Режиссеры

История в фотографиях: Олег Табаков и Кирилл Серебренников

Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 15.08.2020


Кирилл Серебренников и Художественный театр — особая история. Две эти параллельные линии не имели шансов пересечься в театральном пространстве и времени, если бы не Олег Табаков.

Серебренников во МХАТе работать не хотел, там, по его мнению, было уныние и тоска, отсутствие реальной жизни и артисты с ненастоящими голосами. Как вдруг… Кириллу Семеновичу позвонил Олег Павлович и предложил поставить не что-нибудь, а «Пластилин» Василия Сигарева. Серебренников как раз работал над этой пьесой в Центре драматургии и режиссуры и от предложения Табакова отказался: «Расстались мы достаточно резко. Обаяние Табакова на меня никогда не действовало. Наоборот. Как я скажу своим друзьям, что я во МХАТе? Позор какой-то. Они меня засмеют». После успеха «Пластилина» — снова звонок от Табакова. Встреча. И прямой вопрос: «Чего вы хотите?» —
«Современную драматургию, конечно, есть такая пьеса — „Терроризм“ братьев Пресняковых». Серебренников не ожидал, что Олег Павлович согласится. А он согласился. И после первого четырехчасового прогона: «Нормально. Работайте дальше». «Он окончательно убил меня свой толерантностью» — вспоминал Серебренников.

Потом были «Мещане» Горького и вновь полный карт-бланш. Серебренников решил поставить спектакль про битву старого и нового, «рутинную манеру мхатовской игры я хотел сделать фактурой, противопоставив ей свежее дыхание, новую эстетику, иронию и легкость молодых актеров». А случилось другое: репетируя с Андреем Мягковым и Аллой Покровской, режиссер открыл для себя мхатовскую школу, и не было здесь никакой замшелости, и все дышало жизнью, вызывая у него только восторг. Так начался взаимный и полный открытий роман Кирилла Серебренникова и Художественного театра.

«Олег Табаков, с одной стороны, бог, а с другой – человек, обладающий высшим художественным авторитетом, с которым можно еще находиться и в контрах. Опасно ли это? Если он знает, что в твоих поступках нет ни грамма фальши, что ты движешься к цели искренне и с полной самоотдачей, то совершенно не опасно — ни для кого. Это человек, который допускает все — весь мир в его многообразии. Единственное, о чем мы с ним договорились — он не терпит художественно неубедительной фигни (чтобы не сказать другого слова)» — Кирилл Серебренников.

Цитирование по книге «Художественный театр. Время Табакова», МХТ им. А. П. Чехова, Издательство «Театралис», 2015 год

Фото: Екатерина Цветкова. Олег Табаков, художник Николай Симонов, Кирилл Серебренников.