Режиссеры | Кирилл Серебренников: Актер явление паранормальное, и, главное, объяснений от него не дождешься, 1.09.2003 Кинорежиссер Кирилл Серебренников снял сериалы «Ростов-папа» и «Дневник убийцы». Спектакли театрального режиссера Кирилла Серебренникова «Пластилин» Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры, «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла в Театре им. Пушкина, «Терроризм» братьев Пресняковых во МХАТе им. А. П. Чехова принадлежат к числу самых острых, тревожных и ярких столичных премьер последних лет. Кирилл, вам вообще близки персонажи с отклонениями? Это интересно всем, потому что искусство все, что находится за гранью ОТК. Норму мы лицезрим каждый день. А на экране, на сцене людям, наверное, любопытны персонажи в неких экстремальных обстоятельствах. Либо сами по себе экстремальные. И кто признал нормой норму, которую мы видим каждый день? Вероятно, про то и наш фильм? Хотя глобально он о том, как мир иллюзий и мир реальности пересекаются и что из этого получается. Видели ли вы когда-нибудь физическое преображение актера во время работы? Да. И это поразительные вещи? Вы знаете, такое случается с очень хорошими актерами как со звездами, так и с малоизвестными артистами. Эти люди-хамелеоны в работе вдруг превращаются во что-то: это по-другому ходит, по-другому говорит. Один из таких Евгений Миронов. Сейчас я сделал спектакль «И. О». по пьесе шведского драматурга Стига Ларссона в Центре драматургии и режиссуры, где работают как минимум несколько хамелеонов. Там совершенно другие Алексей Гуськов и Максим Аверин. Там совершенно другая Граня Стеклова. Не боитесь ли за них как за людей? Ведь, наверное, что-то происходит с психикой? Актерская профессия вся состоит из паранормальных явлений. И это не паранойя, не сумасшествие. Болезнь в искусстве, на мой взгляд. Мне нравится, когда происходящее входит в понятие Тайны. И «как это сделано» никто не знает, может быть, даже тот, кто делает. А актеры могут объяснить, что происходит? Я с некоторыми беседовал на эту тему. Но от них никогда не дождешься объяснений. Кто-то из медиков обследовал играющего актера? Такие опыты мне неизвестны. Но мне известно, что актер Гуськов за спектакль теряет три кг веса. Игра суперстресс. Марина Владиславовна Неелова на сцене может поднять вес, который она не в состоянии поднять в жизни. И она энергетически покрывает зал в тысячу человек! Такая экстрасенсорика. Видели ли вы когда-нибудь, например, дематериализацию? Деньги часто дематериализуются. Это их обычное свойство. Но когда люди покупают серьезные брошюрки про мистику на вокзалах, я бы это назвал бытовым кликушеством. Если говорить о владении специфическими способностями, я верю в неограниченные возможности человека, а также в многообразие мира и многообразие форм его проявлений. Мир такой разный, что бывает все. Нет таких вещей, в которые я не верю. И как это соотносится с точной наукой физикой, которая была вашей первой специальностью? Очень прямо. Я всегда говорю, что физика одна из немногих наук, может быть, единственная, которая подтверждает существование Бога. Физика предполагает такое количество допущений и такое количество достаточно условных моделей описания мироздания очень странных и очень сложных, что, в общем, к материализму это не имеет никакого отношения. Это абсолютно метафизическая наука. Физика вам подспорье в творчестве? Физика это структурное мышление, система мира. Она помогает и сидит внутри. Это не то, что: а ну-ка вспомни закон Бойля Мариотта! Физика внутреннее желание найти стройность. Обрести гармонию. Есть же понятие: красивая формула. Верная формула всегда красивая формула, красиво устроенная. Можно ли вас, Кирилл, определить как рефлексирующего физика? Нет. Я вообще не рефлексирующий тип. Есть такие люди рефлексаторы, которые