Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Куда летим, командир?

Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Если вытянуть вперед губы, как для поцелуя, то выдуется «Ю». В слове «лЮблЮ» букв «Ю» целых две. Выходит, как ни поверни, Ю — самая сексуальная буква русского алфавита.

Идея сама по себе соблазнительная: мстительно плюнуть на 32 навязшие в зубах буквы, демонстративно повернуться спиной к деловым согласным и всю свою нежность отдать одной лишь на свете гласной — «Ю». «Only you», как поют в новом мхатовском спектакле.

Персонажи Оли Мухиной все до единого загадочны и романтичны, все говорят или ни о чем, или о любви. Над Москвой летают сумасшедшие влюбленные летчики и палят из ружья. По двору ходят медведи (скорей всего, тоже влюбленные) и едят малину. На почве ревности все палят друг в друга из кольта, а между перестрелками пьют чай из красных чашек оранжевого цвета. Вот до чего может довести мир передозировка одной отдельно взятой буквы.

На Евгения Каменьковича нежный звук «ю» в исполнении Оли Мухиной производит до того хорошее впечатление, что он берется за ее пьесу уже второй раз. Прошлый спектакль был, правда, студенческий, а этот — настоящий, взрослый, на малой сцене Художественного театра.

Вместе с Александром Боровским (художником) режиссер придумал весьма остроумный пространственный ход, определивший течение спектакля. Все свои «ю» и некоторые другие буквы персонажи спектакля выговаривают на решетчатом балконе большого дома. Вроде бы они в перерывах этого безумного чаепития вырываются из душной комнаты, чтоб глотнуть воздуха, и тут же, опьяненные, начинают говорить о любви. Любят они не только друг друга, а все, что попадется на глаза. Поэтому если с высокого балкона они увидят Москву, они немедленно признаются в любви к Москве, а то и ко всей Родине вместе взятой. Увидят летчика — полюбят летчика, увидят медведя — полюбят медведя. Когда буква «Ю» начинает распирать героев особенно сильно, они попросту бросаются с балкона и парят над Москвой, легко преодолевая законы земного тяготения.

Ансамбль Каменьковичу удалось сколотить хороший, правильный: он и из Табакерки людей позвал (Александр Мохов, Луиза Хуснутдинова), и мхатовских аборигенов привлек (Евгения Добровольская, Станислав Любшин, Ольга Барнет, Владимир Краснов), и студенчество из Школы-студии МХАТ задействовал (Дарья Мороз, Николай Исаков). Жаль только, что реплики свои актерам приходится посылать как правило мимо друг друга. Фразы свободно парят в безвоздушном пространстве, и там же свободно летают все персонажи спектакля. Не падают они, по всей видимости, только из-за того, что судорожно цепляются за перекладину буковки «Ю». Начни читать пьесу с начала, начни с конца, ничего не изменится — невесомость.

Полетать вместе с Олей Мухиной над нашей грустной реальностью кажется поначалу занятием милым, приятным и даже очень романтичным. Ну разве не здорово это — летать над Москвой и забавно вытягивать губы буквой «Ю»? Вот проходят первые десять минут — полет нормальный. Двадцать минут — все бортовые системы в норме. Но уже через полчаса отчаянно хочется войти в кабину пилота и хамским голосом спросить: «Алё, командир, когда посадка будет? Меня там на земле 32 любимые буквы дожидаются». Но кабина пилота из соображений безопасности закрыта, и он не услышит вас. Он бешено палит из ружья и кричит: «Люблю-ю-ю!».
Пресса
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021
Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019
МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001