Режиссеры | Художник на плохой натуреГригорий Заславский, Русский журнал, 9.04.2002 В Филиале Театра имени Пушкина, в Сытином переулке, в небольшом зальчике на 100 (вряд ли - больше) мест, сыграли премьеру, возможно, самого скандального спектакля нынешнего сезона. «Откровенные полароидные снимки» так называется пьеса англичанина Марка Равенхилла, которую поставил Кирилл Серебренников. Естественно вспомнить, что предыдущей работой Серебренникова был «Пластилин» Василия Сигарева, который он поставил в прошлом сезоне в Центре драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Серебренников теперь уже это можно утверждать мастер препарировать самые мрачные сюжеты, эффектно их «набивать» всякими театральными штучками-дрючками и превращать в конце концов в ладные и захватывающие театральные истории. Драматург из Нижнего Тагила Василий Сигарев написал невеселую мягко говоря пьесу про мальчика, сироту, который теряет друзей, ссорится с учителями и даже случайными людьми, а в финале гибнет. Два беглых уголовника насилуют подростка и выбрасывают из окна. Серебренников сумел убедить даже самых последовательных противников этой пьесы, во-первых, в ее сценичности, а во-вторых, в том, что «Пластилин» Сигарева материал для спектакля со счастливым концом. Жанр жития, которого держится пьеса, позволяет если не видеть, то хотя бы угадывать жизнь после смерти. Во всяком случае верить в нее. Пьеса Марка Равенхилла, одного из самых модных сегодня драматургов не только Англии, но и Европы, того же, можно сказать, посола. Среди героев «Откровенных полароидных снимков» один уголовник, только что освободившийся из мест лишения свободы, два гомосексуалиста, одна проститутка? Один гомосексуалист местный, английский, другого, Виктора, англичанин что называется выписывает из бывшего СССР. У Равенхилла Виктор русский, который приезжает в Англию, чтобы танцевать в одном из местных гей-клубов. Серебренников гей-клубы, конечно, отменять не стал, но сделал родиной Виктора Украину. В определенном смысле так веселее. Кроме того, режиссер сильно омолодил героев. В пьесе уголовнику Нику около пятидесяти, ему уже поздно начинать новую жизнь, а актер Алексей Кравченко, уже знаменитый по телесериалу «Спецназ», играет куда более молодого нашего современника. Так что его растерянность если, конечно, вычесть эпизод с покушением на убийство и естественные проблемы с адаптацией к новой жизни, в том числе и политической сродни невнятности, которую всенепременно ощущают тридцатилетние герои Евгения Гришковца. А где же тогда любовь? А?? А?? Реальность несколько пугает его, поскольку в ней слишком много нового и непонятного. И еще: Серебренников не стал жеманиться, и потому в его спектакле герои Равенхилла не используют английские нецензурные аналоги, они матерятся по-нашему. Да и странно пользоваться небогатой английской лексикой, когда русский язык предлагает так много вариантов перевода (перевод Александра Родионова, которому мы обязаны и появлением на русском первой пьесы Равенхилла, «Шоппинг & Факкинг»). Ник возвращается из тюрьмы к своей бывшей подруге, подруга же и «товарищ» (в смысле партийности) теперь примкнула к социал-демократам и все время спешит на какие-то встречи, не считаясь даже с тем, что изголодавшийся по женскому обществу Ник через минуту уже раздет, стоит в семейных трусах и нервно теребит резинку? Ник влюбляется в юную проститутку Надю, но у той свои сложные отношения с Тимом, больным неизлечимой болезнью, и с Виктором, который постоянно возбуждает любовь к своему собственному телу. Ко всякому встречному и поперечному пристает он с расспросами: нравится ли им его «сумасшедшее» тело или же они в восторге от него?.. В общем, история самая что ни на есть современная, с непременным кликушеством, вложенным, правда, в не слишком серьезные уста, как-то, как говорится, к слову, кто-то говорит про последние времена, которые уже наступили, вызывая в памяти похожую реплику из «Грозы». Политические разговоры веселый фон невеселой пьесы. У Серебренникова когда утомляют разговоры есть на что посмотреть. Желающие на тело Виктора, которого играет Анатолий Белый (надо признать, с немалым мастерством, хотя требуются от него не только выдающиеся первичные и вторичные половые признаки). Желающие могут следить за жизнью сценической конструкции, невероятно изобретательной: то сверху льется вода, то внизу возникает небольшая запруда. И все блестит, все сверкает. И танцы, танцы до упаду? И смерть подстерегает наших героев. И когда Тим умирает, он просит у Виктора одно: чтобы тот довел его (его тело?) до оргазма. И тут изобретательность постановщика снова оказывается на высоте, находчивость Серебренникова, его фантазия в том, что касается расцвечивания пьесы, обыгрывания даже не самой пьесы, а игры поверх нее, помимо нее, кажется, не знает границ. Хороший спектакль? По-моему, да. Талантливый в том нет сомнений. И в этом, прошу прощения за сей парадокс, его главный недостаток. Пьеса-то неважная. Тогда возникает вопрос: ради чего? И ради чего Британский совет так настойчиво продвигает Равенхилла на европейский и наш российский рынок? Платит за спектакли и за московский вот заплатил?.. Чтобы мы знали, как тяжко живется в Англии молодым гомосексуалистам, что СПИД смертельная болезнь, а индивидуальный террор не лучшее решение политических разногласий? И в ответ полюбили Россию, где все, выходит, еще не так страшно? Ну, если так, то, как говорится, и на том спасибо. |