Режиссеры

И. О. судьбы

Полина Богданова, Газета «Культура», 10.07.2003
У Кирилла Серебренникова уже первый спектакль «Пластилин» вызвал шоковую реакцию. Этот самоучка, который не заканчивал никаких театральных вузов (а был по профессии физиком), въехал в столицу из города Ростова-на-Дону на белом коне. И сразу приучил всех к мысли о том, что он первый. Стали сыпаться предложения. МХАТ, «Современник», затем неприступный Олег Меньшиков со своим «Товариществом 814» — все изъявили желание работать с Серебренниковым. И все это было интересно, ярко… Но спектакль, о котором пойдет речь, был поставлен не в какой-нибудь крупной театральной цитадели, а в крохотном Центре режиссуры и драматургии. 

Следует отдать должное его руководителю Алексею Казанцеву, который регулярно устраивает зрителям настоящие праздники, приглашая для работы лучших режиссеров. И это именно он дал Серебренникову возможность осуществить в Центре и свою первую постановку, которая сразу решила карьеру режиссера.

Спектакль «И. О.» выглядит эпатирующе, но эпатаж —это излюбленная манера режиссера. Он любит задевать и будоражить публику.

После просмотра явилось отчетливое ощущение восторга. Наконец-то мы стали цивилизованной страной и можем ставить такие пьесы. Необычные по форме и по содержанию. В них выражен совсем иной взгляд на человека и действительность, чем тот, к которому нас приучали. Хотя фарс, а пьеса написана именно в этом жанре, не так уж прост. У него есть как бы два варианта развития ситуации — выбирай любой. Но лучше по порядку.

В квартиру, где живет молодая пара, Свен (А. Гуськов) и Анна (А. Стеклова), неожиданно заявляется довольно необычный тип. Он - исполняющий обязанности директора той компании, в которой работает Свен. И. 0.(М. Аверин) говорит им, что хочет поближе познакомиться с тем, как живут его подчиненные. Садится, начинает задавать вопросы и постепенно втягивает пару в такую игру, которая этим обыкновеннейшим, скромным ребятам не могла присниться даже в страшном сне.

Не проходит и десяти минут, как И. О. начинает разглядывать и гладить ступни Анны, пытаясь прочитать по ним ее характер. Анна смущена, но заинтригована. Дальше — больше. И вот Анна уже стоит на табурете и, задрав юбку, показывает любопытному начальнику свою задницу и даже разрешает ему снять с себя колготки и трусы. За эту «услугу» добрейший начальник, правда, заплатил изрядную сумму денег, которая произвела довольно сильное впечатление на молодых, заставив запрятать чувство стыда и неудобства себе в карман.

Очередь дошла и до Свена. За аналогичную сумму Свен должен танцевать перед И. О. Преодолевая смущение, Свен, выделывая какие-то неуклюжие телодвижения, продвигается по комнате, потом залезает на кухонные столы. И Анна, которая раскладывала перед ним денежные купюры, как бы подогревая его смелость и азарт, засовывает ему деньги за пояс брюк, предлагая расстегнуть ширинку. Чуть погодя И. О. оказывается на кровати вместе с Анной, и его действия явственно свидетельствуют о том, что сейчас произойдет сцена любви. Этого Свен уже не выдерживает. Он поднимает табуретку и с силой бьет по голове начальника. Стоп-кадр. Свет гаснет, потом снова зажигается.

На этом экспозиция, или как хотите ее назовите, заканчивается.

Следует первый вариант развития событий. Кровавый. Свен и Анна обнаруживают, что И. О. мертв, и начинают думать, как избавиться от трупа. И тут следует эпизод кошмара, который Кирилл Серебренников живописует, кажется, с особым смаком. Анна берет в руки какой-то электрический бытовой прибор, отдает его Свену и, врубая на полную мощность музыку, ждет, пока тот в ванной расчленит труп. Далее следует несколько выносов фасованного тела, которое засовывается в холодильник. Вокруг кровища, белая рубашка Свена вся в красных пятнах, струйки стекают и по окошку ванной, где только что производилась экзекуция. 

Вариант второй. И. О. вылезает из холодильника живым и невредимым и продолжает свою игру с супругами. Теперь это игра радостная и безобидная. Заканчивается она тем, что Анна и И. О. отправляются в спальню заниматься любовью. Потом Анна выходит оттуда счастливая и довольная. Ведь у нее со Свеном не было любовных отношений, потому что в ранней юности у нее был неудачный сексуальный опыт, который отбил всякий интерес к отношению с мужчинами. И. О. возвращает ей утраченную женскую сущность. Все довольны. Вокруг летают и кружатся бабочки. А через некоторое время из спальни в белом махровом халате появляется и Свен, тоже счастливый и довольный, теперь они с Анной настоящая семейная пара и смогут подумать о детях.

О чем все это странное, временами страшноватое, временами веселое зрелище? О том, что в человеке заложено два противоположных сценария. Развитие одного ведет к преступлению. Другого — к продолжению рода. На этом и строится мироздание. Вполне философичный взгляд на вещи.

В первом своем спектакле по пьесе В. Сигарева «Пластилин» Кирилл Серебренников, следуя нашей российской душевной и культурной традиции, живописал страдания беззащитного человека перед лицом жестокой действительности.

Пьеса шведа С. Ларсона говорит о том, что и добро, и зло живут в самом человеке. И только от нас самих зависит, что из двух вариантов мы выберем в собственной жизни. На сегодня это более адекватная постановка проблемы.