Музыка

«Обострённое чувство жажды жизни»: в МХТ поставили спектакль «20 дней без войны» по Симонову

Яна Ларина, RT на русском, 8.05.2025
В МХТ имени А. П. Чехова к 80-летию Победы поставили спектакль «20 дней без войны» по сценарию Константина Симонова. Режиссёром выступила Марина Брусникина. В ролях — Иван Волков, Светлана Колпакова, Михаил Пореченков и другие. По сюжету главный герой — военный корреспондент — зимой 1943 года приезжает в отпуск в Ташкент. Здесь он наблюдает за съёмками фильма по своим очеркам, рассказывает эвакуированным о происходящем на фронте и встречает любовь.

В четверг, 8 мая, в преддверии 80-й годовщины победы в Великой Отечественной войне на основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера спектакля «20 дней без войны» по одноимённому киносценарию журналиста и писателя Константина Симонова. Режиссёром выступила заслуженная артистка России Марина Брусникина. В главной роли — Иван Волков. Также в постановке задействованы актёры театра и кино Светлана Колпакова, Михаил Пореченков, Армэн Арушанян, Игорь Хрипунов и другие. 

В центре сюжета — история о военном корреспонденте Лопатине. Незадолго до наступления нового, 1943 года он отправляется в трёхнедельный отпуск. В Ташкенте, куда едет Лопатин, снимают фильм на основе его сталинградских очерков.

Жизнь в тылу нелегка: эвакуированные люди живут в стеснённых обстоятельствах, переживают за близких и находятся в постоянной тревоге из-за неопределённости будущего.

«Поразительная история — как человек приходит с фронта, при этом сталкивается с судьбами женщин, которым настолько тревожно и у которых настолько обострены чувства, что каждая срывается в первую встречу с ним. Для них важно получить от него ответ — что будет? Как дальше жить?» — рассказала исполнительница главной женской роли Светлана Колпакова на пресс-показе спектакля.

Между Никой, героиней Колпаковой, и Лопатиным завязываются романтические отношения. 

«Это обострённое чувство жажды жизни в этих обстоятельствах… Когда такая ситуация, так хочется от этой жизни получить максимум любви, самой жизни и испытать все эти эмоции», — пояснила актриса.

Во время отпуска Лопатин также встречает капитана-лётчика в исполнении Михаила Пореченкова, который рассказывает военкору о своей семейной драме и просит помочь выразить чувства в письме к жене.

«Сделать не хуже, чем у Алексея Петренко, — это была главная задача»,— признался Пореченков. При этом он подчеркнул, что выстраивал работу над ролью по-своему.

«Это великий актёр (Петренко. — RT), который играет в картине эту маленькую, эпизодическую роль лётчика, (рассказывает. — RT) о его душевных страданиях и мытарствах. Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает самые нежные уголки души человека. Поэтому она забирает всё целиком», — отметил Пореченков.

«Совершенно другое пространство»

Идея поставить спектакль принадлежала художественному руководителю и директору МХТ Константину Хабенскому, и Марина Брусникина поддержала его, когда прочитала текст киносценария. Она изначально хотела пригласить на главную роль Ивана Волкова, а также максимально задействовать плунжеры — механизмы, которые изменяют геометрию сцены, позволяя поднимать и опускать её части. А вот использование декораций в спектакле очень ограничено.

«Я понимала, что, если будут декорации, мы сразу скатимся в бытовой театр, что для меня невозможно в этом материале. Потому что есть замечательное кино, поразительное по своему видеоряду, своей гениальности… (Театр. — RT) — это совершенно другое пространство, и здесь можно взять ощущением космической пустоты и разрухи и вокруг, и в жизни. В этом смысле пустое пространство и машинерия создают нужную атмосферу», — объяснила Марина Брусникина.

Ограничения театра компенсирует почти полное прочтение сценария: часть ремарок произносят актёры, другие появляются в виде проекций текста. Также использован видеоряд — например для иллюстрации фронтовых флешбэков Лопатина.

Исполнитель главной роли Иван Волков также написал музыкальное сопровождение спектакля. В саундтреке — произведения в духе 1940-х, а также фрагменты радиоспектаклей МХТ. 

Сценограф постановки — заслуженный художник России Николай Симонов, костюмы героев разработала лауреат государственной премии Мария Данилова. Художник по свету — Иван Виноградов, художник видеопроекции — Михаил Купрыгин. 

От фильма до спектаклей

Напомним, повесть Константина Симонова «20 дней без войны», написанная в 1965 году, впоследствии стала частью романа «Так называемая личная жизнь». В 1976 году состоялась премьера киноленты Алексея Германа, главные роли в которой исполнили Юрий Никулин и Людмила Гурченко. Марина Брусникина характеризует фильм как «гениальный» и «поражающий художественной правдой».

Интересно, что на главную роль в фильме пробовался отец Игоря Волкова — Николай Волков, но он сделал выбор в пользу роли Отелло в театре на Малой Бронной у Эфроса.

Также повесть Симонова инсценировали в «Современнике» под названием «Из записок Лопатина» и в ЦАТРА, где озаглавили постановку «Так называемая личная жизнь».

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
Михаил Пореченков сыграл лётчика в спектакле о войне, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.05.2025
Иван Волков: «Меня разрывает между музыкой и сценой», Анастасия Казьмина, Экран и сцена, 3.05.2025
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024