Режиссеры | Бытие № 2Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 В Московском Художественном театре сыграли премьеру спектакля «Сорок первый» по повести Бориса Лавренева писателя, причастного к созданию советского литературного канона. История литературы в XX веке случалась и за пределами «расстрельных» и запретных списков; помимо диссидентской литературы, была и отменная лояльная вполне цензурованная. Театру, пребывающему сегодня в судорожном поиске новых текстов, новых смыслов, приходится привыкать к мысли, что история советской сцены XX века была не только историей сопротивления и антисоветчины. В противоположном лагере также творились легенды, которые сегодня начинают оттаивать, звуча всерьез и по-новому их сегодня легко можно освободить одновременно и от наносной идеологии, и от пародийного цинизма соц-арта. Приходится привыкнуть к мысли, что, к примеру, «Любовь Яровая» Тренева технологически хорошо сделанная по законам авантюрного жанра драма идей, а «Машенька» Афиногенова или «Унтиловск» Леонова хороши сами по себе, без привязок к эпохе. «Для юной Марютки что влюбиться, что пулю засадить в череп одна, пламенная страсть. Для поручика что жизнь, что смерть одно и то же; уж всё одно погибать вместе с его“ Россией» Феномен «производственной драмы» 1970-х годов не просто соцзаказ, но крайне эффектный, не имеющий аналогий феномен драматургии XX века, в котором еще сохранилось слабое дыхание русского «промышленного» авангарда 1920-х годов. Советская пьеса, идеологическая или нет, пафосная или камерная, но всегда с хорошо отделанной «драматургическом машинкой», остается каноном, по которому и сейчас можно учиться писать для театра. К числу этих реабилитированных, но не репрессированных имен и текстов сегодня можно причислить и «Сорок первый» Бориса Лавренева. Спектакли по этой повести начинают потихонечку появляться то тут, то там в репертуарах российских театров. Режиссер Виктор Рыжаков (известный прежде всего работами по пьесам Ивана Вырыпаева «Кислород», «Бытие № 2», «Июль») уже ставил «Сорок первый» в Магнитогорске, но столичный мхатовский спектакль обречен стать заметнее. Во МХТ вышла не просто инсценировка повести, не простая иллюстрация сюжета; здесь получился спектакль-диспут о мировоззрении современного человека, о той грани, где соединяются история, легенда и восприятие человека эпохи потребления, окончательно испорченное напором массовой культуры. Это спектакль о том, как сложно и мучительно сознание современного человека обретает подлинность впечатлений, как сложно расчищать «культурные массы» и наслоения, чтобы пронзительней и правдивей зазвучали человеческая боль, человеческая трагедия. Это спектакль о том, как сложен бывает путь к внутреннему нерву, к сердцу, о том, как цивилизация постепенно окружает нас ватой, пухом, различными амортизаторами, чтобы смягчить боль неизбежного падения. Комфортабельность массовой культуры приучила нас к легкому восприятию действительности, к философии “take it easy”. Обществу, чтобы оно изредка чувствовало боль чужого, нужно периодически напоминать, как выглядит «сабельный шрам», как это поется в одной советской песне. В конечном итоге, спектакль Виктора Рыжакова выводит нас к мысли о том, что «забывание» вершин советской культуры таких как «Сорок первый» Бориса Лавренева одна из форм предательской «комфортизации» бытия. Легче забывать, чем анализировать, легче перестать тратиться на сопереживание, чем прожить еще раз эту сентиментальную документальную искренность Бориса Лавренева, солдата-перебежчика, побывавшего в шинели и царской армии, и Красной армии. Писателя, попытавшегося в своей повести представить две противоположные точки зрения, проявить сочувствие и к первооткрывательскому варварству юной большевички Марютки, и к пораженческой жертвенности поручика Говорухи-Отрока. «Сорок первый» конфликт даже не мировоззрений, а разных стадий становления человека, конфликт между диким нигилистическим отрочеством, с его радикализмом, истерзанностью половой истомой, и вековой усталостью сорокалетнего интеллигента, на себе несущего всю мировую скорбь, как христианские святые на фреске Микеланджело несут орудия своей казни. Для юной Марютки что влюбиться, что пулю засадить в череп одна, пламенная страсть. Для поручика что жизнь, что смерть одно и то же; уж всё одно погибать вместе с «его» Россией. Спектакль начинается как студенческий, словно бы перед нами показ-урок сценической речи, упражнения на навыки произнесения сложносочиненных слов.Максим Матвеев (актер как бы еще не знает, что ему история «пожалует» роль поручика) читает отрывисто, усиливая эффекты аллитерации начало повести: «Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на Севере, подрезанное горячими струйками пулемета, и в щель прорвался лихорадочным последним упором малиновый комиссар Евсюков». Сочный, мясной, заковыристый язык революционной прозы намеренно грязное, корявое, деревенское, без бунинского дворянского изящества шолоховско-пильняковское варево шипящих, свистящих звуков актер словно прокручивает на мясорубке речевых мускулов.Что для театральной молодежи эта лавреневская история из далеких 1920-х? Просто текст. Текст, которым можно, не хуже скороговорки, прочистить речевой механизм. Рыжаков сразу закладывает этот конфликт непонимания истории и современности с первых «строк» спектакля.Артисты (прекрасная мхатовская молодежь Яна Сексте, Максим Матвеев, Павел Ворожцов) снимают будничную одежду. Им «вручают» полагающуюся по роли.