Режиссеры

Секс-миссия невыполнима

Марина Райкина, «Московский комсомолец», 16.03.2003
Театр «У Никитских ворот» поставил пьесу, претендующую на то, чтобы стать пророческой. Если есть желание узнать, что ждет наше двуполое общество, следует посмотреть на "Истребитель класса «Медея». Еще и потому, что все мужские роли в нем играют исключительно женщины. Чувствуете, к чему дело идет?

Пьеса Максима Курочкина, постановка Марка Розовского.

Начало — чисто анекдотическое: встречаются русский, хохол и американец. Причем где встречаются — можно только догадываться по заднику, на котором кислотной краской нарисован как бы Нью-Йорк. Судя по тому, что троица в камуфляже и возле зенитки, дело происходит на войне. Войнушка начинается сразу — парни немного натурально постреляли и дыма напустили столько, что первые ряды закашлялись.

Но с кем воюют мужики — вопрос, интрига. Мелькают фразы типа «За нами Нью-Йорк!» и еще более интригующее: «Не позволим из себя сделать хозяек». Врубается нацгимн США, Мадонна, Принц и «U2». Мужики на батарее квасят. Отношения между ними чисто армейские: упал — отжался, ты начальник — я дурак и наоборот. Причем эта армейская прелюдия весьма остроумна, по-своему лирична и парадоксальна. Хохол дядя Коля, сержант, трескает сало, виски, однако играет на скрипке. Москвич Сережка ловко, обаятельно одурачивает американца Питера, а тот с правильностью отличника пытается постичь загадочную славянскую душу. Загадочность которой сводится к умению воевать и пить одновременно.

Однако секрет пьесы Курочкина — автора даровитого и свободного — окончательно раскрывается во втором акте, когда военный фарс выруливает на социально-философскую колею. Своим «Истребителем» Курочкин вместе с Розовским предложили свой вклад в тему войны полов. Поерничали на тему о мужчинах и женщинах, вечно воюющих, но так же вечно страдающих от одиночества и опустошенности. В самом начале закадровый голос сообщает нам, что ни один из сидящих в этом зале не доживет до событий, о которых пойдет речь.

Хочется ответить: «И не дай бог дожить». Но судя по тому, как в Москве, да и в других географических точках планеты пугающе стираются половые грани: мужчины обабиваются, а бабы омужичиваются и с неженской хваткой прибирают мужские дела к рукам, — все к тому идет, как прописал Курочкин в своем «Истребителе». И не случайно отнес его к классу «Медея». Детей, согласно древнегреческой трагедии, на сцене никто не убивает, однако тотальная феминизация мира явлена реально.

Можно утверждать, что новый спектакль Розовского — единственный в столице, где мужские роли играют одни женщины. Хохол, русский и американец — дамы, и лишь у одной из них приклеены усы. Впрочем, эта незначительная постижерная деталь не влияет на внутреннее перевоплощение актрисы Валентины Ломаченковой. Выступавшая в прежних спектаклях исключительно в качестве скрипачки, Ломаченкова настолько убедительна в роли сержанта дяди Коли, что временами забываешь о том, что перед тобой женщина. Такой упитанный, хитрый сержант с украинской мовой. Две другие исполнительницы, Кира Транская (рядовой Серега) и Наталья Корецкая (рядовой Питер), также неожиданно хороши на мужских ролях. И при этом вся троица чрезвычайно музыкальна, что и демонстрирует в музыкальных дивертисментах — Корецкая поет живьем под Мадонну, Ломаченкова играет на скрипке, Транская обаятельно «косит» под «U2».

Глядя на эту троицу, невольно думаешь: раз женщины в театре так убедительно освоили мужской репертуар, то, может быть, Курочкин и прав в своем фантазме?