начинают вибрировать по каждому поводу. Физик? Какой же я сейчас физик! Хотя в физиках тоже бывает больше математики, меньше математики. Скажите как физик физику: идеи несут энергию? Думаю, да. В них сила мысли, сила злости, сила взгляда. Наверное, волновая природа в этих вещах присутствует. И продвижение этих идей, успех зависят от энергетики человека, который их родил? Наверное, от энергетики, но и от свойств пространства, свойств материи, которая проводит эту энергию. Надо попасть с нужным количеством энергии в нужное место во времени и пространстве. Всего лишь соблюсти эти условия. Скажите, когда вы приступаете к новому проекту, как это происходит: вы предлагаете или вам предлагают? Как правило, я. Если мне не нравится пьеса, я вообще ее не ставлю. Обслуживать артистов или даже самых уважаемых антрепренеров мне что-то не хочется, потому что получается нечестно и начинаешь относиться к этому делу, как к работе. Но тогда должны быть чудовищные деньги. Хотя просто за деньги тоже для чего это? Но даже в этом случае, понимаете, нельзя ничего делать, если результатом станет позор. Деньги закончатся позор останется. Есть понятия «профессионал» и «любитель». Так что, вы - любитель? Да, я любитель, и, видимо, сам на любителя. Кирилл, вас более интересуют сегодняшние сюжеты, современные лица или исторические персонажи? Так получается, что в театре я работаю больше по современной драме, а в кино все больше и больше меня уносит куда-то в прошлое. Но прошлое мне кажется очень интересным. Особенно привлекает начало ХХ века, потому что он на наших глазах сложился, как законченное произведение искусства. Мы знаем, чем он начался, чем продолжился и чем завершился. А вот разобраться, почему он стал вот таким вот, а не иным, интересно именно сейчас. Разобраться в исторических фактах, в том, как закручивались энергетические потоки, как возникла и сложилась система закономерностей, случайностей и взаимодействий. Как возникли персонажи, образы. Как появились направления в искусстве. Как изменилась литература, родились и умерли поэзия, свет и звук. И что, современные драматурги молодые ли, более опытные в состоянии справиться с такими задачами? Самая главная драматургия прошлого века как бы сложилась к его началу. Чехов умер практически сто лет назад. Повторяется ли тот виток? Отчасти, возможно, и повторяется. Сейчас стали говорить, и не без оснований, о новой современной драматургии, даже о драматургическом буме. Появились имена, которые «работают» и здесь, и на Западе. Волна есть, но она, вероятно, воплощена слабее. Это какой-то отсвет той волны, того века. Будет ли - скоро ли, нет написана пьеса века? Этого мы не знаем. Но мы знаем, что «Чайка» провалилась в Александринском театре. Взяла и провалилась. Сегодня понятно, что есть очень талантливые люди, которые занимаются драмой очень серьезно. Насколько они окажутся выразителями сегодняшнего дня, станет известно позже. Каких отечественных классиков театра ХХ века вы видите? Во-первых, ХХ век век режиссерского театра. Эта профессия, как выяснилось, очень молодая, и она сложилась как раз в ХХ веке с установлением диктатур в социуме. Она рождалась вместе с этими катаклизмами политического свойства. Профессия, с одной стороны, диктаторская, с другой глубоко психиатрическая, с врачебной точки зрения, и очень синтетическая. Тут диапазон от Станиславского Мейерхольд, Вахтангов, Михаил Чехов это русская режиссерская школа и великая советская Товстоногов, Эфрос, Любимов, Васильев, Фоменко, Захаров, Гончаров, Някрошюс, Додин, Гинкас? И вот теперь вековая школа как бы закрывается. Она сформировалась и выразилась уже в некоей пантеонной форме. Теперь есть куда приходить с цветами, чему кланяться, на что кивать и что цитировать. Нам осталось идти дальше и делать что-то совершенно другое. Что