Музыка

Композитор из Казани стал лауреатом театральной премии «Московского комсомольца»

, 5.08.2024
Известное столичное издание «Московский комсомолец» объявило итоги своей театральной премии по итогам сезона 2023−2024 годов. В номинации «Музыкальное оформление» лауреатом стал казанский композитор Роман Пархоменко за работу над спектаклем «Голод» МХТ им. Чехова.

«Сегодня утром я, как обычно, работал, пишу музыку к фильму. И вот мне написали из МХТ имени Чехова с поздравлениями, — поделился своими эмоциями Пархоменко с „БИЗНЕС Online“. — Сначала я, честно говоря, даже не понял, о чем идет речь, — все-таки премьера спектакля „Голод“ состоялась еще в марте. Для меня, конечно, невероятная радость и честь было узнать, что я получил премию „Московского комсомольца“ за лучшую музыку к спектаклю. И большая радость, что и весь спектакль „Голод“ победил в номинации „Лучший спектакль малой формы“, а Сергей Волков — актер, исполнивший главную роль, также победитель в номинации „Лучшая мужская роль“! Три победы — получается, что мы всей командой не зря работали целых три месяца каждый день над спектаклем! Я невероятно счастлив, и большое спасибо всей команде, прекрасным актерам и музыкантам и, конечно же, всему театру!»

Спектакль режиссера Елизаветы Бондарь по одноименному роману писателя нобелевского лауреата Кнута Гамсуна, премьера которого состоялась в марте 2024-го на Малой сцене МХТ им. Чехова, стал одной из самых громких театральных работ минувшего сезона в столице. И в истории человека в пограничном состоянии, сознание которого изменено голоданием, вызванным крайней нуждой, по замыслу постановщика, очень важная роль отведена музыкальному оформлению, за которое отвечал композитор Пархоменко.

«Первый акт сделан в комедийном жанре и, как ни странно, в жанре немого кино. Я использую расстроенное препарированное фортепиано, показывая душевную разруху персонажа, — рассказывал он в интервью „БИЗНЕС Online“. — Одновременно это символ немого кино. Также в партитуре есть различные свистки, звуки трещотки и разные комические звуки. Они сопровождают картинку того времени. Вторая часть спектакля — сон героя. Он находится в голодном, буквально „наркотическом“ опьянении, поэтому музыка здесь совсем другая. Я записывал звуки фортепиано и обрабатывал их на компьютере, превращая в размазанный фон. Третья часть — жесткий электронный рейв, и затем идет положительный финал, потому что в романе Гамсуна персонаж перерождается».

Уроженец столицы РТ Пархоменко — член союза композиторов России, обучался в Казанской и Московской консерваториях по классу композиции. Он автор театральной, камерной, симфонической и электроакустической музыки, музыки к кинофильмам и и мультимедийным представлениям. Его сочинения неоднократно исполнялись в Европе и США на фестивалях и в академиях престижными коллективами. Среди них Ensemble Intercontemporain (Франция), Московский ансамбль современной музыки и «Студия новой музыки» (Россия), Ensemble SEV (Израиль), Ensemble Suono Giallo (Италия), MikroOrkestra (Литва), Cologne Guitar Quartet (Германия), Симфонический оркестр Казанской консерватории, Новосибирский молодежный симфонический оркестр, Симфонический оркестр ЦВО МО и др.

Пархоменко — основатель и куратор фестиваля Synesthesia Lab, координатор санкт-петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik.org и Международной академии для молодых композиторов в Чайковском.

Дирижировал ансамблем Московской консерватории «Студия новой музыки», оркестром центра современной музыки Софии Губайдулиной, государственным ансамблем «Россия», коллективом Infinitum, симфоническим оркестром Казанской консерватории и др.

Оригинал статьи