ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Елена Проклова: государство искорежило мою молодость, 11.10.2007 Недаром говорят, что талантливого человека должно быть много. Последний тезис вполне можно отнести к Елене Прокловой. Ведь она с успехом совмещает четыре вида деятельности — актриса, ландшафтный дизайнер, член Общественной палаты и телеведущая на Первом канале. Это не считая хобби — охота, рыбалка, археологические раскопки? Мы встретились с Прокловой сразу после записи программы «Малахов+» на Первом канале.На ТВ самовыражаюсь и кокетничаю — Елена, а как вы оказались в роли телеведущей? — Идея пригласить меня возникла у руководства Первого канала. Мне позвонили и предложили прийти на съемку. Я с радостью согласилась, потому что восхищаюсь Геннадием Петровичем Малаховым. Его книги стояли у меня на столе задолго до того, как я стала работать на ТВ. Притом что у меня дома огромная библиотека по народной медицине, которую я собираю уже много лет, на съемках я узнаю очень много нового для себя и пользуюсь практически каждым третьим рецептом, который здесь слышу. — А что дает работа в популярной программе лично вам? — Очень многое. Это и чисто актерская возможность самовыражаться, а также повод лишний раз красиво одеться, причесаться, пококетничать, что для меня, как для женщины, очень важно. К тому же я здесь узнаю много новой информации медицинского плана, ведь меня, как и любую женщину, очень волнуют вопросы здоровья. К тому же любые съемки — это постоянный экзамен для актера, и когда я только входила в роль ведущей, то очень волновалась, получится у меня это или нет. — Неужели и в самом деле волновались? — Конечно, до программы мне не раз приходилось появляться на экране и общаться с зрителями с подмостков театра, но здесь же меня ждало совсем другое. Каждый выпуск как новое испытание, ведь тут перед нашими глазами разворачиваются тяжелейшие ситуации, к нам приходят больные люди, которым нужно помочь. К тому же заранее я не знаю, ни какие у нас будут герои, ни какие у них характеры, ни как они себя поведут, как им помочь, как раскрутить ситуацию в зале, чтобы она была интересна зрителю. Ничего! — То есть в программе доминирует импровизация? — Да, и импровизировать приходится много. И это тоже для меня не очень привычно. У меня 20 лет стажа во МХАТе, и я помню, как Олег Николаевич Ефремов по три года делал спектакли. «Чайку», скажем, мы репетировали два года. Сейчас такой возможности нет, спектакль делается за три-четыре месяца, и профессия актера немножко? сдвинулась. Момент импровизации и сиюсекундности в ней стал более необходим. Если на программе я попадаю в сложную ситуацию, то воспринимаю это как должное. Вы же не предполагаете, выходя из дома, что сегодня кто-то в троллейбусе вам наступит на ногу, толкнет, нахамит. Тем не менее все как-то выходят из этих ситуаций. У актера, телеведущего приблизительно такой же уровень существования. В кино пришла по блату — Вы сказали, что много лет собираете литературу по народной медицине. Много — это сколько? — На гастроли я ездила с 11 лет. А там и простуда, и ушибы, все прочие недомогания лечились не с помощью докторов и аптек, а именно народными средствами. Ко мне как к девочке со стороны и коллег, и работников гостиниц, и проводников поездов и так далее всегда было огромное внимание. Чуть что со мною случалось, все тут же бросались ко мне на помощь со своими народными средствами. Сначала я попробовала все это запоминать, потом начала записывать, а потом и интересоваться всерьез. — Как к вашей работе на телевидении отнеслись в театре? — Сначала удивились. И сказали: Лена, ты такой традиционный человек и вдруг — телевидение. Однако, как ни странно, но даже такие циники, как мои коллеги, которые, конечно, оценивают и как ты выглядишь, и что говоришь, сначала посмотрели потому, что слышали: Проклова начала вести программу. Потом записали какойто заинтересовавший их рецепт, потом порекомендовали смотреть программу своим родственникам, а теперь в их домах каждое утро на «Малахов+» включен телевизор. А у меня же такое чувство, что я ничем специальным не занимаюсь, а просто живу этой программой. Я с большим интересом общаюсь с людьми, которые к нам приходят, мне всегда