ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Жизни грянули «Ура!»Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Нет нужды объяснять, что такое «Дни Турбиных» для МХАТа. Именно с помощью этой булгаковской пьесы Художественный театр в 1926 году впервые попытался выяснить отношения с безвозвратно ушедшим прошлым и вступить в компромиссные отношения с советским настоящим. Режиссер спектакля Сергей Женовач о прошлом думает меньше всего. Он давно уже понял: власть советская ли, антисоветская ли - приходит и уходит, жизнь продолжается. Сергей Женовач борозды не испортит. Это было ясно. Еще совсем недавно он, лишенный своего дома режиссер-скиталец, заглянул на огонек в Малый театр и поставил там один из лучших спектаклей прошлого сезона «Правда хорошо, а счастье лучше». «А ведь и правда, хорошо! воскликнула театральная общественность. Они с Малым просто созданы друг для друга». Теперь Женовач оказался во МХАТе. И снова пришелся ко двору. Его талант совместим, похоже, с любой труппой. Он из тех театральных садовников, которые не только с любовью окучивают на клумбе каждый цветок, но и знают секрет их непростых сочетаний. В новом мхатовском спектакле, в котором, не считая многочисленной массовки, занято разом 25 артистов, это его умение явлено во всей красе. Женовач добился-таки вожделенной мхатовской ансамблевости, о которой мы давно уже не смели и мечтать. Это тем более удивительно, что ансамбль «Дней Турбиных» собран фактически с бору по сосенке. Главный манок для широкого зрителя звезды сериалов Константин Хабенский (Алексей Турбин) и Михаил Пореченков (Мышлаевский) были совсем недавно рекрутированы МХАТом из Петербурга, звезда нового театрального поколения Москвы Анатолий Белый (Шервинский) из Центра драматургии и режиссуры, обаятельный и органичный Иван Жидков (Николка) из Школы-студии МХАТ. И все они, включая малозаметную прежде и вдруг обнаружившую всю свою неотразимую сценическую грацию Наталью Рогожкину (Елена), приведены Женовачем к единому знаменателю его неагрессивной, но точной режиссуры. Даже большеразмерный пропагандист пива «Толстяк» Александр Семчев, рискованно выбранный на роль хрупкого, юного Лариосика, не особенно выпадает из общей молодежной команды, хотя по виду годится Турбиным и их приятелям едва ли не в отцы. Команду эту так и тянет назвать немного другим словом компания. Женовач вообще «компанейский» режиссер. Я бы даже сказала так: он умеет выстроить ансамбль, потому что умеет собрать компанию. «Дни Турбиных» 1926 года вывели в большую жизнь второе поколение мхатовцев, нынешние доказали, что молодежь Художественного театра не безликие имяреки, как казалось еще совсем недавно. Это тоже поколение со своим необщим и весьма приятным выражением лица. Прекрасная сценография Александра Боровского выполнена так, что земля стоит у героев под ногами дыбом. Они с трудом удерживаются на покатой поверхности и порой в прямом смысле слова катятся вниз по наклонной плоскости. Эта покатая поверхность конечно же рифмуется с асимметричным, перекошенным домом Турбиных из легендарной постановки 20-х. Но отношений с той постановкой, режиссер не выясняет так же, как не выясняет он отношений с прошлым. Оно (прошлое) не тяготит его и ему не довлеет. Чем дальше, тем отчетливее понимаешь, что, несмотря на массу исторических реалий, широкий народный фон, натуралистичные батальные сцены и мелькающие тут и там погоны с портупеями, действие нынешних «Дней Турбиных» словно бы разворачивается вне времени. В исполнении Женовача и его команды это не спектакль о белом движении. Во-первых, потому что у самого постановщика нет никакого специального отношения ни к белым офицерам, ни к большевикам, ни к революции в целом. Во-вторых, потому что на офицеров Белой гвардии записной весельчак Пореченков, наделенный очевидным драматическим талантом Хабенский, статный шармер Анатолий Белый, не говоря уже о прочих поручиках и капитанах, все же не тянут. Они тянут на компанию хороших парней, которые по жестокой иронии судьбы попали в скверный переплет. Один погиб, остальные выжили. Мужского братства не забыли, прекрасную даму уберегли, предателя Тальберга (Валерий Трошин) уконтропупили. Сериальное прошлое Хабенского и Пореченкова тут не мешает, а лишь придает истории неожиданные обертоны. Хорошие парни (сыщики, менты, вояки) они и в Белой гвардии хорошие парни. Компания. Талант Женовача в свою очередь не тянет на спектакль о судьбах Родины. Эпическое дыхание, трагедийная мощь, глубокое понимание исторической (да и всякой прочей) диалектики это из арсенала иного режиссера. Женовач знает и умеет другое: знает толк в доброй сценической шутке и умеет вернуть театру театральность, но не