Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Елена Проклова: государство искорежило мою молодость

, 11.10.2007
Недаром говорят, что талантливого человека должно быть много. Последний тезис вполне можно отнести к Елене Прокловой. Ведь она с успехом совмещает четыре вида деятельности — актриса, ландшафтный дизайнер, член Общественной палаты и телеведущая на Первом канале. Это не считая хобби — охота, рыбалка, археологические раскопки? Мы встретились с Прокловой сразу после записи программы «Малахов+» на Первом канале.

На ТВ самовыражаюсь и кокетничаю
 — Елена, а как вы оказались в роли телеведущей?
 — Идея пригласить меня возникла у руководства Первого канала. Мне позвонили и предложили прийти на съемку. Я с радостью согласилась, потому что восхищаюсь Геннадием Петровичем Малаховым.
Его книги стояли у меня на столе задолго до того, как я стала работать на ТВ. Притом что у меня дома огромная библиотека по народной медицине, которую я собираю уже много лет, на съемках я узнаю очень много нового для себя и пользуюсь практически каждым третьим рецептом, который здесь слышу.
 — А что дает работа в популярной программе лично вам?
 — Очень многое. Это и чисто актерская возможность самовыражаться, а также повод лишний раз красиво одеться, причесаться, пококетничать, что для меня, как для женщины, очень важно. К тому же я здесь узнаю много новой информации медицинского плана, ведь меня, как и любую женщину, очень волнуют вопросы здоровья. К тому же любые съемки — это постоянный экзамен для актера, и когда я только входила в роль ведущей, то очень волновалась, получится у меня это или нет.
 — Неужели и в самом деле волновались?
 — Конечно, до программы мне не раз приходилось появляться на экране и общаться с зрителями с подмостков театра, но здесь же меня ждало совсем другое. Каждый выпуск как новое испытание, ведь тут перед нашими глазами разворачиваются тяжелейшие ситуации, к нам приходят больные люди, которым нужно помочь.
К тому же заранее я не знаю, ни какие у нас будут герои, ни какие у них характеры, ни как они себя поведут, как им помочь, как раскрутить ситуацию в зале, чтобы она была интересна зрителю. Ничего!
 — То есть в программе доминирует импровизация?
 — Да, и импровизировать приходится много. И это тоже для меня не очень привычно. У меня 20 лет стажа во МХАТе, и я помню, как Олег Николаевич Ефремов по три года делал спектакли. «Чайку», скажем, мы репетировали два года. Сейчас такой возможности нет, спектакль делается за три-четыре месяца, и профессия актера немножко? сдвинулась. Момент импровизации и сиюсекундности в ней стал более необходим. Если на программе я попадаю в сложную ситуацию, то воспринимаю это как должное. Вы же не предполагаете, выходя из дома, что сегодня кто-то в троллейбусе вам наступит на ногу, толкнет, нахамит. Тем не менее все как-то выходят из этих ситуаций. У актера, телеведущего приблизительно такой же уровень существования. 

В кино пришла по блату
 — Вы сказали, что много лет собираете литературу по народной медицине. Много — это сколько?
 — На гастроли я ездила с 11 лет. А там и простуда, и ушибы, все прочие недомогания лечились не с помощью докторов и аптек, а именно народными средствами.
Ко мне как к девочке со стороны и коллег, и работников гостиниц, и проводников поездов и так далее всегда было огромное внимание. Чуть что со мною случалось, все тут же бросались ко мне на помощь со своими народными средствами. Сначала я попробовала все это запоминать, потом начала записывать, а потом и интересоваться всерьез.
 — Как к вашей работе на телевидении отнеслись в театре?
 — Сначала удивились. И сказали: Лена, ты такой традиционный человек и вдруг — телевидение. Однако, как ни странно, но даже такие циники, как мои коллеги, которые, конечно, оценивают и как ты выглядишь, и что говоришь, сначала посмотрели потому, что слышали: Проклова начала вести программу. Потом записали какойто заинтересовавший их рецепт, потом порекомендовали смотреть программу своим родственникам, а теперь в их домах каждое утро на «Малахов+» включен телевизор. А у меня же такое чувство, что я ничем специальным не занимаюсь, а просто живу этой программой. Я с большим интересом общаюсь с людьми, которые к нам приходят, мне всегда хочется им помочь. Так что программа для меня не является работой, потому что я искренне во всем этом участвую.
 — Вот говорят, нельзя войти в одну реку дважды. А вы сначала ушли, а потом вернулись в театр. Почему?
 — Когда-то я ушла, потому что во МХАТе, которому я отдала 20 лет, наметился явный застой. Но сегодня театр принципиально другой. Раньше это было производство: график, начальство, регламент, репертуар. Для актеров в основном театр являлся чередой обязательств, порой унизительных, и редко кому удавалось остаться в рамках чистого творчества. У меня это так или иначе получалось — как и в кино.
Сначала я вернулась не столько в театр, сколько на сцену. И несколько лет была занята только в антрепризе. Какое-то время мне казалось, что в ней более комфортно, поскольку у нас нет такого меценатского отношения, когда государство или кто-то состоятельный мог бы содержать театр на достойном уровне и платить актерам за то, чтобы они могли действительно заниматься творчеством, а не просто вкалывать, чтобы прокормить и одеть семью. Ну а когда за штурвалом МХТ оказался Олег Табаков, то положение вещей именно в этом театре несколько изменилось, и я вернулась туда.
 — Как-то вы рассказывали, что в кино вас за руку привел дедушка?
 — Действительно, в кино я попала, можно сказать, по блату. Мой дедушка Виктор Тимофеевич, бывший актер, работал вторым помощником режиссера. Причем дома после работы он в основном рассказывал только о неприятностях и проблемах в кино, и, естественно, никакой актерской судьбы внучке не желал. Так получилось, что в это время режиссер Александр Митта искал главную героиню в фильм «Звонят, откройте дверь!» Школьницы шли на студию толпами. Ни одна его не устраивала.
Забраковали 11 тысяч претенденток. Я же часто бывала у дедушки на работе, подолгу там сидела, делала уроки и была, можно сказать, своей, меня все знали. И даже выучила текст, который предлагали на пробах претенденткам. И вот рука судьбы — режиссер во время очередного просмотра вдруг «увидел» именно меня и утвердил на главную роль. Дальше началось совсем невероятное: когда нужно было идти на первый день съемок, то я встала утром с раздутой щекой от «свинки». Я, конечно, плакала, дедушка ходил вокруг и радовался. С этого дня, можно сказать, кончилось мое детство. В обычную школу, естественно, я уже не ходила, а сдавала экзамены экстерном. Так что до сих пор жалею, что не могу как все нормальные люди вспомнить о школьных походах и выпускном вечере. Но взамен судьба подарила мне прекрасную жизнь в кино и на сцене.

