Режиссеры | Возможность трагедии в «Июле»Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006 «Это не новость!» выкрикивает женщина, когда ее муж в день своего пятидесятилетия на глазах деревни с одного удара валит корову. «Это не новость!» говорит ангел, стоящий в церкви, когда убийца, которого священник прятал в своей келье, вносит в алтарь и раскладывает на столе куски его тела
Но именно новости иного способа соединения актера и зрителя ищет Иван Вырыпаев, когда предлагает зрителю театра «Практика» свою последнюю пьесу «Июль».Первое чувство: омерзение. Второе: автор сошел с ума от свалившейся на него известности и стал легкой добычей беса переоценки. Третье: перед нами плод тяжелого заблуждения человека, жаждущего самоутвердиться любой ценой. И только потом, вне эмоций, после спектакля, возникает потребность разобраться в том, что произошло в «Июле». «Невозможность трагедии» назывался монолог Вырыпаева, с которым он выступил на осеннем фестивале «Новая драма». «Июль» рискованная попытка опровержения невозможности. Перед нами не столько спектакль сколько проект. По нарушению границ. Между нарративом и немотой. Злом и добром. Существующим и не существующим театром. О Вырыпаеве говорили: в нем есть поэзия. И он создал нечто антипоэтичное. Слышали голос поколения и он написал нечто вне времени. Ставили в контекст, он сделал все, чтобы контекст был стерт. Поперек древним рекомендациям Расина, создал пьесу, основанную не на сочувствии, а на отвращении. Как известно, жизнь это история, рассказанная сумасшедшим, полная шума и ярости. Формула Шекспира воплощена в «Июле» сверхбуквально. В зал выдохнут, вытолкнут монолог безумного шестидесятилетнего мужика, убийцы и людоеда, существа-средостения между жизнью и смертью. С матом, обстоятельной физиологией, животными подробностями. Монолог движется длинным путем от сгоревшего дома в деревне до сумасшедшего дома в Смоленске, от бытья до небытия. «Проклятый июль» это кровь и боль, испражнения тела и слова. Сказано: блаженны алчущие и жаждущие правды Чудовище, выписанное Вырыпаевым, алчет и жаждет. Настолько, что пожирает тех, кто вызывает в нем сильные чувства. Человек, пожирающий жизнь, жизнь, пожирающая человека, грубая до содрогания метафора движет сюжетом пьесы. Существо за чертой значит, в аду. Ад густо населен. В нем есть деревня, исчезнувшая жена, убитый сосед, город Смоленск, убитый бомж, убитая и съеденная собака, одиноко стоящий храм, женщина без носа, священник, на три четверти святой, сумасшедший дом, а в нем санитарка со странными ногами, любовь с первого взгляда, наконец, трое сыновей, которые давно уже работают «дежурными» в Архангельске. Трое дежурных архангелов являются, когда отца до смерти забивают в смоленской «дурке», забрать тело и увезти в город, где ему всегда хотелось оказаться. Ощущение такое, что Вырыпаев прочел Барта «трагический герой рождается невинным и берет на себя вину, чтобы спасти Бога» и сочинил к нему текст-иллюстрацию: его герой нарушает и нарушает первую заповедь, все тяжелей его вина, но Бог не становится ближе. Чтобы понять предысторию и сверхзадачу, стоит вспомнить вырыпаевские декларации. Он считает: в наши дни, как во времена «Гамлета», человек должен ужасаться тому, что делает герой. Переживать происходящее на сцене животом, как настоящую реальность, ощущать животный страх, леденящий ужас. Трагедия, описывая неразрешимые противоречия жизни, необходима нам, убежден Вырыпаев, для выживания, потому что дает ощутить: Бог есть. И вот собственным, кустарно-почвенным способом Вырыпаев конструирует такую трагедию. В ней чудовищность обыденна, материя и дух непримиримы, жестокость предельна. «Июль» возникает, как классический фантазм: не образ вещи или бессознательного, сама вещь и бессознательное. Спектакль-богохульство разворачивается, как иные сцены фильмов Германа, и держит, не отпуская. За происходящим бьется вечный вопрос Ивана Карамазова: если Ты есть как допустил это? «Июль» вообще впитал многое (велосипед давно изобретен), от исступленных исповедей антигероев Достоевского до потоков сознания Джойса, Фолкнера, Ерофеева, даже Буковски. В нем есть отголоски страшных сказок Афанасьева и чернушных анекдотов. Его можно прочесть в координатах постструктурализма, а можно подтянуть клинические диагнозы и хроники «Дежурной части». Впрочем, текст невозможно и нельзя воспринимать бытовым сознанием. Автор, могу предположить, стремился обратиться к человеку чувствующему, но природа восприятия «Июля», на мой взгляд, может быть или интеллектуальной, или никакой. Монолог героя в спектакле, поставленном Виктором Рыжаковым, произносит актриса. Создавая высокую степень остранения между собой и текстом, высокую степень напряжения между собой и залом. Сдержанная, хрупкая, Полина Агуреева, которой под силу диапазон от Наташи Ростовой до каннибала, ведет текст как мелодию. Чтобы обозначить новый его период и