вымороченную и даже не стилизованную, а словно бы первозданную. Помните ли вы, как выматывает порой и часовой спектакль, сделанный без вдохновения и мастерства? Спектакль МХАТа идет четыре часа кряду, и их как-то не замечаешь, ибо четыре часа кряду со сцены на зрительный зал низвергается мощный поток сценического обаяния. Последний акт «Дней Турбиных», как известно, досочиняли в Художественным театре всем миром. В результате на живом теле пьесы появились, по словам Анатолия Смелянского, «идеологические заплаты», ясно свидетельствующие о намерении героев (а значит, и самого МХАТа) сотрудничать с новой властью. Женовач многие из заплат оставил на месте. Убрал лишь совсем нелепые вроде финального аккорда, где под звуки «Интернационала» Николка говорит: «Господа, сегодняшний вечер великий пролог к новой исторической пьесе». «Кому пролог, а кому и эпилог», наставительно отвечает ему Студзинский. Сохранять такие пассажи Женовачу не позволяет хороший вкус. Но прочие притянутые за уши рассуждения Мышлаевского о России, которая и при большевиках останется Россией, сохранены и совершенно не сдобрены иронией. Можно, конечно, вымарать, но зачем? Компромиссная идеология пьесы вообще не составляет для Женовача проблемы, ибо в его эстетической системе она немедленно превращается в нечто иное окрашенное легкой грустью мероприятие. В каком другом спектакле герои, решив, что сотрудничать с Советской властью ничуть не хуже, чем служить гетману, взяв в руки бокалы, тут же затянут:"Так за царя, за Родину, за веру мы грянем громкое «ура!»? Это они жизни на самом деле «ура!» кричат. Так ли уж важно, какая там власть на дворе, если люди влюбляются, дети рождаются, снег идет и солнце светит. Если не перевелись еще на свете славные люди, не закончилось шампанское в бутылке, и вечерами около семи зажигаются еще огни рампы. Пресса Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Жизнь и смерть «В окопах Сталинграда»: монологи о войне в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 13.05.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Премьера в МХТ «Заговор чувств» (видео), Ticketland.ru, 23.04.2021 Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021 Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Нина Агишева, Сноб, 1.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Любовь, ревность, зависть, ненависть. В МХТ имени Чехова премьера — «Заговор чувств», Александра Сидорова, BFM.ru, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 МХТ имени Чехова представляет премьеру — спектакль «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Александр Калягин поздравил с юбилеем Александра Боровского, СТД РФ, 10.08.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 МХТ им. Чехова отметил свой День рождения читкой пьесы «Царь Фёдор Иоаннович», Нина Дунаева, Этажи, 2.11.2019 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Машков, Женовач и Гришаева получили «Хрустальную Турандот», ТАСС, 15.09.2019 Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019 Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019 Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему», Мария Михайлова, Театрал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Текст как герой: в МХТ почтили память Александра Солженицына, Николай Корнацкий, Известия, 12.12.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Главным художником МХТ им. Чехова станет сценограф Александр Боровский, РИА Новости, 23.04.2018 Труппе МХТ им. Чехова представили нового худрука (видео), Коммерсантъ, 23.04.2018 «Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014 Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014 Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014 В МХТ имени Чехова вернется обновленный спектакль «Номер 13», видеосюжет телеканала «Звезда», 21.01.2014 Машков представит новую версию своего спектакля «№ 13» в МХТ Чехова, Наталья Курова, РИА Новости, 21.01.2014 Знаменитая комедия «Номер 13» вновь на сцене Московского Художественного театра, видеосюжет Первого канала, 20.01.2014 Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014 Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012 Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009 МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009 Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Вечерняя Москва, 13.11.2009 МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009 Московский художественный театр завершает подготовку к премьере чеховского «Иванова», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.11.2009 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003 Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 |