Режиссеры | Павел Руднев: Классик ЖеновачПавел Руднев, Взгляд, 15.05.2007 Сегодня Женовач встречает юбилей в своей компании, в кругу собственного театра Студии театрального искусства, одного из самых востребованных сегодня театров Москвы.Но судьба Сергея Женовача до последних нескольких лет была не слишком радужной: он искал не столько себя, сколько формат, форму, даже условия существования собственной эстетики. Благоприятствия судьбы Женовач ждал очень долго, и путь его показывает, как даже в нашей неподцензурной культурной ситуации дьявольски сложно отстаивать право на свой театр, найти понимание, административный ресурс под свои идеи. Женовач всегда был лидером, не чуравшимся ответственности; ему стандартная сегодня роль «бегунка» по театрам никак не шла. Женовач с характером культуртрегера смог осесть по-хорошему только к середине жизни. Это при нашем-то кризисе художественного руководства в театрах. Парадокс! «Женовач всегда был лидером, не чуравшимся ответственности; ему стандартная сегодня роль бегунка“ по театрам никак не шла» Он всегда тяжело и упорно работал. Был любим и обласкан критикой. В тот самый момент, когда советский театр естественный образом стал умирать, линять, саморазрушаться, он занял место промежуточного звена между театром прошлого и театром настоящего. Режиссура Женовача через учителя Петра Фоменко заимствовала все лучшие черты великой советской сцены серьезную объемную эпическую литературу, классический образ театра, живую жизнь традиции, растворение в актере, умение работать в команде и «семейственный», мягкий, гуманистический стиль постановок. Театр Женовача гуманистичен до самозабвения в добрых театральных кулуарах он давно заслужил кличку «князя Мышкина». Без Сергея Женовача наш первостатейный театр ушел бы в голый эксперимент, мы бы «закрыли» обаяние классического образа театра вне влияния Сергея Женовача он кажется несовременным, скучным, рутинным. Женовач органичен именно как театральный классик: в своих спектаклях он словно бы не замечает мира вокруг учащенных ритмов, неврастений и параной современного человека, искусства, которое сплошняком стало дегуманизированным, неактерских принципов режиссуры. Женовач винтажен, старомоден. Но, в отличие от всякого другого подобного театра, многочисленного и, как правило, агрессивного по отношению к новым тенденциям, в случае с Женовачем это звучит не в качестве обвинения. Качество и убежденность, умение найти в классике не тему «России, которую мы потеряли», а, скажем, тему бытования современного интеллигента во враждебной среде, конфликт классического образа культуры с насущностью все это дает Женовачу заслуженное право быть классиком академических кровей. Его театр вырастает не из подражания и ностальгии, он несет школу. Редкое сегодня ощущение театра как мастерской, вечной педагогической заботы об артистах и ощущение театра как дома, семьи. Женовач нужен для того, чтобы сохранить все то, что каким-то полуестественным образом к концу XX века растерялось, весь этот ценностный ряд, которым гордится российский репертуарный театр. Слишком многие примеры заставили нас усомниться в этих ценностях, практически зачеркнуть их - говоря о них, мы заранее скучаем и кривимся. Карьера Сергея Женовача словно специально создавалась, чтобы лелеять и пестовать опошленные другими ценности. Вот поэтому он, собственно говоря, и первый среди режиссеров из-за умения в эпоху размежевания «нового» и «старого», кровавого конфликта «советского» и «современного» синтезировать крайности во имя сохранения школы, культурного кода. В его спектаклях нет социальности и атрибутов изменившейся реальности, он не поет современного человека, но находит в классике трагические интонации, характерные для нашего времени. Сергей Женовач всю жизнь создавал актерские команды, свой круг артистов ему чисто педагогически важно воспитывать артистов под свою режиссерскую руку. В нем есть много от пастыря, вовлекающего в свой круг посвященных, оглашенных. Первую команду он собрал в театре-студии «Человек» по приглашению Людмилы Рошкован значение этого театра для перестроечного театра и формирования театрального авангарда 1990-х еще предстоит оценить. Судьба Сергея Женовача до последних нескольких лет была не слишком радужной Судьба Сергея Женовача до последних нескольких лет была не слишком радужной Тогда из учеников Петра Фоменко и Оскара Ремеза появился костяк будущего Театра на Малой Бронной Сергей Тарамаев, Сергей Качанов, Ирина Розанова и другие. Они играли изысканную барочную «Иллюзию» Пьера Корнеля и главную пьесу перестроечной эпохи «Панночку» Нины Садур по повести