ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком»Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Егор Перегудов поставил в МХТ им. Чехова знаменитую пьесу Эдмона Ростана. К «Сирано де Бержераку» сегодня спешно обращаются режиссеры. Только в Москве одновременно премьеры двух «Сирано»: в театре «Около дома Станиславского» выпустили свою версию. На сцену же в Камергерском жизнь и любовь поэта-правдолюбца, несовместимого с веком, вернулась впервые со времен Олега Ефремова.Новый спектакль Художественного театра впитывает не только свою сценическую историю – (незаконченная) постановка Ефремова рубежа веков также фиксировала слом времен. Режиссерская интерпретация аккуратно уложена в устойчивую традицию толкования французского «хита» на русской сцене, где «Сирано де Бержерак» – история гонимого гения, Егор Перегудов впрямую ставит «смелого гасконца» в контекст ХХ века. Особенно значимой становится финальная гибель блестящего гвардейца от рук «случайных» недоброжелателей. В спектакле в ней ясно виднеются следы катка советских репрессий 30-х годов. И поименным зарифмованным списком зачитываются со сцены имена с обстоятельствами смерти: Хармс, Бабель, Мейерхольд, Михоэлс… Путешествий во времени тут немало: арраская битва XVII века перенесена во времена Первой мировой, а через 15 лет после гибели Кристиана (Кузьма Котрелев), красивого, но недалекого, хоть и совестливого, жениха Роксаны (Паулина Андреева), за которого пишет гениальные письма любви Сирано (Юрий Чурсин), тяготящийся собственным уродством, герои встречаются и наконец объясняются отнюдь не в парижском монастыре, а в лагерном поселении, где овдовевшая Роксана Николавна, еще недавно обласканная славой красавица певица – и в городском кабаре, и на фронте покоряющая сердца, – в мужицкой рубахе с чужого плеча собирает алюминиевые плошки. Юрий Чурсин – единственный, кто держит вектор среди этой круговерти. Его Сирано – над временем. Он и рыцарь, и дель-артовский паяц, когда одурачивает графа де Гиша (Игорь Золотовицкий), – и современный неформал, нервно закуривающий с уличными музыкантами после очередной эпатажной выходки. Вечный пересмешник, ум эпохи, с романтическим взглядом и орлиным профилем. Паулина Андреева отлично поет, чего не скажешь о студентах Школы-студии МХАТ, которых режиссер выводит на сцену в роли ее обожателей. Они же – музыкальный ансамбль (аранжировки ими как раз сделаны озорно и с юмором), поющий гвардейский полк, мушкетеры, кавалеры, стражи, etc. А вот их искренность и непосредственность можно было бы актрисе и позаимствовать. Самолюбование на сцене изрядно мешает кинозвезде наполнять изысканные поэтические строчки подлинным чувством, так что зрителям порой остается довольствоваться красивыми мизансценами с участием ее холодной Роксаны. Их, впрочем, немало. Паулина Андреева и наравне с мужчинами фехтует, и крутит кульбиты, и едет на мотороллере в развевающемся платье, и седлает «берлинскую стену», символично выстроенную сценографом Владимиром Арефьевым сквозь все пространство сцены – тут случаются самые пронзительные любовные встречи. На своих плечах Сирано, как атлант, держит союз любви, который сам же, того не желая, создает, и прощаясь с жизнью, Сирано подходит сюда же, «растворяясь» в лучах света. Трагически развернутые светомузыкальной пантомимой батальные сцены, маршевые запевы полка, идущего на битву, наконец, камерно и предельно доходчиво прочитанный с авансцены Евгений Евтушенко – «Мне снится старый друг,/ который стал врагом,/ но снится не врагом,/ а тем же самым другом…» – вносят в спектакль недвусмысленные лейтмотивы наших дней, но оперная условность, с которой выстраивается сценическая реальность в мхатовском «Сирано», избыточно манифестная, вдруг не откликается, оставаясь неодушевленной иллюстрацией. Только что Малый драматический театр Петербурга Льва Додина на гастролях в Москве сыграл «Братьев Карамазовых» – спектакль 2020 года. Воздух зрительного зала буквально взрезала мучительная исповедь Мити Карамазова – Игоря Черневича с кандалами по рукам и ногам о (не)возможном побеге в Америку и его же исступленным исполнением «Оды к радости». Бывает, что сила театра срабатывает с обратным эффектом. Оригинал статьи Пресса Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 В МХТ имени Чехова Егор Перегудов поставил «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 14.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 Сто лет одиночества в дворянском гнезде, Вероника Словохотова, Независимая газета, 14.01.2021 На сцене МХТ им. Чехова премьера спектакля «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.01.2021 Растительная жизнь: тургеневское сено и апельсины Вознесенского, Влад Васюхин, Известия, 1.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020 Владимир Арефьев о постановке «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020 Тургенев в 5D: в МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля «Месяц в деревне», Александра Сидорова, Business FM, 25.12.2020 «Месяц в деревне» — первая премьера сезона в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.12.2020 Егор Перегудов ставит в МХТ «фактурный» «Месяц в деревне», Елена Алдашева, Театр, 18.12.2020 |