манере, к которой Евгений Гришковец уже приучил зрителя, он играет спектакль о любви. Само это слово «любовь» для него, а вернее, для его персонажа значит очень много. И ему, как бывает школьникам подросткам, произносить его трудно и даже стыдно. Он рассказывает о том, как ходит по улицам, заглядывает в окна. Что-то есть в этом заглядывании детское. Ведь только в детстве может показаться, что за чужим горящим окном совершается какая-то очень значительная и необыкновенная жизнь. Потом, с годами, это ощущение теряется. Он заглядывает в окна, и в одном из них видит женщину. Эта женщина героиня спектакля ( А. Дубровская). Она все время находится в своей маленькой комнатке с абажуром, которую мы и видим сквозь большое окно, висящее на сцене. Там за ним вечер сменяется утром, женщина идет на работу, потом на свидание. Потом разговаривает с подругой по телефону, потом тоже по телефону кокетничает со своим мужчиной. Любит, ждет, ссорится. Остается одна. С героем спектакля она ни разу не вступает в диалог и вообще существует, его совершенно не замечая. Это он ее постоянно видит и слышит. Вообще все, что он здесь делает, он делает для нее, покачивает ветками перед ее окном, изображая дерево, запускает к ней в комнату мотылька на длинной проволоке, чтобы она подумала, что этот мотылек залетел с улицы. ( Из детских и простых приемов с деревом и мотыльком рождаются удивительные образы). И говорит, говорит бесконечно. О любви. О самом себе. О городе. И постоянно возвращается к любовной теме. Он как бы кружит вокруг нее, то приближаясь вплотную, то удаляясь на почтительное расстояние. Вот это кружение и рождает свободную поэтическую ткань спектакля. Это, конечно, гимн любви, столь знакомому и всегда столь новому чувству, в котором человек нуждается всю жизнь, годы проводя в ее поисках, перекрывая время и расстояния. Человек вьется вокруг любви, как ночной мотылек вьется вокруг огня. Кстати, то, о чем рассуждает герой Гришковца, очень просто и понятно каждому. Он не строит из себя нового интеллектуала. Он доступен и потому демократичен. Отношение героя к женщине может быть снисходительным и добродушно-насмешливым, когда он рассказывает, как она покупает шторы на окна, как долго выбирает их, и как ее мужчина в этот момент стоит на улице перед магазином и курят. Она для него не что-то надмирное, а вполне обыкновенное, домашнее и уютное, потому что за своим окном она стоит в толстых носках и ночной рубашке, потом, поджав под себя ноги, сидит на кушетке и читает книжку. Один раз он произносит слово «стерва». Но в целом он готов стать для женщины всем и подарить ей целый мир. Женщина для мужчины это планета. Мужчина для женщины спутник. В какой-то момент действия герой на длинной палке выносит загорающийся огнями спутник, который тоже «залетает» к женщине в окно. И этим же спутником, мерцающим красным светом в кромешной темноте сцены, и закончится спектакль. У Гришковца удивительный голос, который передает вибрации внутреннего чувства. И именно это внутреннее чувство делает его привлекательным, почти красивым, и мы перестаем замечать его мешковатость и некоторую неловкость. Он в какой-то момент преображается и становится городским бардом, поэтом, так выразительно и легко описывающим жизнь большого мегаполиса, мигающие огни, потоки машин, миллионы прохожих, среди которых так просто затеряться. У него очень много интересных зарисовок и рассуждений. Среди прочих есть рассуждение о том, что женщина в окне это меньше, чем женщина, которая зашла с тобой в один вагон метро. Потому что с женщиной, которая зашла с тобой в один вагон, можно случайно встретиться взглядом, потом можно смотреть, как она выходит на одну остановку раньше тебя и пытаться увидеть ее затылок в удаляющейся толпе. Потому что во всем этом есть какая-то возможность. Эта возможность составляет только одну долю из миллиона возможностей, но все равно она существует. Он говорит именно о возможностях. О предпосылках, о предчувствиях, о желаниях, еще не обретших точных и внятных форм, о стремлениях, только-только проявляющихся. Тут все сплошная неопределенность и неопределимость. Поэтому он и выбирает способ словесного и чувственного кружения вокруг темы, приближения и удаления, легкого касания, полунамека, но не называния. Назвать то, что он чувствует, словами очень трудно. Почему Евгений Гришковец завоевал такую большую и стремительную популярность? Он, который на фоне прекрасных актеров, умеющих играть разных людей и разные характеры, играет только самого себя? Он, который на фоне увлекательных пьес, рассказывающих занимательные истории, разыгрывает нечто неопределенное, лишенное сюжета? Он, который на фоне режиссуры, умеющей выстраивать сложные композиции, показывает свой почти детский театр с мотыльком на длинной проволоке? И вот этот вот, с позволения сказать, театр собирает полные залы, обильную прессу, приобретает сенсационную известность. В последние несколько сезонов Гришковец стал настоящим кумиром. Почему? Дело в его герое. Он не победительный обольститель и знаток женских сердец. Не преуспевающий буржуазный господин. Не крутой супермен, стреляющий без промаха. Не тот, кто попадает на экраны кино и телевизиров, в кадры репортажей, на рекламные щиты. В мире, который утверждает образы преуспевающих и наслаждающихся жизнью звезд, он - никто. Просто обычный человек. Средний человек, со средней внешностью, средним достатком и средними возможностями. И не стремится быть никем другим. Не надевает чужие маски, не играет чужие роли. Но в нем есть такая теплая, такая трогательная человечность, целый космос души. Он заражает нас своими чувствами. И глядя на него, зритель понимает: главное это то, что у тебя внутри. На фоне стремительно воздвигающихся миражей новых российских имиджей Евгений Гришковец предпочитает ходить под маской себя самого. Его странные пьесы могут не войти в историю драмы. Его лаконичные постановки могут не превзойти другие, более изощренные и сложные. И эти пьесы, и эти постановки хороши только при его личном участии, потому что самое интересное в нем это его человеческая индивидуальность. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Саратовским зрителям МХТ показал спектакль для взрослых про Винни-Пуха, Регион 64, 10.09.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 Евгений Гришковец: «Я не выступаю с текстами, я играю спектакли», Зоя Игумнова, Известия, 15.11.2018 Евгений Гришковец о гастролях МХТ в Ташкенте, 6.10.2017 «Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017 Евгений Гришковец в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 29.03.2017 Евгений Гришковец о премьере спектакля «Весы», блог Евгения Гришковца, 28.03.2017 За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017 Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Ночь в приемном покое родильного отделения: Гришковец рассказал о новом спектакле, BFM.ru, 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 Евгений Гришковец провел целую ночь в роддоме, 7 дней, 23.03.2017 Евгений Гришковец поставил в МХТ имени Чехова собственную пьесу, Москва 24, 23.03.2017 Евгений Гришковец срежиссировал собственную пьесу «Весы» в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 23.03.2017 Евгений Гришковец о работе над спектаклем «Весы», блог Евгения Гришковца, 20.03.2017 Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017 Евгений Гришковец: совершенно не понимаю, что такое пятьдесят лет, ТАСС, 17.02.2017 Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011 Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011 «Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011 Актер, педагог и режиссер Игорь Золотовицкий празднует свое 50-летие, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 18.06.2011 Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007 Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007 Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007 Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007 Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы, Ксения Аитова, АНН, 24.11.2006 По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006 Чтобы убить нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По, Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005 Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005 Евгений Гришковец представил спектакль"По-По", телеканал «Культура», 14.12.2005 Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002 Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002 Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002 Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002 Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001 Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001 Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001 Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001 Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001 «Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001 Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001 |