Гоголя. Уже в первых спектаклях обнаружился главный автор и несколько генеральных тем Сергея Женовача. Гоголь с его славянскими корнями, с его «народным христианством», с его неутоленным поиском веры и одновременно гоголевская традиция абсурдного смеха, неистовая игра человека с человеком, порой доходящая до трагических последствий. Игровое, шутовское на грани опасности начало и тихая, как бы неуверенная христианская проповедь человеколюбия и милосердия. Эти две стези сопровождают Сергея Женовача на всем протяжении карьеры. В 1991 году Женовач фигура, уже начавшая обретать вес, принимает предложение Театра на Малой Бронной сперва поставить спектакль «Король Лир», а затем и возглавить театр. Бронная тогда опальное разоренное гнездо, еле-еле державшееся памятью об Анатолии Эфросе, который из этого театра уходил-убегал с перекошенным лицом, проклял эту сцену. Женовача тогда многие отговаривали, но выбирать не приходилось Женовачу позволили обновить труппу за счет своей актерской команды. И труппа театра 1990-х годов была, очевидно, идеальной, неповторимой: Тарамаев, Розанова, Качанов, Надежда Маркина, Владимир Топцов, Сергей Баталов, Сергей Перелыгин, Геннадий Назаров, Андрей Хворов, Владимир Яворский, Евгений Калинцев и другие. На Малой Бронной он начал с «Лира», чей сюжет рифмовался с сепаратистскими тенденциями на бывшем советском пространстве. На сцене красовался квадратный каркас из мореного дуба с ручным кельтским узором ощутимый символ устойчивости государственной власти. Но этот квадратик (с внутренним лабиринтом) и был символом узости монаршего мышления и камерности, семейственности государственных конфликтов. Все на коврике, все в одной маленькой комнатке, на паласиках, которые предстоит разделить меж тремя королевскими дочерьми. Громогласная советская шекспириада козинцевского формата сменилась Шекспиром в шаркающих домашних тапочках. Шут с печальными глазами Евгения Дворжецкого, ни разу не шутя по злому, по-докторски обнимал гегемона и обращался к монарху «дяденька Лир» (особое свойство нового перевода Осии Сороки бывшего товарища Сергея Женовача по юношескому Краснодару). Такой «Лир» без сцены с ветром, готического антуража и рыцарских костюмов кончался чистым умиротворением Лир (Сергей Качанов) умирал без злобы на мир, от проблеснувшей надежды на то, что головка погибшей Корделии будто качнулась. Любовь, интимное камерное чувство (не вселенское) действовали как панацея, как всепрощение. Зло здесь оказывалось ошибкой конкретных людей, не сплином, не роком. Именно в пространстве семьи виделось зерно общечеловеческого раздора, но вместе с тем и зерно мира, миролюбия предлагалось достичь счастья через гармонизацию семейных отношений. Те же интонации звучали во всех лучших спектаклях Женовача на Бронной (равно как и в спектаклях Женовача в Малом театре и в мхатовской «Белой гвардии») зло персонифицировано и лишено мистики и всегда победимо. В чеховском «Лешем» мир дворянской веранды «окнами в поле» (сценография уходила в зал, приближая аудиторию к интимному миру расслабленной сельской жизни) объединял Дядин в чудесном исполнении Сергея Баталова. Урча, складывая ручки в умилении, смыкая пушистые реснички на веснушчатом лице, доброхот Дядин смирял семейный конфликт, облагораживал неразрешимые споры. Леший-Дядин казался бесконечно инфантильным, беспомощным и пассивным, но именно его усилиями в его доме свершается утешительное объединение. Зло для Женовача это какой-то романтический злодей с неестественной, дурно понятой человечностью. Женовач изображает его, к примеру, в спектакле «Пучина, или Жизнь игрока» как азартного картежника, разрушившего жизнь семьи, произносящего «дьяволические» монологи. Или же как нигилистов в спектакле «Идиот» нечто серое, неумытое, болезненное, в сапожищах на ковер. Зло в мире, созданном Женовачем, достойно улыбки, усмешки и пародийного пристыжения, которым кроет клеветников Мышкина графиня Епанчина (Надежда Маркина) как русская барыня, отчитывающая свору хулиганишек. Ничто не разрушит крепкий, устойчивый мир семьи. Режиссура Женовача через учителя Петра Фоменко заимствовала все лучшие черты великой советской сцены Режиссура Женовача через учителя Петра Фоменко заимствовала все лучшие черты великой советской сцены Важнейшей культурной акцией Сергея Женовача на Бронной был неподъемный «трехпалубный крейсер» постановка романа Достоевского «Идиот» в трех вечерах: «Бесстыжая», «Рыцарь бедный» и «Русский свет». Это был подробный, ясный и духовный спектакль, где Женовач, не скрывая и не купируя, давал возможность Мышкину, «князю Христу», неторопливо выложить все свои христианские