Режиссеры | Все еще смешноАлиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007 В советские времена комедийный жанр в театре имел уклон в сатиру, насмешку, более злобную, нежели смешную. Сегодня эта направленность неактуальна. Жалкие потуги подобного рода можно лицезреть на ТВ, но никак не в театре. Где предпочли вернуться к более древним комедийным конструкциям в первую очередь к «комедии положений». Такая комедия дает позитивные эмоции и веру в хэппи-энд.Другое дело, что с комедией в ладах очень небольшое количество современных режиссеров. Одни принципиально не ставят комедию, считая себя достойными более высоких задач. Другие же, принимаясь за это дело, впадают в пошлость. Так что заставить нас смеяться от души и при этом чувствовать себя комфортно могут далеко не все. Последние московские премьеры в этом жанре подтверждают, что сделать качественную комедию непросто но отнюдь не невозможно. Авантюрист поневоле Премьера дебютного спектакля Продюсерской компании Евгения Миронова «Фигаро. События одного дня» с ним же в главной роли печальным образом совпала с назначением актера на пост директора Театра Наций. В результате взгляд на «Фигаро» оказался куда более пристальным, нежели этого заслуживал продукт. И довольно средний спектакль, что мог пройти по Москве спокойно, вдруг спровоцировал нешуточный шум. Кто-то громко сетует на провал, кто-то гневно защищает создателей «Фигаро». И то и другое выглядит излишним проявлением эмоций. Хорошим окажется Миронов руководителем или плохим, станет ясно, когда в Театре Наций начнет что-нибудь происходить. Пока куда важнее вопрос его актерской деятельности. Увы, роль Фигаро в этом плане досадное несоответствие. Четких черт у этого Фигаро нет: ни авантюрист, ни герой-любовник, ни просто ловкий слуга никто. К тому же у него отсутствует энергетика, и действие вокруг распадается на клочки, обрывки и эпизоды. Каждый артист пытается выстроить свое направление роли отдельно от других. У кого-то это выходит удачно, как у Елены Морозовой изящной и сокрушительно-печальной Графини, и Виталия Хаева брутального и чувствительного Графа; у кого-то хуже. Но все существуют сами по себе и как-то удивленно, словно сами не знают, что они делают друг промеж друга. Есть ощущение, что комедийный жанр режиссеру Кириллу Серебренникову абсолютно чужд. Поэтому в «Фигаро» он придумывает все, чтобы утяжелить историю. Герои совсем не шуточно и очень «кухонно» ссорятся, скандалят, уличают друг друга в несуществующих смертных грехах и всячески обороняются от любого позитива. Конечно, жить, осознавая, что ты один на свете, невеста тебе изменяет, работодатель в грош не ставит, невесело, да и неинтересно вовсе. Серебренников забирает у героев Бомарше смысл их существования, а взамен не дает ничего. Однако режиссер почему-то не следует даже собственной логике. Когда перед решающей финальной сценой всеобщего выяснения отношений Фигаро в отчаянии обливает все вокруг бензином, содрогаешься в ожидании взрыва. Однако вместо него становишься свидетелем всеобщего выхода в свадебных нарядах. Только в этом выходе куда больше безнадеги, чем радости. Непонятно вот что: если Серебренников хочет сочинить мрачную историю, то почему берет для этого совсем неподходящий материал? В этом выборе звучит какой-то странный вызов: дескать, вы привыкли, что «Женитьба Фигаро» комедия, а зря! В итоге пьеса сопротивляется, и ни зрители, ни актеры не могут выправить вектор собственных эмоций. Конечно, никто не против адаптаций классики. Но от талантливых людей ждешь разумных поступков. Дамы начинают и выигрывают Тема переодевания мужчины в женщину, некогда мегапопулярная, стала невыносимой. Ее эксплуатируют и театр, и кино, и телевидение. Уже неважна причина важен сам факт переодевания, над которым почему-то принято смеяться. Да вот только далеко не каждый актер в состоянии убедительно «сменить пол». Мало встать на каблуки неплохо бы научиться на них ходить. Мало говорить на несколько тонов выше хорошо, когда в интонациях чувствуется иное существо. Свежая премьера МХТ им. Чехова «Примадонны» показала, насколько удачно можно решить подобную историю. Сочинивший «Примадонн» современный американский драматург Кен Людвиг очень популярен на родине; у нас же его имя стало известно после прошлогоднего спектакля Театра Пушкина «Одолжите тенора!» Написаны «Примадонны» недавно, в 2004-м, но действие сдвинуто в середину двадцатого века. Режиссер Евгений Писарев сумел тонко соблюсти стилизацию под нужное время и выстроил легкий, динамичный спектакль, где смешное и лирическое сплелись воедино. Согласно сюжету, двое актеров-неудачников, уставших от бесславного и безденежного существования, решают проявить свое искусство весьма причудливым образом. Прочитав в газете объявление о том, что находящаяся при смерти миллионерша ищет пропавших племянниц, чтобы завещать им состояние, они переодеваются в женское платье. Отдавая этим переодеванием еще и дань любимому Шекспиру: ведь поначалу они ездят по стране с коллажем из шекспировских пьес, а в доме у мнимой тетушки репетируют с местными обитателями «Двенадцатую ночь», основанную на таких же перевоплощениях. Однако никакому Шекспиру не снилось то кипение страстей, куда попадают обманщики по приезде в уютный розовый домик. Один из них влюбляется в настоящую племянницу, мечтательную любительницу театра, готовящуюся выйти замуж за местного священника. Священник, в свою очередь, очень недоволен двумя пришелицами, которые претендуют на наследство, и строит всяческие козни. А воодушевившаяся прибавлением в семействе тетушка резко раздумывает умирать. И это только завязка. «Примадонны» хороши не только увлекательностью сюжетных коллизий, но и отличными актерскими работами. В спектакле не теряется никто, вне зависимости от величины роли. Очень хороши Анатолий Белый прохвост-священник, откровенно испуганный воцарившейся в доме греховной атмосферой; Вячеслав Невинный Младший шумный доктор Майерс, Сергей Медведев его затюканный сын Буч, Светлана Колпакова бойкая невеста Буча Одри. Главных героев-героинь, Лео и Джека (соответственно Максин и Стефани) играют Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев. Оба достоверны и обаятельны; хотя Дюжев все же выглядит убедительнее в «мужском» облике, а Чурсин наоборот, в женском. Но при всем внимании к ним нельзя не заметить еще одно, более виртуозное перевоплощение. Обнаружившую редкостное жизнелюбие престарелую тетушку Флоренс тоже играет мужчина Михаил Трухин, работающий в МХТ недавно, но уже успевший достойно сыграть Гамлета. Его тетушка просто произведение искусства. Боевая старушенция, летающая на инвалидной коляске, будто на ракете, одобряет любые проявления чувств и чувственности под своей крышей в моменты проблесков разума, естественно. Глядя на такую хозяйку, не удивляешься катавасии, возникшей в ее владениях. А во владениях МХТ впервые со времен легендарного «Номера 13» появился мастерски сделанный веселый спектакль. Сегодня комедия все чаще удаляется от нынешнего времени, уходя в «ретро» нравов и стилей. Что закономерно: в теперешних реалиях все меньше того, над чем хотелось бы смеяться. Да и новые драматурги практически не владеют комедийным жанром. Безусловно, эти факторы взаимосвязаны. Однако потребность в хорошей комедии на столичной театральной сцене далеко не удовлетворена. |