Режиссеры | Чучело птицы?Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 Олег Табаков, новый художественный руководитель МХАТа имени А. П. Чехова, решил поразить если не качеством, то уж точно количеством премьер: «Чайка», которую сыграли в конце октября, четвертая по счету с начала сезона. Теперь до начала января точно публике дана передышка, а с начала следующего года обещано еще по меньшей мере две, а то и три до конца сезона. Два спектакля уже репетируют Светлана Врагова и Владимир Петров, третий в процессе запуска. На афише «Чайки» постановщиком значится Олег Ефремов, и нигде не специально не сказано, что это капитальное возобновление, но простое сличение исполнителей заставляет отнестись к этому спектаклю именно как к премьере: все главные, да и почти все прочие роли играют в «Чайке» «новички», которых вводил в спектакль и в курс дела режиссер Николай Скорик, работавший с Олегом Николаевичем, если можно так сказать, на вторых ролях. При жизни Ефремова и над «Тремя сестрами», после смерти именно он выпускал последнюю, «недопоставленную» его работу «Сирано де Бержерак». «Чайкой» новый худрук в очередной раз отдает дань памяти и долг памяти своему учителю: до того довели до премьеры уже упомянутую драму Эдмона Ростана, позже, уже в начале этого сезона исполнили волю Ефремова, когда Адольф Шапиро поставил «Кабалу святош» с Табаковым в роли Мольера. «Чайка» на этом мемориально-театральном пути третья и, пожалуй, наиболее удачная попытка. Радикальное же обновление состава как будто бы освящено волей самого Ефремова, который весьма вольно смешивал составы и в разные годы в «Чайке», которую он поставил в 80-м, успели поиграть очень многие. На фотографии, опубликованной в программке, на репетиции рядом с Ефремовым за столом Екатерина Васильева (Маша), Татьяна Лаврова (Аркадина), Владимир Кашпур (Шамраев), Ия Саввина (Полина Андреевна), Андрей Попов (Сорин). С годами премьерный состав, где было место, кажется, одним народным артистам СССР и РСФСР (Треплева играл Андрей Мягков), поредел, но спектакль не сходил со сцены. С одной стороны, наверное, и потому, что «Чайка», которая стала эмблемой театра, давно уже стала и его судьбой. С другой, оснований для расставаний и не было, поскольку Ефремов умел находить исполнителей, который каждый раз вдыхали в спектакль другую, новую жизнь и весь спектакль заставляли дышать иначе. Великим, не понятым и одновременно не проявленным называли другую ефремовскую «Чайку» 70-го года, поставленную в «Современнике», так сказать, на прощанье. Великим спектаклем много лет спустя назовут его «Три сестры», которым он простился со МХАТом, и уже на премьере итоговость этой работы была замечена и прочитала всеми. «Чайка», которую Олег Ефремов поставил через десять лет после первого обращения к пьесе, в еще неразделенном МХАТе, таких лестных эпитетов не удостоилась. И вместе с тем оценили трагическое исполнение: постановщик всем сочувствовал и одновременно не подыгрывал никому, все были правы и потому такой неизбежной становилась трагическая развязка. Он сам как будто всех понял, всех простил и тем избавил себя от необходимости быть пристрастным. Медленно поднимались занавеси-сети, придуманные Валерием Левенталем, замедляя и без того мерное течение почти четырехчасового действия; туда-сюда разъезжали беседка и «цитаты» из усадебных интерьеров, давая то почти кинематографически резкие крупные планы, то теряющиеся в удалении картины почти театра теней. И даже появление Треплева Михаила Ефремова шумного, издерганного подростка, измученного соседством с великой и знаменитой родительницей, готового, кажется, за правду идти до конца, мало что изменило в общей, раз и навсегда запущенной и равнодушной логике жизни. Он играл замечательно, но правда его Треплева по-прежнему сталкивалась с десятком других, таких же правильных и по-своему справедливых правд. Опасения, посещавшие по пути на новую «Чайку», понятны. Вспомнилась даже сцена из четвертого акта пьесы, когда Шамраев обращаясь к Тригорину, говорит: «А у нас, Борис Алексеевич, осталась ваша вещь». И с этими словами предъявляет чучело, заказанное из когда-то подстреленной Треплевым чайки. Тригорин не помнит. Не помнит! А ведь Шамраев так старался угодить. Премьера «Чайки» располагает к осторожному оптимизму в части, касающейся дальнейшей жизни спектакля. Но утверждает и радует прежде всего в том, что касается прочности построенной Олегом Ефремовым театральной конструкции. Ефремовской интонации не мешает звучать даже отсутствие, казалось бы, несущих: Нина в исполнении актрисы Театра под руководством Олега Табакова Марины Салаковой вызывает одно недоумение, несоответствие роли, думается, должно было броситься в глаза еще при распределении. Евгений Миронов в роли Треплева добавляет множество собственных «идей», расцвечивая роль и чуть ли не каждую реплику своими знакомыми, всегда подробными, все объясняющими и расставляющими по полочкам жестами, где горизонт обозначен рукой, проведенной от края до края, а муки мученические руками же, то ли сдавливающими голову с двух сторон, то ли, наоборот, спасающими от взрыва изнутри. Пожалуй, для МХАТа имени Чехова хорошим приобретением может стать еще один актер «Табакерки» Михаил Хомяков, которого пригласили на роль Тригорина. Но на будущее, поскольку пока что он теряется на большой мхатовской сцене и голос его не всегда слышен даже в первых рядах партера. Как и в «Трех сестрах» несколько лет назад, лучшее и ефремовское, то есть глубокое и печальное чувство в этом спектакле в не главных, второстепенных, на первый взгляд, героях. Маша в исполнении Евгении Добровольской, Дорн Владлен Давыдов, Сорин Вячеслав Невинный Пока на авансцене Ирина Мирошниченко замечательно и смешно «отыгрывает» комические краски провинциальной актрисы Аркадиной, они, которые не ведут тему, а чаще поддерживают диалог, участвуют в разговоре, не спрашивают, а отвечают, играют и чище, и точнее. По Чехову и Ефремову. |