монологи, всю философию милосердия то, что было обычно скрыто от советского потребителя культуры. Для Женовача в «Идиоте» был принципиален отказ от страстного, нервического Достоевского мир Епанчиных и Мышкина скорее напоминал Замоскворечье Островского, тихий семейный уголок, в котором страдал и мучался непонятый Мышкин и куражился, плавился, самоистязался макабрический мир Рогожиных и Настасьи Филипповны. Сергей Тарамаев играл Мышкина не справившимся, проигравшим пророком. Вития гибнул воочию, запутавшись в чужом мире и запутав нити действия. Спектакль был откровенным утверждением бессилия художника перед разрушением мира, он был и про бессилие интеллигенции остановить мракобесие, и теперь совершенно ясно, насколько актуальными были те построения. Голос интеллигента в сегодняшней кричащей разноголосице самый слабый и неуверенный. Слово и дело культуры беспомощно, неэффективно. Князь Мыкин не смог быть спасителем человечества, его самого нужно было вести за руку. «Что же это за пир, что же это за всегдашний великий праздник, которому нет конца и к которому я никак не могу пристать?» эти строки были ключевыми в «Идиоте» 1990-х. А дальше случилось печальное резкое и бескомпромиссное увольнение Сергея Женовача на пике его славы и снятие всех спектаклей. Цена этому вопиющему поступку дирекции Бронной уничтожение удивительной, тончайшим образом подобранной труппы. Парадокс времени заключается еще в том, что после роспуска ни у одного из артистов карьера дальше не сложилась правильно, по справедливости. Кого-то на лопатки положила болезнь, кто-то испортился в сериалах, кого-то испортила актерская поденщина, кто-то погряз в конфликтах с самим собой, кто-то вообще не может найти работу по профессии, чья-то работа незаметна. Труппа Сергея Женовача, распущенная дирекцией, пример того, как могут умирать труппы. Целое актерское поколение. Кумиры несчастного, убогого времени середины 90-х. Одним росчерком пера из первых строк истеблишмента сразу в небытие. Сергей Женовач тоже в ту пору исчез с театрального горизонта на полтора-два года, с головой ушел в педагогику на курсе своего учителя Петра Фоменко. Учебные работы Женовача особая статья. Здесь, в учебном процессе, он отрабатывал спорные, экспериментальные театральные технологии. На энергии его спектакля «Владимир III степени» выросло первое поколение Мастерской Петра Фоменко. Этот легендарный спектакль, который, очевидно, нужно причислить к первостатейным шедеврам театра 1990-х, демонстрировал «другого» Женовача такого, которого в сегодняшних спектаклях режиссер старается прятать. Режиссера-хулигана и затейника, ушедшего с головой в стихию актерской игры, не чурающегося капустника и импровизации. Женовач впервые в истории театра соединял разрозненные фрагменты недописанной пьесы Гоголя: парадокс в том, что основная коллизия пьесы как раз известна только из воспоминаний современников, а Гоголем написаны скетчи, обрамляющие непрописанный сюжет. Обломки пьесы, клейма к основному сюжету Женовач виртуозно превращал в паноптикум русского первобытного абсурда, бесовского комизма, кошмарных сновидений. Ленивая, коряво философствующая челядь, обедневшее дворянство, одержимое идеями стяжательства, филистеры, обессмысливающие свою пустую жизнь. Всю эту гоголевскую сатиру Сергей Женовач представлял в утрированном абсурдистском свете как героев кукольного театра или кукольной же анимации. Ярмарочные петрушки, марионетки, безголовые весельчаки напускали гоголевского мистического тумана веселая студенческая бравада вырастала в финале в макабрический танец гоголевских уродцев, бал смешных страшилищ. Это был самый раскованный, самый бесовский, самый стихийный и самый игривый спектакль Женовача. Бесконечно жалко, что постепенно из него эта энергия выходит, уступая глубине и серьезу, эпике и этике. В той же стихии рождался значительный спектакль Театра на Малой Бронной «Мельник вор, колдун, обманщик и сват» по комической опере XVIII века. Здесь Женовач виртуозно обошелся с приметами народного христианства, фольклорным комизмом и разудалыми колядками на проводы зимы. Женовач всегда был лидером, не чуравшимся ответственности; ему стандартная сегодня роль «бегунка» по театрам никак не шла Женовач всегда был лидером, не чуравшимся ответственности; ему стандартная сегодня роль «бегунка» по театрам никак не шла В промежутке-простое между труппой на Бронной и своей Студией театрального искусства были постановки в Малом и Художественном театрах Сергей Женовач в кризисную для себя эпоху был допущен в святыни национального театра. Особое значение у тех трех спектаклей, которые сделал Женовач