Они становятся персонажами истории, которую явно себе не присваивают, оставаясь как бы в стороне от своих героев. Дальше спектакль будет так и двигаться на этом зазоре между самоидентификацией человека-артиста и перевоплощением артиста в персонажа. И вовсе не неумение артиста перевоплотиться демонстрирует тут Рыжаков, а более тонкий расклад доминирование самости над ролевым поведением. Или, проще говоря, он демонстрирует неспособность современного человека отказаться от своего эго для того, чтобы всем сердцем войти в чужую, чужеродную (исторически в том числе) историю. Священнодействие, артистическое горение, пылающая мимикричность актера-протея невозможны в эпоху тотального индивидуализма. Современный человек менее всего готов примерять чужие маски, желая остаться личностью в себе, соблюдать свои интересы. Современность за счет технического прогресса ли или же за счет нравственного регресса настолько продвинулась вперед, что уже ничего не соединяет современность и историю. Поколения не скреплены рукопожатиями, а компьютерный век ускоряет биологические часы и сообщает только одно направление вперед, в будущее.Согласуясь с массовой культурой эпохи, актеры начинают играть сюжет из Гражданской войны как слезную мелодраму. Чем не мелодрама? Авантюрное знакомство на фоне великих исторических событий. Страх смерти и бесстрашие внезапной любви. Романтическое плавание на плоту через Аральское море (плот на сцене показывается как огромные «крылатые качели»). Крушение судна. Жизнь на острове, повторяющая историю Робинзона и Пятницы. Первооткрывательство чувственности в условиях военного времени. Созревание женщины из агрессивного подростка. Рыжаков на заднике все время напоминает нам об образцах массовой культуры, буквально властвующих на нами, не дающих нам познать подлинность эмоции. Вот Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет на носу «Титаника». Вот Сергей Чиграков поет про «попопсовей мотив и стихи». Вот пошла обваливающейся стенкой зеленая дигитальная «Матрица». Вот в сцене перестрелки геймер из базуки гасит неприятеля в 3D-игре. Образы массовой культуры двоятся-троятся в нашем сознании, засоряют и притупляют восприятие исторического текста. Тему любви сегодня невозможно раскрыть, не продираясь сквозь эти навязчивые образы из «Титаника», не наталкиваясь на расхожие, растиражированные образы, принижающие эмоцию своей навязчивой «красивостью».Мелодрама, захватившая массовое искусство, это разрушение чистоты жанров и, как следствие, царствие полуистины страстей и полуправды чувствований. Засорение массовой культурой те реальные обстоятельства, в которых сегодня приходиться совершать подлинный творческий акт. По сути, в «Сорок первом» происходит совершенно пиранделловское приключение. Трое артистов блуждают в поисках своих персонажей, в поисках подлинной эмоции. Режиссер Виктор Рыжаков как бы заставляет молодых мхатовских актеров «играть» в собственную «беспомощность». Эта попытка устроить лавреневскую повесть в прокрустово ложе мелодрамы не что иное, как ход по накатанной, игра в знакомые обстоятельства. Невозможно заслониться от навязчивой массовой культуры. Приходиться играть по ее правилам. Видим любовь играем мелодраму. Образы и актеры, их являющие, соединятся в финале, найдут друг друга на фоне разыгравшейся трагедии любви. Классовая ненависть и красноармейский долг уничтожают свежесть любви Марютки и поручика.Ее первый возлюбленный окажется сорок первой жертвой ее снайперской винтовки. Пигмалион тянул Галатею за собой, Галатея этого движения вверх не выдержала и, как бунтующий школяр, раздавила очки учителя.И вдруг на фоне предельной трагедии и смерти, на фоне конфликта чувства и долга эта шелуха мелодрамы и насильственной массовой культуры линяет, уступая место подлинной драме. Хрупкая, ломкая девочка-куколка с яростным взором и экстазом святой в апогее откровения актриса Яна Сексте в роли Марютки заходится в полуобморочном реве: «Си-не-гла-зень-кий. .. Си-не-гла-зень-кий. ..» Будто бы только что, только в этот миг осознала ценность человеческой жизни как познавала она всё с самого начала: от устройства винтовки до проповеди марксизма. Для нее, новой Пятницы при поручике-Робинзоне старой культуры, всё новьё. И чувство внезапной потери совершенно звериное, плотское. Зверек впервые чувствует боль, обжигаясь и не умея еще зализать рану. Подлинным, физиологически точным куском звучит нелицеприятный лавреневский финал, словно бы из «новодрамовской» пьесы: «В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик. ..» В этих физиологических подробностях, в этом выдранном куске мяса, в этой боли, едва ли не ощущаемой «на себе», сосредоточилась вся подлинность момента, вся оголенность эмоции, к которой зритель вместе с артистами и режиссером прорвались, как на театре военных действий. Через толщу усредняющей массовой культуры и истории, которую забывают. Усилие сделано. Спектакль «Сорок первый» о необходимости этого усилия. В финале артисты, блуждающие души, получают блаженную цельность своих натур взамен раздробленности современного человека. Современность восстановилась с историей, объединившись в подлинности эмоции. «Сорок первый» действительно огромная победа для Московского Художественного театра последних двух сезонов. Последние годы по какой-то странной причине МХТ жил словно со спущенными шинами, работая тихо и незаметно, как в вату, выпуская по большей части из раза в раз проходные, факультативные спектакли. Театр очевидно чувствовал усталость после экстраскоростных трех-четырех первых сезонов эпохи Олега Табакова. В спектакле «Сорок первый» есть предвосхищение новой репертуарной линии и новых тем, которые интересно было развить с прекрасной мхатовской молодежью на сцене. Пресса «Предлагаемые обстоятельства» в МХТ: фоторепортаж, Театрал, 27.11.2023 80-летие Школы-студии МХАТ отпраздновали спектаклем «Предлагаемые обстоятельства», видеосюжет телеканала «Культура», 20.11.2023 От встречи с Безруковым до лекций: что подготовили Школа-студия МХАТ и МХТ к юбилеям, Оксана Арефьева, ТАСС, 14.10.2023 Памятник Олегу Табакову открыли на Новодевичьем кладбище в Москве, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2021 На Новодевичьем открыли памятник Олегу Табакову из мрамора и стекла. