Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Привет от Сирано

Ирина Алпатова, Культура, 1997
Как известно, оригинальных сюжетов в мировой литературе не так уж и много. Но на то и дана авторская фантазия, чтобы все в новых и новых вариантах компоновать привычные составляющие драмы: любовь, ревность, деньги, творчество. Ну и еще, естественно, добавлять «местного колорита» и временных примет. Яркий тому пример — «Сублимация любви» итальянца Альдо Де Бенедетти, поставленная в театре под руководством Олега Табакова и разыгранная на сцене МХАТа имени А. П. Чехова.

Преуспевающий депутат Леоне Саваста после неудачного свидания с некой Паолой обнаруживает у себя под диваном голодного и неудачливого, но талантливого драматурга Пьетро Дегани. После краткого выяснения отношений они заключают союз-компромисс: драматург уступает «авторство» пьес депутату для беспроблемной их постановки, получая взамен нешуточные гонорары, депутат же тешит свое тщеславие и, возможно, компенсирует оставшиеся в прошлом «души прекрасные порывы». Вопрос о славе остается спорным. А в качестве «награды» должна выступить вернувшаяся Паола, явно очарованная текстами, а потому оказавшаяся меж двух огней. Узнаете мотив? Ясно, что без привета от Сирано де Бержерака здесь не обошлось. Впрочем, не это главное. Де Бенедетти в сознании просвещенной театральной публики прочно закрепился как автор комедийно-шлягерный, ориентированный на коммерческий успех. И вдруг оказалось, что и в подобной драматургии есть простор и для интеллектуальных пикировок, адресованных прежде всего «своей» публике, с театром знакомой не понаслышке, и для утонченной иронии, да и просто для серьезных размышлений о метаморфозах человеческой судьбы. В общем, не пьеса, а конфетка, обернутая к тому же в красочный и привлекательный фантик. 

Его-то режиссер Александр Марин (бывший артист «Табакерки», ныне пребывающий в Канаде) и предпочел разыграть на сцене — без лишних сложностей и тонких нюансов, забавно и весело, но не слишком глубоко. Все действие происходит в изящной депутатской квартирке с претензией (сценография Александра Боровского), неотделимой от итальянского антуража, куда смело вторглась сама Пизанская башня.

Актеры тоже изрядно увлеклись комедийностью, примерив на себя броские и смешные, но все же поверхностные типажи. Олег Табаков — Леоне привычно-вальяжен, узнаваемо-комедиен и умело подает реплики с паузами, предназначенными для зрительской реакции и аплодисментов. В Паоле — Марине Зудиной, правда, интеллектуальных задатков не чувствуется (хотя ее героиня, между прочим, претендовала на какую-то там литературную премию). Она тут, скорее, играет в женщину-вамп с поступью топ-модели и грацией светской львицы. И только у Виталия Егорова — Дегани проскальзывали более тонкие нотки метаний между любовью, деньгами и художественным самоутверждением, но в полную силу пока не звучали.

Впрочем, окончательным критерием выбора между двумя «львами» (оригинальное название пьесы «Паола и львы») для Паолы послужил не столько талант, сколько качество мужских способностей. И тут справедливость наконец-то восторжествовала, поскольку драматург, подменивший депутата в полной темноте, отлично выполнил поставленную задачу, последнему же оставалось уныло держать свечу, вызывая очередной всплеск хохота у публики. И хотя неизвестно, поняла ли Паола — Зудина суть подоплеки, но свой номер телефона она, грациозно изогнувшись, оставила все-таки подлинному автору. А что там у них будет дальше, это совсем не наше дело.
Пресса
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021
Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019
МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, 16.09.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001