в Малом, где его появление, очевидно, может быть расценено впоследствии как революция внутри академического организма. Малый театр, хранящий идею актерского «бенефисного» театра, трактовочную, авторскую режиссуру к себе не допускает. Женовач пришел в сложный период реструктуризации театра после ухода режиссера Бориса Морозова. В своих трех спектаклях «Горе от ума», «Правда хорошо, а счастье лучше» и «Мнимый больной» Женовач не стал наносить телу режиссерски невинного театра существенных ран, напротив, доказав способность быть традиционалистом и в той же мере театральным либералом, знающим цену риску. В «Горе от ума» Женовач и художник Александр Боровский содрали декорационную мишуру императорской сцены из буржуазных интерьеров на сцене красовалась лишь печка с золочеными деталями да бархатная тахта. Остальное пространство сцены, где обычно в Малом стоит помпезная симметричная павильонная декорация, заполонили абстрактные геометрические формы, прямоугольники, квадраты, стенки. Женовач уходил от помпезного, «общероссийского» Грибоедова и снова приближался к интимному, семейному сюжету. Фамусов Юрия Соломина был неглупым служакой, офицером суворовской закваски, ретивым отцом огромного и шаловливого семейства, уходящего из его рук и тем самым его люто раздражающего. Он устал быть в этой семье и за отца, и за мать, и за стража, и за царя небесного. В отчаянных попытках построить семью как полк Фамусов чувствовал свою слабость. Чацкий Глеба Подгородинского испуганный дрозд в густой шумной голубиной семье, желчный репатриант, не видящий того «русского света», который ему грезился в эмиграции. Отчего здесь и сейчас Чацкий уходил во внутреннюю эмиграцию от чувства конфликта с действительностью. Женовач решал «Горе от ума» как конфликт устоявшейся жизни и страсти к перемене мест, как конфликт успокоенности и нервности. Чацкому мир Фамусовых чужд чисто эстетически за его вялый ритм и за несоответствие мечте человека издалека. Два других спектакля Женовача по Островскому и Мольеру дали еще две выдающиеся роли премьеру Василию Бочкареву и показали, как слаженно может функционировать актерский театр внутри крепкого режиссерского рисунка, которого в Малом боятся, как прозаики-почвенники боятся компьютеров и печатных машинок. Парадокс, что Женовачу режиссеру, который, единственный, поддерживал и укреплял легенду Малого театра в 2000-х, не был предложен здесь пост хотя бы штатного режиссера. Последние годы отданы Сергеем Женовачем своей труппе студентам мастерской в ГИТИСе, которые быстро и гармонично переросли в Студию театрального искусства. В этом «получении» театра была своя логика и справедливость: Женовач из тех немногочисленных людей, которым дар учительства к лицу. Ему удаются редкие вещи: быть убедительным в своих очень правильных взглядах на искусство, казаться интересным, брезгуя красивым словцом и эффектным жестом. Женовач сумел сохраниться в мире (ему не противопоставляясь), где в искусстве ценят порочность и косномыслие, где обожают и возносят людей, не говорящих ни слова в простоте. Женовач, похоже, светлая личность, от которой светло сразу всем. И личность мучающаяся, самоедская. Такой студентов в покое не оставит замучает работой. Тех, кто рядом с ним занимается искусством, Женовач любит называть «ребятами», как встарь, когда более ценился труд коллективный, чем индивидуальный. Женовач организатор комфортного пространства вокруг себя, комфортного для чужих наблюдателей, трудового для «внутренних» сотрудников. На его первом самостоятельном курсе удивителен подбор лиц естественных, пытливых, правдоподобных. Никакой театральщины, каботинства, изменчивой игровой природы лица словно не нарисованы, а красиво и накрепко срублены. Женовач начал свой театр «Мальчиками» особой линией в романе Достоевского «Братья Карамазовы» Женовач начал свой театр «Мальчиками» особой линией в романе Достоевского «Братья Карамазовы» И спектакли такие же - подчеркивающие неприкрашенность фигур, очень плотские, очень натуральные, про жизнь, про сложность жизни и про правильный ход жизни. Женовач сегодня главный этик русского театра он ставит спектакли едва ли не с религиозных, нравственных позиций. Женовач начал свой театр «Мальчиками» особой линией в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Здесь он продолжил линию мысли, начатой им в «Идиоте» разговор о, если сформулировать старомодно, «духовной задаче интеллигенции». Алексей Карамазов, который сумел бунтующих против несправедливости мальчиков объединить идеей памяти и милосердия, для Женовача подвижник, умеющий ненасильственно преобразовать общество безупречным