новое состояние, делает шаг назад и круговым старушечьим движением обтирает рот: ритуал очищения смысла. Ученица Петра Фоменко творит театр, сакральный акт, и в том, как она это делает, отвага и решимость. Актриса тут мастер, но не гибельно ли это мастерство?.. Так часто в последнее время приходится видеть блистательно осуществленные темные намерения. Полутора часами жизни зрителя авторы распоряжаются, поместив его в сконструированное пространство, где в ответ на шок, как аварийная система, должен включиться и ударить ток встречного понимания. Где нет рациональных целей только яростное намерение столкнуть с неким опытом, вышибить в другую реальность. Перед нами умысел, жесткий, выношенный. Насилие своего рода. Хочет ли зритель быть ему подвергнутым? Вопрос открытый. «Июль» взвывает к трактовке, осуществляет странный толчок из фабулы в побуждения, из реальности в сверхреальность, и тут, быть может, его главное достижение. Но холод конструкции к финалу все ощутимей, за текстом пульсирует внятное авторское намерение «пасти народы», на тесный зал, герметичный, как текст пьесы, ложится тень мессианства. И умышленное побеждает художественное. Герой отождествляет себя с Создателем, автор в своей богоборческой- богоискательской страсти следует за ним. Впрочем, и это не новость. См. Ветхий Завет, Книгу Иова. Потом Новый, Нагорную проповедь. ДОСЛОВНО Ропот против творца Владимир СОРОКИН, писатель Театр рискованная вещь, в нем всегда две ямы, пошлость и рутина, над ними проволока, по которой идет спектакль. Если говорить об «Июле», это прекрасный танец над двумя безднами. Вещь очень устойчивая, и она меня порадовала еще и как литературный продукт. Я лишний раз убедился: Вырыпаев, помимо своих театральных способностей, еще и литературно одаренный человек. Я рад, что такой человек появился, что он только начинает свой путь и в театре, в кино и в литературе, дай бог ему сил и терпения, чтобы развиваться дальше. Я поймал себя на том, что это могло быть написано и тридцать лет назад, и то, что текст не очень привязан к своему времени, хорошо. Это человеческая история, и она вне времени. Если автор владеет даром проникать в простую человеческую историю, это о многом говорит. Я наблюдал за реакцией публики, она сначала похихикивала, потом притихла. Потому, повторяю, что это человеческая история, пусть и жесткая. Герой меня не шокирует, у меня у самого много таких. Но у Вырыпаева получилась во многом религиозная вещь, поскольку отвечает на три вопросы кто мы, откуда и куда идем. Главная её идея ропот против творца это и делает её религиозной. «Июль» заставляет о многом задуматься в экзистенциальном смысле. И Полина Агуреева выступает как очень талантливая актриса, с невероятным диапазоном возможностей, и это её не разрушает, напротив. Я редко получаю удовольствие от театра, уже столько было неудач, в том числе с моей пьесой «Дисморфомания», но на премьере «Июля» искренне порадовался. Пресса «Предлагаемые обстоятельства» в МХТ: фоторепортаж, Театрал, 27.11.2023 80-летие Школы-студии МХАТ отпраздновали спектаклем «Предлагаемые обстоятельства», видеосюжет телеканала «Культура», 20.11.2023 От встречи с Безруковым до лекций: что подготовили Школа-студия МХАТ и МХТ к юбилеям, Оксана Арефьева, ТАСС, 14.10.2023 Памятник Олегу Табакову открыли на Новодевичьем кладбище в Москве, видеосюжет телеканала «Культура», 28.09.2021 На Новодевичьем открыли памятник Олегу Табакову из мрамора и стекла. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 27.09.2021 Как пандемия изменила московские театры, Валерия Новокрещенова, Театрал, 16.03.2021 «Маска» соблюла дистанцию, Ольга Федянина, Татьяна Кузнецова, Сергей Ходнев, Коммерсантъ, 11.11.2020 «Золотая маска 2020»: итоги, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020 «Стойкое сообщество, чес-слово», Елена Дьякова, Новая газета, 10.11.2020 В Москве вручили театральную премию «Золотая маска», видеосюжет Первого канала, 10.11.2020 Вручение премии «Золотая маска – 2020» впервые прошло онлайн, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.11.2020 Лауреатов «Золотой маски» объявили онлайн, Марина Шимадина, Театрал, 10.11.2020 Фестиваль «Золотая маска» объявил победителей, видеосюжет телеканала «Культура», 10.11.2020 Спектаклям Рыжакова и Богомолова присудили «Золотую маску», ТАСС, 10.11.2020 Вручение дипломов Школы-студии МХАТ (курс Виктора Рыжакова). Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 12.08.2020 МХТ покажет спектакли Виктора Рыжакова, Татьяна Власова, Театрал, 2.06.2020 «Меж двух кулис: Виктор Рыжаков. В поисках идеального слова». Документальный фильм, телеканал «Культура», 27.03.2020 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 Максим Горький и другие, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 14.04.2018 МХТ им. Чехова отметил 150-летие Максима Горького, Российская газета, 1.04.2018 Автор как герой, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 30.03.2018 Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018 Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018 В столице состоялась премьера уникального спектакля о Горьком, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 29.03.2018 В МХТ имени Чехова прошел вечер к 150-летию Горького, РИА Новости, 28.03.2018 «Вечер к 150-летию Максима Горького». Онлайн-трансляция телеканала «Культура», телеканал «Культура», 28.03.2018 В МХТ имени А. П. Чехова сыграют спектакль памяти Максима Горького, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2018 Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017 Киноплёнка в голове, Наталья Соколова, Прочтение, 19.01.2017 «Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016 МХТ им. А. П. Чехова. Спектакль «Dreamworks* *Мечтасбывается», телеканал «Театр», 2.10.2016 Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016 «Наши мечты – это наша работа» утверждает герой Филиппа Янковского, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2016 Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с её величайшим автором», Денис Сутыка, Театрал, 10.08.2016 Работа над мечтой: когда Рыжаков ставит Вырыпаева — это красиво, Анастасия Вильчи, Index-art, 27.06.2016 Пластиковый мир: Голливуд и тексты Вырыпаева на сцене МХТ, Татьяна Филиппова, РБК. Стиль, 27.06.2016 В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016 Выпуск актерского курса Рыжакова школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, 24.06.2016 Виктор Рыжаков и Филипп Янковский в программе «Что-то хорошее», радио «Серебряный дождь», 1.06.2016 Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016 Dreamworks, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016 «Призрачно всё в этом мире бушующем
», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016 В МХТ имени Чехова поставили спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016 Dreamworks: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016 Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016 Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016 Dreamworks. Фоторепортаж Сергея Петрова, 14.05.2016 «Афиша»: «Angry Birds в кино» и Dreamworks в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016 На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016 То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016 Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016 Премьера в МХТ им. Чехова: пьеса Ивана Вырыпаева «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет Первого канала, 11.05.2016 Филипп Янковский сыграл главную роль в спектакле по пьесе Ивана Вырыпаева, телеканал «Москва 24», 11.05.2016 Премьера в МХТ, фестиваль Нуриева в Казани и открытие Каннского кинофестиваля, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 11.05.2016 Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та
, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016 Dreamworks. Фоторепортаж Евгения Люлюкина, 11.05.2016 «Dreamworks* *Мечтасбывается». Фоторепортаж Леонида Казаринова, Geometria.ru, 10.05.2016 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля Dreamworks, видеосюжет телеканала ОТР, 10.05.2016 На фестивале «Черешневый лес» представили спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «Культура», 10.05.2016 В МХТ им. Чехова представят спектакль «Dreamworks. Мечта сбывается», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 10.05.2016 Олег Табаков получил Премию Табакова, 7 дней, 25.03.2016 Олег Табаков раздал бриллианты и премии имени себя, Зоя Игумнова, Известия, 25.03.2016 Олег Табаков вручил лучшим мастерам культуры именную премию на 1,6 млн рублей, Ольга Свистунова, ТАСС, 24.03.2016 Так захотелось выпить
, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 18.01.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 «Текст? Так в нём, собаке, зарыта вся тайна
», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 12.2015 Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015 Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015 Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015 Тезисы лекции режиссера Виктора Рыжакова в МХТ им. Чехова в рамках лаборатории «Современный актер в современном театре», Павел Руднев, 28.09.2015 Проект «Чехов жив» «Дом с мезонином», 25.09.2015 «Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015 Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», Антон Хитров, teatrall.ru, 11.09.2015 Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015 Съёмки программы «Приют комедиантов» к юбилею О. П. Табакова. