Режиссеры

Гамлет с мечом джедая

Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
Режиссер Кирилл Серебренников опередил сам себя, выпустив в МХТ имени А. П. Чехова вместо ожидаемой с начала сезона «Трехгрошовой оперы» по Брехту премьеру спектакля «Киже» по рассказу Юрия Тынянова, которая прошла в субботу, 28 февраля. После фильма «Юрьев день» снова обратившись к театру, Серебренников поставил на Малой сцене МХТ динамичный и стремительный спектакль, похожий на кинофильм.

«Киже» возник в репертуаре МХТ так же спонтанно, как фраза «подпоручики же» из-за ошибки стала у Тынянова «подпоручиком Киже». Табаков предложил Серебренникову поставить что-то между репетициями «Трехгрошовой», а тот вспомнил давний замысел. Несколько месяцев спустя вышел спектакль, у которого с этим анекдотом ничего общего, кроме сюжета.

Серебренников выступил в трех лицах: как автор пьесы, режиссер и художник спектакля. Он развил тыняновскую историю, сделав ее размышлениями о судьбе России вообще и императоре Павле I в частности. Россия здесь — странный мир, в котором у людей земля уходит из-под ног (сценический пол из сплошных выступов и бугорков сделали в мастерских МХТ), документ значит больше, чем человек, и где царит такой произвол, что единственный способ выжить и сделать карьеру — исчезнуть или вовсе не существовать.

Так и вышло с фантастическим подпоручиком. Стены, пол, костюмы героев — все мертвенно-белого цвета, вместо воды сыплют сухую белую пудру, а императора пугают встречающиеся на просторах родины существа.

Режиссер использует в «Киже» весь арсенал средств современного театра. Чисто драматические сцены можно перечесть по пальцам, важнее здесь пластика, танец, пение или музыка в стиле XVIII века (композитор Алексей Сюмак). Актеры в сложносочиненной режиссерской конструкции напоминают винтики хорошо отлаженного механизма, главное — точно выполнить сценический рисунок, и каждый старается делать это по максимуму.

Зло здесь не персонифицировано в одной личности, оно порождено бездействием и покорностью. Никто не принимает решений, все боятся поступков. Даже «русский Гамлет» — император Павел I (Сергей Медведев), занимавшийся преобразованием страны, в пьесе чаще бездействует, глядя на свой меч, который светится, как у заправского джедая из «Звездных войн», и гибнет от удавки. И хотя в спектакле немало легких и смешных моментов, картина в целом безрадостная.

Впрочем, нарисовав ее, режиссер не торопится с выводами. Зрители сделают их сами.

Режиссер Кирилл Серебренников:
«Спектакль родился во время репетиций»


Для «Киже» я многое придумал заранее, но спектакль родился во время репетиций. Я задавал темы сцен и их последовательность, а артисты импровизировали. Мне ни разу не пришлось выступать «разводящим» и указывать им, куда пойти и где встать. Мы сделали все, чтобы в спектакле звучал максимально достоверный текст: включили подлинные дневниковые записи, биографические материалы, архивные документы.

А еще развили некоторые темы. Так, встреча Аракчеева и Канта, на которую намекает Тынянов, у нас стала отдельным эпизодом. Кант произносит то, что говорил на самом деле: мы взяли это из записок Карамзина, который ездил к нему и записал его слова. Для того времени Кант был культовым философом и сильно повлиял на литературу, поэзию и движение мысли.

Еще в спектакле звучат фрагменты из первого русского перевода трагедии «Гамлет», которая при Павле I была запрещена.