поведением, личным вмешательством, словом крепким и действенным, а не лукавым и сложным. В финале спектакля после «проповеди у камня» мальчики, обнявшись за плечи, идут, спускаются по лестнице вниз к зрительному залу, мирной волной накатываясь на зрителя, готовые протянуть руку помощи апостолы Алешиного завета. Бунтарский, злобный дух противления злу смят и разрушен у Достоевского доброй волей интеллигента Алеши. В «Захудалом роде» Студия театрального искусства двигалась навстречу большому эпическому спектаклю о трагическом разладе российской жизни. Лесковский роман, разыгранный в технике ироничного пересказа, когда авторский текст часто пародируется и «отыгрывается» в несколько ином свете, оказался веселой сагой с глубоко пессимистичным, угрюмым финалом. По сути, здесь свершался «Король Лир» по-русски, не «захудание» рода, а нравственный развал семьи, кризис дворянской культуры. «Я упразднена», кричит разочаровавшаяся в детях и себе дворянка Варвара Никаноровна, и для Лескова это символ отходящей родовой России, России аграрной, феодальной, княжеской. Впереди наступление России капиталистической, холодной, петербургской, злой, апатичной. В финале Женовач и Лесков устраивают философский диспут о христианстве между доморощенным пророком Червевым и несмиряющейся воительницей Варварой. При всей очевидной, длящейся уже несколько лет «христианизации» Женовача все равно этот жанр удивителен в современном театре, заброшенный, позабытый. Женовач «Владимира III степени» все больше уступает место Женовачу «Идиота». Все меньше шутки. Все меньше актерства и импровизации. Все меньше изобретательности и воздушного смеха. Женовач углубляется в пласты житейской философии; переставая скользить по поверхности смысла, он расстается со своей абсурдистской юностью. Сергей Женовач для своей студии что Алеша Карамазов для мальчиков. Он подобрал актеров под свой нравственный идеал. У него создался идеологический, духовно монолитный театр, который возвращает сцене дух лаборатории, дух цельного ансамбля, сбитого общей идеей. Его христианская, примирительная позиция по отношению к жизни не доктринерская, а скорее, проявление обычного нравственного кодекса интеллигента. Свой театр он называет «театром мысли», где изучает русскую жизнь, трагическую и бессмысленную, печальную и живущую надеждой на чудо. Сергей Женовач делает гармоничный правильный гуманитарный театр. Сегодня, когда традиция и канон в подавляющем большинстве случаев являются профанацией, а эстетический эксперимент часто вершится без всякого риска, Женовач возвращает театру обаяние классики и держит школу. Пресса Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023 Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022 «Чайка» за верность – артисты и сотрудники МХТ имени Чехова получили памятные знаки, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2021 Дюжев, Пегова, Верник: в МХТ имени Чехова вручили памятных «Чаек». Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 26.10.2021 В МХТ им. Чехова начались показы победителей «Лаборатории режиссерских дебютов», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2021 «Лаборатория режиссёрских дебютов» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 2.10.2021 Премьеры МХТ долетят до Нью-Йорка, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.09.2021 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Верник, Кравченко, Андреева, Пегова на собрании труппы МХТ: звездная галерея. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 3.09.2021 Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021 МХТ имени Чехова открывает 124-й сезон, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 3.09.2021 МХТ имени Чехова открыл новый 124-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2021 Сергей Женовач объявил планы МХТ им. Чехова на новый сезон, ТАСС, 3.09.2021 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 «Говорят, ходит по Москве человек с подушкой…»: «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 25.06.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Награждение лауреатов премии «Хрустальная Турандот» прошло в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2021 Юбилейные премии «Хрустальная Турандот» унесли Аронова, Женовач и Крымов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 Премьера в Московском Художественном театре – спектакль «В окопах Сталиграда», видеосюжет Ticketland.ru, 26.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021 Жизнь и смерть «В окопах Сталинграда»: монологи о войне в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 13.05.