Режиссеры

«Звезда Театрала»-2024 назвала лауреатов

Татьяна Власова, Театрал, 17.12.2024
16 декабря в Театре Вахтангова состоялась торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала»-2024. Имена лауреатов в номинации «Легенда сцены» были известны заранее: за честь, достоинство и многолетнее служение искусству награды удостоились Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов. Ассистировал им искусственный интеллект по имени Кулиса, меняя языки и лица.

Победителей в этом году выбирали более 178 тысяч человек – именно столько зрителей проголосовали на сайте премии – на 55 тысяч больше, чем в прошлом. «Мы считаем очень важным сохранять персональные номинации. Спектакль, конечно, дело коллективное, но зрители идут прежде всего на любимых актеров, на режиссерские имена, и мы это видим по итогам голосования – самая большая активность именно в персональных номинациях. Награда зрителей по-настоящему окрыляет и актеров, и режиссеров. Поэтому к следующей премии мы намерены расширить список персональных номинаций, чтобы у самого массового зрительского жюри из более чем 80 стран мира была возможность выразить свою признательность и любовь как можно большему числу актеров и режиссеров», – говорит президент премии, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков.

Вера Алентова напомнила гостям церемонии, что одна статуэточка мима у нее уже есть, за актерскую работу. И прочитала маленький монолог из спектакля «Мадам Рубинштейн». «Женщина остроумная, одиозная, не всеми любимая, но тем не менее – первая из женщин создавшая свою бизнес-империю, она говорит: „Дамы и господа, благодарю вас за честь! Я ее заслужила“. И продолжает: „А сейчас я открою вам главный секрет успеха – работайте. Да-да-да, работайте. Браки распадаются, дети вырастают и уходят из дома, в старости хочется пустить себе пулю в лоб. Спасает только работа. Моя работа – делать вас красивыми“. И в продолжение моей мадам Рубенштейн могу сказать, что наша работа – попытка сделать зрителей счастливыми. Я благодарна вообще за причастность к слову „театр“. Еще раз спасибо! И очень надеюсь, что я, как и моя героиня, эту честь заслужила».

Кульминацией торжественного вечера стало чествование Михаила Филиппова. Без малого 50 лет он играл на сцене Маяковки. Театральная Москва заговорила о нем после «Наполеона», а режиссер Петр Фоменко, с которым он работал в легендарном спектакле «Плоды просвещения», даже стал называть его «московским корсиканцем». В Театре Маяковского он оставил за собой четыре главных роли, в том числе Канта, и «сменил прописку»: с прошлого года перешел в Малый, где играет Собакевича и Сальери. В нынешнем году народный артист стал лауреатом в самой почетной номинации «Легенда сцены», лауреаты которой определяются решением дирекции и общественного совета «Звезды Театрала». Однако, в том, что зрители поддерживают это решение – нет абсолютно никаких сомнений. 

«Сказать, что я удивлен, поражен, это ничего не сказать. Я травмирован. Из всех возможных премий, которыми я не обделен, к этой мне труднее всего будет привыкнуть, она настолько высока и значительна, что я не знаю, честно говоря, по размеру ли она мне. Буду пока „обнашивать“. Игорь Верник тут велел поверить в себя – я постараюсь, – сказал Михаил Филиппов. – Вы знаете, чествование настолько велико, что в любом возрасте, наверно, можно сойти с ума. Но у меня давным-давно есть одно средство: я всегда представляю себе, что в любом зале, в любой толпе может находиться тот самый андерсеновский мальчик, который в любой момент может крикнуть „а король-то голый“. Я стараюсь помнить об этом».

Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера, чье имя последнее время занимает первые строчки всевозможных рейтингов, и экспертных, и зрительских. Но еще – рассказал свою историю: «Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился, – вспомнил Максимов. – Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано „Римас Туминас“. Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли».

В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» (театр «Сфера»). В одном спектакле – семь рассказов: Юрия Казакова, Юрия Трифонова и Юрия Домбровского.

«Спасибо этим замечательным авторам, я очень рад тому, что они прозвучали, что мы сумели о них напомнить, что они вызвали отклик. Это их награда, – сказал Коршунов, получив „Звезду Театрала“. – Это действительно выдающиеся наши писатели, золотой фонд, хотя подчас их мало читают и мало ставят, мало экранизируют… Когда на встрече со студентами Школы-студии МХАТ, где я учился, Окуджаве задали вопрос: „Булат Шалович, кто ваши любимые писатели?“ Он сказал: „Три Юрия – Казаков, Трифонов, Домбровский“. Как-то в меня это запало, в какой-то момент проявилось – и они объединились в спектакле. Можно сказать, это идея Окуджавы. Спасибо ему…»

Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповки. Зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» признан лучшим музыкальным спектаклем по итогам голосования. Благодаря этой постановке Алексея Франдетти – при участии Басты – «русский хип-хоп впервые зазвучал на большой театральной сцене и зазвучал очень качественно и не карикатурно, а в серьезном произведении».

