Художники

Виктор Березин
Мария Плахова

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

О спектакле «Татуированная роза»

Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
Теннесси Уильямса называют «американским Чеховым»: из обыденного и тривиального в его пьесах вырастают конфликты и страсти, достойные греческой драмы. Главную искру высекает столкновение духовного и плотского, герои проживают свои жизни в мучительном разладе с собой. И в центре этого мира всегда — женщина.
«Татуированная роза» была написана Уильямсом специально для актрисы Анны Маньяни, фильм, снятый по этой пьесе в 1955 году, принес ей «Оскар». Уже тогда стало очевидно, что в кино ли, на сцене ли, постановка «Татуированной розы» возможна только при одном условии — режиссер точно знает, кто будет его Розой, у него есть она, особая актриса — протагонист, яркая личность, воплощение женской природы. Актерский ансамбль, конечно, имеет значение, но в этой пьесе он выполняет скорее роль хора для нее — Серафимы Дела Розы.
Роман Виктюк поставил спектакль «Татуированная роза» во МХАТе в 1982 году — для Ирины Мирошниченко. Художником стал Сергей Бархин. Ирина Петровна вспоминала: «Дело было еще в здании на Тверском бульваре. Экспериментальная постановка, денег — ноль. Ставит Роман Виктюк. Посмотрел Сергей на это дело и сказал: „Давайте я из подручных материалов соберу эту „Татуированную розу“. Будем делать спектакль из того, что есть“».
Премьера прошла с оглушительным успехом — спектакль называли скандальным, крамольным, билеты на него были, как валюта — не достать. В 1987-м, после реконструкции здания Художественного театра в Камергерском, Ирина Мирошниченко сама осуществила перенос «Татуированной розы» на Малую сцену. Восстановила спектакль. И он шел до 2006 года, почти четверть века.

Телеверсия спектакля «Татуированная роза» (запись 1989 года)
Пресса
О спектакле «Татуированная роза», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 3.05.2020
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
Питер Пэн, Лиза Биргер, Time Out, 10.05.2007
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Ее звали Робот, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 22.01.2003
На себя непохожий, Григорий Заславский, «Независимая газета», 23.12.2002
Музыка любви, Наталия Балашова, «Московская правда», 21.12.2002
Пьеса для механической женщины, Наталия Каминская, «Культура», 19.12.2002
Банка сметаны, Елена Ямпольская, «Новые известия», 18.12.2002
Хорошая жена — железная жена, Марина Шимадина, «Коммерсант», 18.12.2002