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет ОТР, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021 Монологи о войне: МХТ выпускает премьеру «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 4.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 В МХТ премьера «В окопах Сталинграда», Свободная пресса, 1.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Премьера в МХТ «Заговор чувств» (видео), Ticketland.ru, 23.04.2021 Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021 Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Нина Агишева, Сноб, 1.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Любовь, ревность, зависть, ненависть. В МХТ имени Чехова премьера — «Заговор чувств», Александра Сидорова, BFM.ru, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 МХТ имени Чехова представляет премьеру — спектакль «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Сергей Женовач завершает работу над «Заговором чувств», Татьяна Власова, Театрал, 22.01.2021 В МХТ им. Чехова вручили почетные знаки «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2021 Женовач вручил «Чайки»: в театре прошла церемония награждения заслуженных деятелей. Фоторепортаж Наталии Мущинкиной, Московский комсомолец, 17.01.2021 Церемония открытия скульптурной композиции «Атом Солнца». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 14.12.2020 Сергей Женовач в программе «Личный подход», радио «Москва FM 92.0», 11.12.2020 Столетние молодые, Ольга Егошина, Новая газета, 16.09.2020 Литвинова, Нюганен и Макбёрни: МХТ имени Чехова рассказал о ближних и дальних планах, Елена Федоренко, Культура, 10.09.2020 Сергей Женовач: «Я человек, не любящий интриг», Марина Райкина, Московский комсомолец, 9.09.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Новый сезон в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 8.09.2020 Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020 В новом сезоне в МХТ им. Чехова поставят от Платонова до Пелевина, Ирина Корнеева, Российская газета, 8.09.2020 МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020 МХТ ждёт Бутусова, Херманиса и Макбёрни, Елена Алдашева, Театр, 7.09.2020 «Хочется отметить этот день большой работой
», Виктор Борзенко, Театрал, 7.09.2020 Хабенский сыграет Мюнхгаузена, а Рената Литвинова – стареющую кинозвезду, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Будни МХТ: плюс 10 премьер, минус 100 килограмм, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2020 Олеша, Пелевин, Литвинова: в МХТ рассказали о главных премьерах нового сезона, Свободная пресса, 7.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на два года, ТАСС, 7.09.2020 Худрук МХТ Сергей Женовач рассказал о жизни театра после карантина, РИА «Новости», 15.07.2020 Министерство культуры России упрощает требования к смете для новых театральных постановок, видеосюжет «Вести.Ру», 19.06.2020 Минкультуры упростит требования к смете для новых театральных постановок, ТАСС, 18.06.2020 МХТ им. А. П. Чехова начал подготовку к возобновлению театрального сезона, пресс-служба Министерства культуры РФ, 18.06.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020 Видеомарафон к 160-летию А.П. Чехова, 29.01.2020 «В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Вручение памятных знаков «Чайка» в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 25.10.2019 В МХТ им. Чехова наградили сотрудников за многолетнюю службу в театре, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Премию «Хрустальная Турандот» впервые вручили в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 16.09.2019 Машков, Женовач и Гришаева получили «Хрустальную Турандот», ТАСС, 15.09.2019 Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019 «В окопах Сталинграда», «Анатэма» и «Ганнеле». Планы МХТ имени Чехова на сезон, официальный сайт Мэра Москвы, 4.09.2019 МХТ им. Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет NDTV, 4.09.2019 МХТ перед битвой: обозреватель «НИ» побывала на сборе труппы, Диляра Тасбулатова, Новые известия, 4.09.2019 Сезон открыт: МХТ имени Чехова порадует зрителей не только спектаклями, видеосюжет «Вести-Москва», 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 В новом сезоне в МХТ поставят спектакли Коршуновас, Баялиев и Женовач, Елена Алдашева, Театр, 2.09.2019 Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019 Новый сезон в МХТ им. Чехова открыт: брат Верника стал заместителем худрука, Лика Брагина, Телепрограмма, 2.09.2019 МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019 Новый театральный сезон стартует в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет ОТР, 2.09.2019 Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Бурковский и другие на сборе труппы МХТ им. Чехова, Ok!, 2.09.2019 Художественный театр вновь ставит «Чайку», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019 Сергей Женовач поставит в МХТ им. Чехова к юбилею Великой Победы «чисто мужской спектакль», ТАСС, 2.09.