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 27.09.2021 Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021 «Маска» соблюла дистанцию, Ольга Федянина, Татьяна Кузнецова, Сергей Ходнев, Коммерсантъ, 11.11.2020 «Золотая маска 2020»: итоги, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020 «Стойкое сообщество, чес-слово», Елена Дьякова, Новая газета, 10.11.2020 В Москве вручили театральную премию «Золотая маска», видеосюжет Первого канала, 10.11.2020 Вручение премии «Золотая маска – 2020» впервые прошло онлайн, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.11.2020 Лауреатов «Золотой маски» объявили онлайн, Марина Шимадина, Театрал, 10.11.2020 Фестиваль «Золотая маска» объявил победителей, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020 Спектаклям Рыжакова и Богомолова присудили «Золотую маску», ТАСС, 10.11.2020 Вручение дипломов Школы-студии МХАТ (курс Виктора Рыжакова). Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.08.2020 МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020 «Меж двух кулис: Виктор Рыжаков. В поисках идеального слова». Документальный фильм, телеканал «Культура», 27.03.2020 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018 МХТ им. Чехова отметил 150-летие Максима Горького, Российская газета, 1.04.2018 Автор как герой, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 30.03.2018 Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018 Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018 В столице состоялась премьера уникального спектакля о Горьком, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 29.03.2018 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 150-летию Горького, РИА Новости, 28.03.2018 «Вечер к 150-летию Максима Горького». Онлайн-трансляция телеканала «Культура», телеканал «Культура», 28.03.2018 В МХТ имени А. П. Чехова сыграют спектакль памяти Максима Горького, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2018 Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017 Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017 «Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016 МХТ им. А. П. Чехова. Спектакль «Dreamworks* *Мечтасбывается», телеканал «Театр», 2.10.2016 Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016 «Наши мечты – это наша работа» утверждает герой Филиппа Янковского, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2016 Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с её величайшим автором», Денис Сутыка, Театрал, 10.08.2016 Работа над мечтой: когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво, Анастасия Вильчи, Index-art, 27.06.2016 Пластиковый мир: Голливуд и тексты Вырыпаева на сцене МХТ, Татьяна Филиппова, РБК. Стиль, 27.06.2016 В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016 Выпуск актерского курса Рыжакова школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, 24.06.2016 Виктор Рыжаков и Филипп Янковский в программе «Что-то хорошее», радио «Серебряный дождь», 1.06.2016 Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016 Dreamworks, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016 «Призрачно всё в этом мире бушующем
», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016 В МХТ имени Чехова поставили спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016 Dreamworks: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016 Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016 Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016 Dreamworks. Фоторепортаж Сергея Петрова, 14.05.2016 «Афиша»: «Angry Birds в кино» и Dreamworks в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016 На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016 То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016 Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016 Премьера в МХТ им. Чехова: пьеса Ивана Вырыпаева «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет Первого канала, 11.05.2016 Филипп Янковский сыграл главную роль в спектакле по пьесе Ивана Вырыпаева, телеканал «Москва 24», 11.05.2016 Премьера в МХТ, фестиваль Нуриева в Казани и открытие Каннского кинофестиваля, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 11.05.2016 Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та
, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016 Dreamworks. Фоторепортаж Евгения Люлюкина, 11.05.2016 «Dreamworks* *Мечтасбывается». Фоторепортаж Леонида Казаринова, Geometria.ru, 10.05.2016 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля Dreamworks, видеосюжет телеканала ОТР, 10.05.2016 На фестивале «Черешневый лес» представили спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «Культура», 10.05.2016 В МХТ им. Чехова представят спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 10.05.2016 Олег Табаков получил Премию Табакова, 7 дней, 25.03.2016 Олег Табаков раздал бриллианты и премии имени себя, Зоя Игумнова, Известия, 25.03.2016 Олег Табаков вручил лучшим мастерам культуры именную премию на 1,6 млн рублей, Ольга Свистунова, ТАСС, 24.03.2016 Так захотелось выпить
, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 «Текст? Так в нём, собаке, зарыта вся тайна
», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 12.2015 Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015 Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015 Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015 Тезисы лекции режиссера Виктора Рыжакова в МХТ им. Чехова в рамках лаборатории «Современный актер в современном театре», Павел Руднев, 28.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дом с мезонином», 25.09.2015 «Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015 Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», Антон Хитров, teatrall.ru, 11.09.2015 Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015 Съёмки программы «Приют комедиантов» к юбилею О. П. Табакова. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.08.2015 Виктор Рыжаков: «В театре главное, чтобы все было про человека», Светлана Полякова, Новые известия, 21.07.2015 Зрителей угостят пирогом, испеченным за разговорами о любви, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.06.2015 Показ спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева пройдет в МХТ им. Чехова, РИА Новости, 19.06.2015 «Иллюзии» в фотографиях Михаила Белоцерковского, 19.06.2015 Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015 На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015 «Иллюзии». Фоторепортаж Владимира Майорова, 18.06.2015 Виктор Рыжаков: «Профессия режиссера вторична», Елена Ковальская, Colta.ru, 16.06.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014 Мученики Норманска: 10 спектаклей прошлого сезона, которые необходимо посмотреть в новом, Вадим Рутковский, Сноб, 26.08.2014 Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014 Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014 «Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014 Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014 Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014 «Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014 Спектакль по новой пьесе Ивана Вырыпаева показали в Центре имени Мейерхольда, ИТАР-ТАСС, 6.04.2014 «Пьяные» на сцене: новый спектакль МХТ по пьесе Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.04.2014 «Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014 Премьера спектакля по пьесе Вырыпаева «Пьяные» состоится в апреле, РИА Новости, 24.01.2014 Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013 Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 27.02.2013 Документальный фильм «Жизнь Станиславского глазами МХТ имени Чехова», телеканал «Москва 24», 2.02.2013 Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013 Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013 Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013 Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013 Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013 Юбилей Станиславского начали за здравие, а кончили за упокой, Марина Шимадина, Известия, 18.01.2013 Звезды расскажут об интригах и скандалах из жизни Станиславского, видеосюжет телеканала НТВ, 17.01.2013 Посвящение Станиславскому на сцене Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2013 150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль, Первый канал, 17.01.2013 Открытие Года К. С. Станиславского в Художественном театре, телеканал «Театр», 18.12.2012 Марина Голуб мечтала преподавать в Школе-студии МХАТ, Марина Шимадина, Труд, 12.10.2012 К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012 Виктор Рыжаков: «Новое поколение не будет отягощено нигилизмом и усталостью», Анжелика Заозерская, Новые известия, 2.07.2012 Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011 Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010 Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010 Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010 Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010 Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010 Порох пепел кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010 Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010 МХТ представил первую премьеру сезона «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010 «Прокляты и убиты» станет первой премьерой сезона в чеховском МХТ, РИА-Новости, 3.09.2010 «Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008 Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008 Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008 Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008 «Сорок первый», Известия, 22.02.2008 «Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008 Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007 Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006 Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006 Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006 Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006 Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006 Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006 Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006 Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006 Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006 Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006 На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002 |