Режиссеры

Хочу Шекспира, а не Кирилла Серебренникова по мотивам Шекспира

Виталий Вульф, Собеседник, 24.10.2006
Я себя берегу, многие спектакли даже смотреть не хожу — заранее знаю, что это будет. Именно по этой причине в последний момент решил оставить без внимания «Короля Лира» в исполнении Константина Райкина в «Сатириконе». Потому же проигнорировал «Антония & Клеопатру» в «Современнике». Я хочу смотреть настоящего Шекспира, а не режиссера Кирилла Серебренникова по мотивам великого драматурга.

Вот что достойно разговора, так это две предстоящие премьеры. «Шаткое равновесие» Эдварда Олби — очень серьезная пьеса, и мне интересно, как Сергей Арцибашев сделает ее в Маяковке с Евгенией Симоновой и Михаилом Филипповым. Представляется любопытной и будущая работа в МХТ им. Чехова. Там готовят пьесу по мотивам сценария кинофильма «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро. Предполагается, что главные роли исполнят Дмитрий Дюжев и Михаил Трухин. Табаковские актеры умеют играть комедии с переодеваниями, это у них отлично получается… А больше, честно говоря, смотреть сейчас и нечего.

Как ни печально констатировать, но сегодняшний театр вообще перестал задавать тон в культурной жизни. Даже петербургские труппы уступили позиции, которые — вот парадокс! — некому занять. Посмотрите, как часто теперь Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих приезжают с постановками в Москву. Актеры таким образом вынуждены зарабатывать деньги, потому что там, в Петербурге, им живется не лучше.

Сегодня очень мало художественных событий, их почти нет. Есть лишь андеграунд, который и описывается в популярных газетах. На днях прочел статью — автор восторженно пишет об открытии фестиваля современного искусства «Территория», организованного Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Название публикации мне даже неловко произносить — «Фестиваль стал пенисным турниром». Статья начинается со слов: «Такого количества мужских членов отечественная, да и зарубежная сцена не видела». А кончается: «Открытый прием, самоирония делают честь венгерскому театру и фестивалю „Территория“, который и дальше намерен нарываться на скандал». Автор описывает, как один из героев снимает штаны и мочится в стакан. Наверное, журналистка хотела сделать приятное фестивалю «Территория», а на мой взгляд, она его дискредитировала?

Если именно в этом суть современного искусства, зачем я буду ходить и тратить на это время. Никакого отношения к искусству «Территория» не имеет… И мне все труднее отыскивать подлинные образцы творчества…