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра». Видео, радио «Культура», 24.07.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра», радио «Культура», 18.07.2019 Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019 Режиссер Сергей Женовач на фестивале в Казани рассказал о ситуации в МХТ, Аргументы и факты (Казань), 13.06.2019 Сергей Женовач в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 11.06.2019 Забег после мхатовской паузы, Наталья Решетникова, Российская газета, 6.06.2019 Творческая встреча с создателями спектакля «Бег» в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова. Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 5.06.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему», Мария Михайлова, Театрал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 Режиссер Сергей Женовач представил свой первый спектакль на посту худрука МХТ им. Чехова, ТАСС, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018 Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018 В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018 Зудина, Мединский, Машков на церемонии открытия бюст Табакову в МХТ. Фоторепортаж Геннадия Авраменко, Московский комсомолец, 26.10.2018 Рената Литвинова и Александр Ширвиндт на театральной премии «МК»: онлайн, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 11.10.2018 В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018 Сергей Женовач. МХТ: «Я не Карабас-Барабас», Виктория Пешкова, Ревизор, 7.09.2018 Игра в классики, Зоя Игумнова, Известия, 7.09.2018 МХТ имени Чехова в ожидании кардинальных перемен, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2018 МХТ им. Чехова покажет в новом сезоне 8 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.09.2018 «Вопросы» к «Сереже» и пересмотр репертуара: МХТ имени Чехова объявил планы на сезон, официальный сайт Мэра Москвы, 3.09.2018 В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018 «Хочется немножечко шторы открыть. Женовач рассказал о новом сезоне МХТ имени Чехова, Евгения Смурыгина, BFM.ru, 3.09.2018 Сергей Женовач: «Главное не рубить с плеча», Ирина Шведова, Московская правда, 3.09.2018 Сергей Женовач: «Главное раскрыть потенциал нашей труппы», Анастасия Павлова, Театрон, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Тройка, семерка, бис, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2018 Сергей Женовач: «Это живой импровизационный процесс», Мария Михайлова, Театрал, 2.09.2018 МХТ имени Чехова открыл 121-й сезон, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.09.2018 В МХТ поставят Булгакова, который там мучился и страдал, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2018 Сергей Женовач сократит репертуар МХТ им. Чехова вдвое, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 2.09.2018 Сергей Женовач в МХТ пойдет эволюционным путем, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2018 Сергей Женовач: «Этот год проживём вместе», Виктор Борзенко, Театрал, 2.09.2018 Женовач планирует поставить в МХТ имени Чехова «Бег» Булгакова, РИА Новости, 2.09.2018 МХТ им. Чехова обещает в новом сезоне восемь премьер, ТАСС, 2.09.2018 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Рената Литвинова и Сергей Женовач возглавили список лауреатов театральной премии «МК», Ольга Свистунова, ТАСС, 18.07.2018 Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018 Зарево новой жизни и тотальное безразличие / «Три сестры» в СТИ и МХТ им. А. П. Чехова, Дарья Андреева, Страстной, 10, 12.07.2018 Сергей Женовач: Без опыта невозможно существовать в театре, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.06.2018 Сергей Женовач. Интервью с новым художественным руководителем МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2018 Сергей Женовач: «Новые повороты – это так интересно!», Ревизор, 25.04.2018 Сергей Женовач: начинается другой кусок жизни, РИА Новости, 25.04.2018 Нового худрука МХТ имени Чехова представили труппе, видеосюжет Пятого канала, 24.04.2018 В чем плюсы и минусы нового руководителя МХТ, Катерина Вахрамцева, Антон Хитров, Ольга Фукс, Ведомости, 24.04.2018 Сергей Женовач: «Главное, чтобы театр был художественным», Виктория Пешкова, Культура, 24.04.2018 Эра Женовача, Зоя Игумнова, Известия, 24.04.2018 Сергей Женовач: «Я был ошарашен