хочется им помочь. Так что программа для меня не является работой, потому что я искренне во всем этом участвую. — Вот говорят, нельзя войти в одну реку дважды. А вы сначала ушли, а потом вернулись в театр. Почему? — Когда-то я ушла, потому что во МХАТе, которому я отдала 20 лет, наметился явный застой. Но сегодня театр принципиально другой. Раньше это было производство: график, начальство, регламент, репертуар. Для актеров в основном театр являлся чередой обязательств, порой унизительных, и редко кому удавалось остаться в рамках чистого творчества. У меня это так или иначе получалось — как и в кино. Сначала я вернулась не столько в театр, сколько на сцену. И несколько лет была занята только в антрепризе. Какое-то время мне казалось, что в ней более комфортно, поскольку у нас нет такого меценатского отношения, когда государство или кто-то состоятельный мог бы содержать театр на достойном уровне и платить актерам за то, чтобы они могли действительно заниматься творчеством, а не просто вкалывать, чтобы прокормить и одеть семью. Ну а когда за штурвалом МХТ оказался Олег Табаков, то положение вещей именно в этом театре несколько изменилось, и я вернулась туда. — Как-то вы рассказывали, что в кино вас за руку привел дедушка? — Действительно, в кино я попала, можно сказать, по блату. Мой дедушка Виктор Тимофеевич, бывший актер, работал вторым помощником режиссера. Причем дома после работы он в основном рассказывал только о неприятностях и проблемах в кино, и, естественно, никакой актерской судьбы внучке не желал. Так получилось, что в это время режиссер Александр Митта искал главную героиню в фильм «Звонят, откройте дверь!» Школьницы шли на студию толпами. Ни одна его не устраивала. Забраковали 11 тысяч претенденток. Я же часто бывала у дедушки на работе, подолгу там сидела, делала уроки и была, можно сказать, своей, меня все знали. И даже выучила текст, который предлагали на пробах претенденткам. И вот рука судьбы — режиссер во время очередного просмотра вдруг «увидел» именно меня и утвердил на главную роль. Дальше началось совсем невероятное: когда нужно было идти на первый день съемок, то я встала утром с раздутой щекой от «свинки». Я, конечно, плакала, дедушка ходил вокруг и радовался. С этого дня, можно сказать, кончилось мое детство. В обычную школу, естественно, я уже не ходила, а сдавала экзамены экстерном. Так что до сих пор жалею, что не могу как все нормальные люди вспомнить о школьных походах и выпускном вечере. Но взамен судьба подарила мне прекрасную жизнь в кино и на сцене. Какая я? — Вы - натура творческая. Ваш муж занимается бизнесом. Можете поделиться рецептом — как найти точки соприкосновения и не утратить взаимного интереса в браке? — Это ситуация индивидуальная. У моего мужа очень творческий бизнес. Он занимается строительством коттеджей, а это постоянное общение с людьми, которые формируют образ своего дома. Их задача — сделать не просто типовое жилье, а вдохнуть в него нечто свое, все обустроить согласно собственному внутреннему видению мира. Мы с мужем едины в решении этой задачи. Я в его строительных проектах занимаюсь ландшафтным дизайном. Дело становится общим. — Ландшафтный дизайн? Вы этому учились? — Когда я вышла замуж в третий раз, у нас появился собственный дом вдали от города. Я приехала на голое поле и поняла: надо как-то обустраивать это место. Мне не захотелось сажать ряды яблонь, клубники, разбивать грядки или делать типичную горку из трех камней. Мне захотелось посадить свой сад и сделать его таким, чтобы о нем говорили — САД! Книг, которые я прочла, оказалось недостаточно. В этот момент мне попалось объявление, что идет набор в архитектурный институт на специальность «ландшафтный дизайн». Это второе образование на базе первого высшего, двухгодичное. Наверное, вмешалась судьба — я пришла, когда уже закончились приемные экзамены, но меня приняли. — Вы написали книгу, в которой есть все — театр, кулинарные рецепты, откровенные истории трех замужеств. — Мне захотелось вдруг посмотреть на себя со стороны: какая я? Может быть, все, что я о себе думаю, только кажется? Это такие ночные ощущения, когда человек наедине с собой и пытается увидеть себя без прикрас. — Вы легко делитесь опытом разводов. Но