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 21.08.2015 Виктор Рыжаков: «В театре главное, чтобы все было про человека», Светлана Полякова, Новые известия, 21.07.2015 Зрителей угостят пирогом, испеченным за разговорами о любви, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.06.2015 Показ спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева пройдет в МХТ им. Чехова, РИА Новости, 19.06.2015 «Иллюзии» в фотографиях Михаила Белоцерковского, 19.06.2015 Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015 На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015 «Иллюзии». Фоторепортаж Владимира Майорова, 18.06.2015 Виктор Рыжаков: «Профессия режиссера вторична», Елена Ковальская, Colta.ru, 16.06.2015 Торжественная церемония открытия Года литературы в России, телеканал «Культура», 10.02.2015 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 «Пьяные». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 2.09.2014 Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014 Мученики Норманска: 10 спектаклей прошлого сезона, которые необходимо посмотреть в новом, Вадим Рутковский, Сноб, 26.08.2014 Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014 Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014 За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014 «Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014 Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014 Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014 Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014 «Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014 Спектакль по новой пьесе Ивана Вырыпаева показали в Центре имени Мейерхольда, ИТАР-ТАСС, 6.04.2014 «Пьяные» на сцене: новый спектакль МХТ по пьесе Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.04.2014 «Пьянство» как универсальный рецепт счастья, Дарья Брянцева , Deutsche Welle, 21.02.2014 Премьера спектакля по пьесе Вырыпаева «Пьяные» состоится в апреле, РИА Новости, 24.01.2014 Секунды тишины, Виталий Ченский, Комп@ньон, 8.11.2013 Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 27.02.2013 Документальный фильм «Жизнь Станиславского глазами МХТ имени Чехова», телеканал «Москва 24», 2.02.2013 Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013 Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013 Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013 Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013 Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013 Юбилей Станиславского начали за здравие, а кончили за упокой, Марина Шимадина, Известия, 18.01.2013 Звезды расскажут об интригах и скандалах из жизни Станиславского, видеосюжет телеканала НТВ, 17.01.2013 Посвящение Станиславскому на сцене Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2013 150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль, Первый канал, 17.01.2013 Открытие Года К. С. Станиславского в Художественном театре, телеканал «Театр», 18.12.2012 Марина Голуб мечтала преподавать в Школе-студии МХАТ, Марина Шимадина, Труд, 12.10.2012 К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012 Виктор Рыжаков: «Новое поколение не будет отягощено нигилизмом и усталостью», Анжелика Заозерская, Новые известия, 2.07.2012 Виктор Рыжаков. Что такое режиссура сегодня?, Петербургский театральный журнал, № 1 (63), 02.2011 Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010 Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010 Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010 Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010 Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010 Порох пепел кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010 Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010 МХТ представил первую премьеру сезона «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010 «Прокляты и убиты» станет первой премьерой сезона в чеховском МХТ, РИА-Новости, 3.09.2010 «Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008 Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008 Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008 Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008 «Сорок первый», Известия, 22.02.2008 «Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008 Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007 Возможность трагедии в «Июле», Марина Токарева, Московские новости, 8.12.2006 Рождение трагедии из духа, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2006 Мой ласковый и нежный маньяк, Влада Гончарова, Независимая газета, 29.11.2006 Барышня с большой дороги, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.11.2006 Марина Тимашева: «Новая театральная кулинария», Марина Тимашева, Радио «Свобода», 28.11.2006 Погода была ужасная, принцесса была прекрасная, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 28.11.2006 Год начинается с «Июля», Алена Солнцева, Время новостей, 28.11.2006 Барышня и маньяк, Итоги, 27.11.2006 Как я съел медсестру, Роман Должанский, Коммерсант, 27.11.2006 Санитарка как еда, Дина Годер, Газета.ру (Gzt.Ru), 24.11.2006 На последнем издыхании, Марина Давыдова, Консерватор, 24.10.2002 |