всем, что со мной произошло», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2018 Фоторепортажи со сбора труппы 23 апреля 2018 г., 24.04.2018 Владимир Машков подарил новому худруку МХТ историческую реликвию, 7 дней, 24.04.2018 На сцене МХТ разыгралось представление, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 24.04.2018 «Пожалуйста, помогайте новому худруку»: Мединский представил артистам МХТ нового руководителя Сергея Женовача, видеосюжет телеканала «Дождь», 23.04.2018 «Вместе делать работу — в радость и счастье», Марина Токарева, Новая газета, 23.04.2018 Сбор труппы МХТ. Полная расшифровка и фоторепортаж, Юлия Шнайдер, КультМск, 23.04.2018 «А» не пропало, Ирина Корнеева, Российская газета, 23.04.2018 Труппе МХТ имени Чехова представили нового худрука Сергея Женовача, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.04.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Революций не будет: Женовач встретился с труппой МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 23.04.2018 Сергей Женовач: «И поздравляли, и сочувствовали», Анна Тимина, Театрал, 23.04.2018 Труппе МХТ имени Чехова представили нового худрука, видеосюжет телеканала НТВ, 23.04.2018 Владимир Машков: «У нас одна традиция живой театр», Театрал, 23.04.2018 Новый худрук Женовач произнес трогательную речь перед труппой МХТ, видео газеты «Московский комсомолец», 23.04.2018 Сергей Женовач: «В МХТ мне выделили уголок – мне очень нравится», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 23.04.2018 Марина Зудина: «С приходом Женовача в МХТ начнется другая эпоха», ТАСС, 23.04.2018 Сергей Женовач: «Не спал всю ночь, думал: с чего начать?», Театрал, 23.04.2018 Нового худрука МХТ имени Чехова представили труппе, Известия, 23.04.2018 Студия Женовача станет филиалом МХТ, Interfax, 23.04.2018 Труппе МХТ им. Чехова представили нового худрука (видео), Коммерсантъ, 23.04.2018 Мединский: студия Женовача станет филиалом МХТ, ТАСС, 23.04.2018 Машков подарил Женовачу бесконечность в МХТ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2018 Сергей Женовач: «Не человек управляет театром, а театр — человеком», Даниил Поляков, Известия, 24.03.2018 Назначен новый худрук МХТ вместо Табакова: что о нем известно, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.03.2018 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012 Сергей Женовач в программе «Театральная среда братьев Верников», радио «Культура», 12.10.2011 Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011 Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007 «15 мая это день икс в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007 Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007 ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007 Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007 ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007 Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007 Картежники, Итоги, 23.04.2007 Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007 Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007 Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007 Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007 Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007 Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007 Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007 «Самое опасное превратиться в производство», Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007 Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007 Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007 Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007 Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, Газета.ру (Gzt.Ru), 10.01.2007 «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, Газета, 25.12.2006 Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006 На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006 Свет художественности, 2006 Русский свет, 2006 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000 Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000 А еще
, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997 «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994 Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994 Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994 Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993 Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993 Дар, Наталья Крымова, 1992 «Владимир…» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991 Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991 Фоменки*, Аркадий Островский, Театр |