ведь, согласитесь, это малоприятная процедура. — Я вообще тяжело переживаю, когда рушатся отношения с любыми людьми. А особенно, когда рушится семья. Первые две мои семьи распались в силу неправильного воспитания государством. Вернее, отношение к семье как к ячейке общества у нас было правильным, но к взаимоотношениям людей — нет. Не было такого понятия, как секс, опыта добрачных отношений. Не знали, что такое хорошо, что такое плохо, что стыдно, что не стыдно. Сейчас я понимаю все. Но насколько искорежена была наша молодость! И главный, единственный вывод: семья — это то, за что надо держаться, чем надо дорожить и что надо всячески оберегать. Как? Мы не были научены. СПРАВКА «ВМ» Елена Игоревна ПРОКЛОВА родилась 2 сентября 1953 г. в Москве в семье преподавателя Военно-политической академии имени Ленина. Окончила школу-студию МХАТ и архитектурный институт. Снималась в фильмах «ЗВОНЯТ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ» (1965), «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» (1966), «ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА» (1969), «ЕДИНСТВЕННАЯ» (1975), «СОБАКА НА СЕНЕ» (1977), «МИМИНО» (1978), «БУДЬТЕ МОИМ МУЖЕМ» (1981), «ДОСЬЕ ДЕТЕКТИВА ДУБРОВСКОГО» (1999) и др. Актриса МХТ им. Чехова. Ведущая телепрограммы «Малахов+». Заслуженная артистка России. Пресса Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Жизнь и смерть «В окопах Сталинграда»: монологи о войне в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 13.05.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Премьера в МХТ — «Заговор чувств» (видео), Ticketland.ru, 23.04.2021 Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021 Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Нина Агишева, Сноб, 1.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Любовь, ревность, зависть, ненависть. В МХТ имени Чехова премьера — «Заговор чувств», Александра Сидорова, BFM.ru, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 МХТ имени Чехова представляет премьеру — спектакль «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Александр Калягин поздравил с юбилеем Александра Боровского, СТД РФ, 10.08.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 МХТ им. Чехова отметил свой День рождения читкой пьесы «Царь Фёдор Иоаннович», Нина Дунаева, Этажи, 2.11.2019 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» — в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Машков, Женовач и Гришаева получили «Хрустальную Турандот», ТАСС, 15.09.2019 Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019 Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019 Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему», Мария Михайлова, Театрал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Текст как герой: в МХТ почтили память Александра Солженицына, Николай Корнацкий, Известия, 12.12.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Главным художником МХТ им. Чехова станет сценограф Александр Боровский, РИА Новости, 23.04.2018 Труппе МХТ им. Чехова представили нового худрука (видео), Коммерсантъ, 23.04.2018 «Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014 Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014 Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014 В МХТ имени Чехова вернется обновленный спектакль «Номер 13», видеосюжет телеканала «Звезда», 21.01.2014 Машков представит новую версию своего спектакля «№ 13» в МХТ Чехова, Наталья Курова, РИА Новости, 21.01.2014 Знаменитая комедия «Номер 13» — вновь на сцене Московского Художественного театра, видеосюжет Первого канала, 20.01.2014 Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014 Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012 Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009 МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009 Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Вечерняя Москва, 13.11.2009 МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009 Московский художественный театр завершает подготовку к премьере чеховского «Иванова», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.11.2009 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003 Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 |