Режиссеры

Владимир Стеклов: Из демонов — в космонавты

Юрий Крохин, Российская газета, 24.11.2006
О Владимире Стеклове можно сказать — человек-легенда, и это не будет
особым преувеличением. Стеклов стал первым из актерского цеха, кто прошел
полный курс подготовки к космическим полетам. А что не стал космонавтом,
так это не его вина. Его полет не состоялся по самой банальной причине —
нехватке средств. Жалко, что Стеклов не провел, как намечалось, 60 суток в
космосе, не снялся в космической одиссее режиссера Юрия Кары. Сам актер,
впрочем, о затраченных усилиях не жалеет. «Я получил много знаний и
серьезного человеческого опыта, — говорит Владимир Александрович. -
Познакомился с замечательными людьми из отряда космонавтов, со многими из
них подружился».

Театр вместо футбола

Владимир Стеклов родился в шахтерской Караганде. Вскоре семья
перебралась в Астрахань, которую артист считает своей малой родиной. Рос
без отца. Мать работала бухгалтером и, естественно, не могла много времени
уделять сыну. Воспитывала Володю бабушка. И. .. улица, где маленький
Стеклов слыл драчуном и забиякой. Школа с ее рутиной мальчика не увлекала.
Он, как и многие сверстники, обожал футбол. Детство было вполне
обыкновенным: деревянный домишко с удобствами на улице, где в коммуналке
теснились Стекловы. За водой приходилось ходить с ведрами в специальную
будку. Потом семья получила двухкомнатную квартиру, показавшуюся хоромами.

Театр Стеклов любил с ранних лет, но предпочитал зрительское кресло,
пока его, ученика 9-го класса, не затащил в драматическую студию товарищ. 
Что-то, видно, случилось там, в студии, потому что, попробовав себя на
сцене, Стеклов понял, что это и есть призвание. "С тех пор театр для меня
 — «одна, но пламенная страсть», — вспоминал Владимир Александрович. 

Ему было 15 лет, когда он поступил в Астраханское театральное
училище. Экзаменаторы поставили жесткое условие: исправить за лето дикцию. 
И столь сильным было желание стать актером, что паренек работал буквально
день и ночь над своим произношением. Теперь Стеклов с удовольствием
вспоминает годы учебы, когда его неожиданно увлек сам процесс познания. А
потом начались обычные актерские будни…

Лучший Шариков

Подобно многим провинциальным актерам, Стеклов перепробовал разные
сцены: играл в Кинешме, в Петропавловске-Камчатском. В Москву судьба
занесла его уже сложившимся человеком. Но он быстро осознал, что все
накопленное в периферийных театрах надо забыть и начинать с нуля.

«Столица свои объятия мне не раскрыла, — вспоминал позднее Владимир
Александрович. — Москва — город очень жесткий, даже в чем-то жестокий.
Здесь зевать нельзя: или ты побеждаешь, или побеждают тебя».

В 81-м году после гастролей Петропавловского театра в Москве
Александр Георгиевич Товстоногов пригласил Стеклова в свой театр. Об этом
человеке надо сказать отдельно. Сын Георгия Александровича Товстоногова,
Александр Георгиевич, окончил курс своего отца. Был превосходным актером,
сыграл, в частности, в фильме «Республика Шкид» Геннадия Полоки. Ставил
спектакли в тбилисском Русском драматическом театре имени А. Грибоедова, в
питерском Большом драматическом. В течение десяти лет был главным
режиссером столичного театра имени Станиславского. Товстоногову и
принадлежит честь «открытия» актера Владимира Стеклова, который блестяще
играл Шарикова в спектакле «Дневник доктора Борменталя» по известной
повести Михаила Булгакова…

Посланец Сатаны

Булгаковская тема стала до некоторой степени сквозной в творческой
биографии Владимира Стеклова. «С героями Булгакова мне повезло, — заметил
как-то Владимир Александрович. — Сначала — разминка: оборотень Шариков в
спектакле, потом — черт Азазелло. Я вообще люблю все, что связано с
дьявольщиной».

В 1994 году Юрий Кара закончил свою четырехсерийную версию «Мастера
и Маргариты», так и не вышедшую на экраны. Владимир Стеклов снялся в ней в
роли Азазелло. Помните? Человек небольшого роста, с бельмом на глазу и
клыком, в котелке — таким он предстает перед изумленной Маргаритой.
Азазелло-Стеклов выстрелом из револьвера убивает доносчика Майгеля, руками
(«холодными, как железные поручни») хватает за горло укравшую подарок
Воланда Аннушку и, наконец, является к Мастеру и Маргарите, чтобы, отравив
их старым фалернским, подарить обещанный покой… Демон пустыни,
сподвижник Сатаны, Азазелло по-своему вершит правосудие. Образ яркий, хотя
и далекий от реальности. Но всегда ли можно верить в реальность?

Очаровательные негодяи

Громкие актерские удачи сделали Стеклова любимцем публики и
режиссеров. Причем образы он всегда создавал неоднозначные. В спектакле
«Порог», шедшем на сцене театра Станиславского, убедительно нарисовал
законченного алкоголика. В кинокартине «Бомж» сыграл человека «без
определенного места жительства», то есть деклассированного бродягу.
Благодаря этой роли Стеклов стал лауреатом фестиваля «Созвездие» в 1989
году. В фильме Сергея Ливнева «Серп и молот» предстал перед зрителями в
образе…Сталина. Кстати, воплотить образ вождя народов Владимиру
Александровичу предлагал и Юрий Кара, когда приступал к съемкам «Пиров
Валтасара», — тогда это не удалось. Словом, злодеев и ничтожеств в
послужном списке актера достаточно. Он объясняет это так: «Считаю, что
негодяй должен быть очаровательным, иначе не о чем говорить».

Стеклова позвал в свой славный «Ленком» Марк Захаров — на постановку
«Ромула Великого». Потом начали репетировать «Поминальную молитву», и
Владимира Александровича взяли в штат театра, где он сподобился счастья
выходить на сцену с Евгением Леоновым. Позднее, по словам Стеклова,
творческие отношения с «Ленкомом» себя исчерпали, наверное, уходу из
театра способствовал развод с актрисой Александрой Захаровой, дочерью
Марка Анатольевича. Был в жизни Владимира Стеклова период работы в театре
«Школа современной пьесы». Он участвовал в спектаклях «Чайка», «Дон
Кихот», «Антигона из Нью-Йорка», «Бегущие странники». Несколько лет
Стеклов выходит на сцену столичного театра «Сатирикон». Кстати, в
спектакле «Жак и его господин» Владимир Александрович играет вместе с
дочерью Агриппиной и Константином Райкиным. Кроме того, на сцене театра
Моссовета идет спектакль «Милый друг», в котором участвует Стеклов. А на
«Поминальную молитву» в «Ленком» зрители по-прежнему ломятся «на
Стеклова»…

Актерская ферма

Стеклова не увидишь на телевизионных и киношных тусовках. «Я слишком
устаю на работе для того, чтобы еще полночи проводить непонятно за чем, —
объясняет актер свое нежелание „светиться“ на публике. — Если и стоит
встречаться, то только на уровне профессиональных интересов». К тому же
надо выкроить время для внука, для загородного дома, где вечно надо что-то
строить, заниматься с животными — козами, курами, индюками. Какие уж тут
тусовки…