Какая я?
 — Вы - натура творческая. Ваш муж занимается бизнесом. Можете поделиться рецептом — как найти точки соприкосновения и не утратить взаимного интереса в браке?
 — Это ситуация индивидуальная. У моего мужа очень творческий бизнес. Он занимается строительством коттеджей, а это постоянное общение с людьми, которые формируют образ своего дома.
Их задача — сделать не просто типовое жилье, а вдохнуть в него нечто свое, все обустроить согласно собственному внутреннему видению мира. Мы с мужем едины в решении этой задачи. Я в его строительных проектах занимаюсь ландшафтным дизайном. Дело становится общим. 
 — Ландшафтный дизайн? Вы этому учились?
 — Когда я вышла замуж в третий раз, у нас появился собственный дом вдали от города. Я приехала на голое поле и поняла: надо как-то обустраивать это место.
Мне не захотелось сажать ряды яблонь, клубники, разбивать грядки или делать типичную горку из трех камней. Мне захотелось посадить свой сад и сделать его таким, чтобы о нем говорили — САД! Книг, которые я прочла, оказалось недостаточно. В этот момент мне попалось объявление, что идет набор в архитектурный институт на специальность «ландшафтный дизайн». Это второе образование на базе первого высшего, двухгодичное. Наверное, вмешалась судьба — я пришла, когда уже закончились приемные экзамены, но меня приняли.
 — Вы написали книгу, в которой есть все — театр, кулинарные рецепты, откровенные истории трех замужеств.
 — Мне захотелось вдруг посмотреть на себя со стороны: какая я? Может быть, все, что я о себе думаю, только кажется? Это такие ночные ощущения, когда человек наедине с собой и пытается увидеть себя без прикрас.
 — Вы легко делитесь опытом разводов. Но ведь, согласитесь, это малоприятная процедура.
 — Я вообще тяжело переживаю, когда рушатся отношения с любыми людьми. А особенно, когда рушится семья. Первые две мои семьи распались в силу неправильного воспитания государством. Вернее, отношение к семье как к ячейке общества у нас было правильным, но к взаимоотношениям людей — нет. Не было такого понятия, как секс, опыта добрачных отношений. Не знали, что такое хорошо, что такое плохо, что стыдно, что не стыдно. Сейчас я понимаю все. Но насколько искорежена была наша молодость! И главный, единственный вывод: семья — это то, за что надо держаться, чем надо дорожить и что надо всячески оберегать. Как? Мы не были научены.

СПРАВКА «ВМ»
Елена Игоревна ПРОКЛОВА родилась 2 сентября 1953 г. в Москве в семье преподавателя Военно-политической академии имени Ленина.
Окончила школу-студию МХАТ и архитектурный институт.
Снималась в фильмах «ЗВОНЯТ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ» (1965), «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» (1966), «ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА» (1969), «ЕДИНСТВЕННАЯ» (1975), «СОБАКА НА СЕНЕ» (1977), «МИМИНО» (1978), «БУДЬТЕ МОИМ МУЖЕМ» (1981), «ДОСЬЕ ДЕТЕКТИВА ДУБРОВСКОГО» (1999) и др. Актриса МХТ им. Чехова.
Ведущая телепрограммы «Малахов+».
Заслуженная артистка России. 
Пресса
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021
Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019
МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001