Режиссеры | «Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь»Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023 Авлабар – один из старейших районов Тбилиси и место действия знаменитого водевиля XIX в. Авксентия Цагарели «Ханума». По сюжету разорившийся князь желает жениться. Невесте он может предложить только титул и герб, денег у него не осталось. Но богатому купцу с дочкой на выданье как раз это-то и нужно. Правда, она влюблена в племянника князя и за нелюбимого замуж не хочет. Две свахи-соперницы Ханума и Кабато плетут любовные сети, чтобы устроить дело в своих интересах.Пожалуй, самой известной постановкой «Ханумы» был спектакль 1972 г. Георгия Товстоногова в БДТ. Позднее была записана телеверсия. Кстати, режиссер Виктор Крамер учился как раз у него. Но сходства между этими работами практически нет. В частности, был сделан новый перевод, написаны оригинальные песни, поверх сюжета сочинены сцены, диалоги, ситуации. А главное – смещен акцент с истории как таковой и действующих в ней героев на театральные эффекты, танцы, вокальные номера и впечатляющую сценографию. Иногда действие становится практически цирковым по ритму, по атакующей яркости подачи, по плотности «фокусов», находок и забав. Это и неудивительно: Крамер – мастер подобных действ. Чего стоит только знаменитое на весь мир «Снежное шоу», которое он ставил вместе со Славой Полуниным (знаменитый клоун, мим, основатель мим-театра «Лицедеи», создатель «Снежного шоу» и др.). Здесь цирк игровой, клоунский, воздушные гимнасты не летают. Но зато парит над сценой Ханума (Ирина Пегова – актриса театра и кино, известная по фильмам «Прогулка», «Экипаж» и др.), сидя на подвешенных к гигантскому хинкали качелях. Художником выступил сам режиссер, равно как и в предыдущей своей работе в МХТ им. Чехова. В 2021 г. он поставил «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским (актер театра и кино, ныне – худрук МХТ им. Чехова) в заглавной роли. Там сценография тоже впечатляла размахом и без полетов опять не обошлось – герои взмывали на воздушном шаре. «Сердце» пространства в «Хануме» – большущий камень, балансирующий на камушке поменьше. А на его поверхности сгрудились домишки. На них проецируется видеоизображение, которое делает их то цветными, то черно-белыми. То облака идут вдоль фасадов, то красное солнце заливает крыши. Вроде бы – узнаваемый грузинский пейзаж. В костюмах также присутствуют национальные мотивы (хотя это, безусловно, стилизация, этнографическая точность целью не была). Герои говорят с характерным акцентом. В музыке и танцах, в пластике и жестах, даже в реквизите немало народного колорита. Но все равно кажется, что настоящее место действия – никакой не тбилисский Авлабар, а что-то вроде тридевятого царства. И жанр напоминает музыкальную сказку. Несмотря на наличие в спектакле конкретных жизненных деталей, реальность его крайне условна. Время и вовсе нельзя определить – это нечто среднее между «когда-то», «всегда», «никогда» и «теперь». Думается, в идее спектакля принципиально важным было не название, т. е. не сама пьеса «Ханума», а настроение и жанр. Некая комедийная канва, легкий сюжетец, который можно расцветить, взвихрить, насытить игрой. Постановка очень старается зрителя развлечь, закружить в полукарнавальном безумстве, высвобождая смех, расталкивая уснувшую радость. Может показаться, что она сама по себе наивна и от публики требует того же – замечательного бесхитростного простодушия. Отчасти так и есть. Но в то же время замечаешь, что здесь присутствует не только наивность, но и ирония над ней. Артисты не столько играют, сколько куражатся, словно посмеиваясь над своими персонажами. Такое буйное озорство обычно бывает на капустниках и некоторых студенческих спектаклях. И уж в чем премьере не откажешь, так это в динамике и задоре. Это нередко сбивает мелодию действия. Оно как будто мчится вперед рывками, то и дело задыхаясь от спешки и рискуя оказаться загнанным. Герои внутренним объемом не отличаются. Они устроены ясно и просто, немного напоминая маски комедии дель арте. Но полной рифмы между спектаклем и традицией итальянской народной комедии не возникает. Там характеристика не только фиксирована и однозначна. Она еще и акцентирована, выпукла, определенна в своих контурах и отражается в строго заданном пластическом рисунке. Тут все значительно вольней. Это и позволяет создать хотя бы небольшую амплитуду внутренней жизни персонажей. Но в целом основное внимание в спектакле сосредоточено не на них самих и сюжетах их судеб, а на частностях, на комических ситуациях. Однако эти мелкие стеклышки, как в калейдоскопе, все же образуют единый узор – и он, конечно, о любви. Спектакль хорош в рамках поставленных перед ним задач. Должен радовать – и радует. Должен развлекать и отвлекать – справляется. Создан помогать эмигрировать из суровой реальности в сказочное королевство, где все хорошо, даже когда как будто плохо, – и помогает. После премьеры невольно вспоминаются слова из одной статьи об упомянутой комедии масок. Они здорово подходят к этому спектаклю и звучат так: «Дурачества комедии дель арте были мудрыми, они содержали важнейшую мысль о том, что следует, если воспользоваться языком Льва Толстого, полюблять жизнь“. Оригинал статьи Пресса В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 В Новом Манеже действует выставка к юбилеям МХТ и его музея, Ревизор.ru, 15.08.2023 В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023 «Это более, чем ценно»: открылась выставка МХТ Чехова, приуроченная к юбилеям, видеосюжет Пятого канала, 12.08.2023 Костюмы Табакова и Ефремова представили на юбилейной выставке МХТ Чехова и Музея МХАТ, ТАСС, 11.08.2023 «Зойкина квартира», «Собака на сене» и «Авлабар, или Новая Ханума»: самые яркие премьеры столичных театров, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 25.05.2023 «Авлабар, или Новая Ханума»: Ирина Пегова в комедийном мюзикле о любви и страсти с грузинским колоритом, Инесе Понелис, КиноРепортер, 17.05.2023 «Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023 В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023 «Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023 Герои напоминают детей: прошла премьера спектакля «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет Пятого канала, 12.05.2023 Хитрая сваха из Тифлиса в МХТ имени Чехова: в театре поставили спектакль с грузинским акцентом, Александра Сидорова, BFM.ru, 11.05.2023 В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», ТАСС, 11.05.2023 МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023 Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023 Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021 Игра воображения на сцене МХТ, Вадим Верник, Ok!, 2.11.2021 Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021 Виктор Крамер гость программы «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 20.10.2021 Скорее жив, чем мёртв: каким получился спектакль МХТ с Хабенским в роли Мюнхгаузена, Светлана Бердичевская, RT на русском, 20.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021 Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021 Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021 МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021 Виктор Крамер — о новом спектакле “Враки” в МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021 МХТ им. Чехова открывает новый сезон спектаклем «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 В МХТ имени Чехова большая премьера — спектакль «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет Первого канала, 16.10.2021 «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена»: в МХТ им. Чехова покажут премьеру Виктора Крамера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 16.10.2021 Виктор Крамер: «Сегодня время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021 Виктор Крамер: «Что-то же должно нам помогать духовно выжить», Ксения Стольная, Новая газета, 6.10.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Александра Иванишина, 11.09.2021 Виктор Крамер: «Барон Мюнхгаузен сегодня — очень актуальный герой!», Светлана Мурси, Новости премьер, 24.06.2021 Репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фоторепортаж Виктора Крамера, 14.06.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 Виктор Крамер в программе Юлиана Макарова «Главная роль», телеканал «Культура», 19.05.2021 |