«На самом деле, это зрелище, которое поставил Алексей Франдетти, замечательное. Это праздник для зрителей, почему они и проголосовали, – сказал Марк Варшавер, директор театра, заслуженный деятель искусств РФ, полный кавалер ордена „За заслуги перед отечеством“. – Но я хочу поблагодарить нашего друга, Валерия Якова, который придумал и 20 лет выпускает журнал „Театрал“, который придумал этот приз зрительских симпатий, эту премию, на которую собралось сегодня такое количество прекрасных людей».

Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской „12“ Никиты Михалкова» – неожиданно он обошел зрительский хит «Бременские музыканты» в Театре Моссовета и получил награду из рук Сергея Новикова, начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.

В актерских номинациях зрительские предпочтения распределились следующим образом: «Лучшая женская роль» – Евгения Крегжде, в спектакле «Повесть о Сонечке» (Театр Вахтангова) она играет Марину Цветаеву: чёрные очки, мужской пиджак поверх платья, сигаретный дым и потрясающее портретное сходство. «Лучшая мужская роль» – Игорь Верник, сыгравший, пожалуй, лучшую свою роль в спектакле Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами» (МХТ имени Чехова) – здесь он не лермонтовский Арбенин, а харизматичный преподаватель, лермонтовед, любимец всех студенток.

В номинации «Лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова, большинство голосов получила ее Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина». Награда за «Лучшую мужскую роль второго плана» ушла к Евгению Егорову, сыгравшему в спектакле «Дракула» (Современный театр антрепризы).

За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»). По числу зрительских голосов он обошел и «пацана» Ивана Янковского («Слово пацана. Кровь на асфальте»), и «мастера» Евгения Цыганова («Мастер и Маргарита»).

Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков наградил лауреатов специальной номинации: «Когда был объявлен год семьи, мы решили, что очень правильно было бы определить театр, куда можно ходить с детьми и внуками, получать удовольствие всей семьей, и сделали очень простую вещь: стали читать зрительские отзывы. И пришли к выводу, что „Лучшим театром для всей семьи“ можно назвать Театр РОСТА. Это уникальный коллектив, в котором есть зрительский клуб, семинар для родителей и учителей, мастер-классы для детей, то есть оттуда можно не выходить».

За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.

В номинации «Лучший директор» большинство голосов набрала Лариса Вильясте, директор Московского Губернского театра. Калужский драматический театр, которому примерно столько же лет, сколько Соединенным штатам (через 1,5 года исполнится 250), стал по итогам зрительского онлайн-голосования «Лучшим региональным театром». Кстати, единственный в мире памятник зрителю «Нет ли лишнего билетика?» находится там, стоит перед входом. Победителем в номинации «Лучший любительский театр», созданной с целью поддержки любительских и студенческих театров и студий по всей стране, стал Молодежный театр «Чайка» (Нефтеюганск). Как «Лучший социальный проект в театре» зрители поддержали инклюзивный спектакль «Баба Шанель» Народного самодеятельного PRO-театра «Крылья» (Новокузнецк), с участием незрячих артистов.

Как «Лучший русский театр за рубежом» «Звездой Театрала» наградили Театр сценической классики (Цюрих), руководит которым больше 20 лет Людмила Майер-Бабкина. В ГИТИСе она училась на одном курсе с Римасом Туминасом. «И собственно он „виноват“ в том, что возник русский театр в Швейцарии»: приехав в Цюрих на гастроли с «Маскарадом», он представил свою сокурсницу местному истеблишменту как талантливого человека и порекомендовал её как педагога в Европейскую школу актеров кино и телевидения. 

«Когда появилась странная идея пинать русскую культуру, мы сразу же выпустили целый ряд спектаклей по русской литературе, чем, конечно, привлекли и швейцарских зрителей, – сказала со сцены Майер-Бабкина. – Швейцарцы сохраняют с нами отношения и ждут, когда пройдет это страшное время – чтобы мы снова играли „Анну Каренину“, „Драму на охоте“ не только на немецком, но и на русском. Они ждут… Очень важно сейчас, чтобы наш голос там звучал».

Оригинал статьи
Пресса
«Звезда Театрала»-2024 назвала лауреатов, Татьяна Власова, Театрал, 17.12.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023