касается современной драматургии. .. Я бесконечно повторяю имена молодых и, на мой взгляд, перспективных драматургов. Их не так много, и своими работами они уже всем известны. Не стану повторяться, иначе буду выглядеть их PR-менеджером. Из зрелых сегодня работают Разумовская, Садур, Петрушевская, сегодня пишет Александр Галин. Кого из них вы готовы поставить? Никого, пожалуй. Но это моя проблема, а не их. Мне бы очень хотелось поставить Вампилова, и он вполне классический. Замечательные пьесы у Арбузова, Рощина. Так получилось, что судьба связала меня с очень молодыми авторами, с новой волной. И я, наверное, какое-то время должен быть верен этому, тем более что мне это действительно очень интересно их новая система образов. Кирилл, я пыталась найти вас в компьютере, и он на вас всегда зависал. Я вам скажу честно, что от меня ломаются приборы, телевизоры, перегорают лампочки. И действительно виснут компьютеры. Может быть, мои личные вибрации входят в дикое противоречие с вибрациями техники волны не совпадают, что ли. Так вот между зависаниями мне удалось узнать, что вы поздний ребенок, а это вполне интересный и знаменательный факт. Считается, что у зрелых людей рождаются либо очень способные дети, либо? олигофрены, да. Я поздний ребенок у родителей. Когда люди заводят детей поздно, они это делают совсем осмысленно. Ребенку уделяется совсем другое внимание, он получает совсем другое воспитание, в него вкладываются. При том, что я один в семье, никакого балованного беззаботного детства у меня не было одно спартанское воспитание. Вероятно, растили не только мужчину, но человека, который за все должен нести ответственность. Это польза. А какая все-таки прелесть быть поздним ребенком! Когда ты маленький, ты не думаешь о прелести. Ты же не понимаешь, какие у тебя родители молодые или старые. Как раз понимаешь. Ну, например, приходит мама в школу на собрание, а там все мамы лет на двадцать моложе У меня мама красавица, всегда модно одевалась и выглядела прекрасно лучше всех. И у меня никогда не было ощущения ее возраста и вообще возраста родителей в моем детстве, кстати. Это сейчас я методом калькуляции понимаю, что они могли бы родить меня лет на 15 раньше. Но с возрастом возникает дистанция. Вот сейчас мне 33, а им 70. И мы люди совсем разных поколений устройств, ощущений. Я очень люблю своих родителей, и они любят меня, но пропасть возникла как раз из-за дистанции поколений. То есть ваши родители вас не очень понимают и им не совсем нравится то, что вы делаете? Они гордятся. Но они действительно не очень понимают. При том, что они интеллигентные люди и во многом разбираются. Но как-то по-своему, как могут понимать люди их поколения. У меня папа врач, а врачи, как известно, люди очень конкретные и вне фантазий. И вообще очень специфически смотрят спектакли и фильмы. Как вы думаете, образ жизни это причина или следствие рода занятий? Думаю, что сильно влияют и вероисповедание, и место, где ты родился, живешь? Когда-то давно-давно я был жаворонком какое-то время. Хотя в школе все мы жаворонки. А потом почему-то кто-то остается жаворонком и ходит на работу к семи утра, а кто-то становится совой, а потом совой-совой. И я сейчас уже, наверное, выпь какая-то, даже не сова. (Смеется.) Вы человек легкий легко встречаетесь, общаетесь, живете с людьми? Легкий, но - тяжелый. Я схожусь с людьми как бы легко. Не могу сказать, что у меня много друзей. Но они есть, и я рад. С некоторых пор меня стали утомлять шумные компании может, это уже свойство возраста. Я очень много времени провожу на людях вот в чем проблема. Вы знаете, я вдруг понял, что три года не был один чтобы в помещении никого не было длительное время, а это психологически тяжело. Осталось найти необитаемый остров. Оказаться там и в одиночестве думать. Беседовала Катя ВАРКАН |