ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, Новые известия, 18.05.2000 Уильям Шекспир, как известно, дожил до 52 лет. Его ровесник, товарищ, коллега и конкурент Кристофер Марло был убит в возрасте двадцати девяти. У нас принято считать, что многообещающее драматургическое дарование пало от рук тайной полиции небезосновательные обвинения в атеизме и богохульстве сопровождали Марло всю его недолгую творческую жизнь. Англичане, по всей видимости, не желая выносить из своей островной избы сор веков, придерживаются иной версии: гибель Марло в Дептфорде трагическая случайность, результат пьяной потасовки. Как бы там ни было, его ранняя смерть лишила британскую и мировую литературу великого таланта, и «Трагическая история доктора Фауста», написанная за год до роковой развязки, лучшее тому подтверждение. Эта вещь впервые появилась на российской сцене, так что можно лишь удивляться ложной скромности Театра на Малой Бронной, а равно подслеповатости столичной прессы благодаря обоим факторам «Доктор Фауст» незаслуженно избежал пред- постпремьерной шумихи.Становится понятно, почему Шекспир так любил и так боялся Марло, они были похожи и шли «ноздря в ноздрю». Сумасшедшая компания гениальных людей, иначе не скажешь. Доктор Фауст Марло предвосхитил Гамлета; и далее, со всеми остановками вплоть до Раскольникова. Вопрос о правах дрожащей твари висит здесь в воздухе с настойчивостью и неразрешимостью То be or not to be. Однако в отличие от мощной философской доминанты «Фауста» гетевского пьеса Марло это именно пьеса, выстроенная свободно, немножко хаотично, с широтой и юмором, действительно способными на несколько ночей лишить сна даже самого Шекспира. Парочка простодушных приятелей-выпивох. Старый слуга, который пошел ученостью в хозяина, слова в простоте не скажет, но рыдает над «мыльной оперой», представляемой бродячим менестрелем. Наконец, сам менестрель классический по сегодняшним временам и новаторский по тем образ шута, умного, прозорливого и острого. Все вместе странный гибрид «Двенадцатой ночи» с «Королем Лиром». Слуга (Кирилл Разлогов) теряет весь свой комизм, становясь жертвой безжалостного хозяина, а шут (Александр Терешко) постепенно вырастает в одну из главных действующих фигур он является к Фаусту как его Черный человек. Эти метаморфозы уже плод режиссерской фантазии, так же, как главное перерождение спектакля Мефистофеля на Бронной играет женщина (Лариса Богословская). Легко противостоять чудищу с рогами и хвостом; значительно труднее избежать соблазнов, воплощенных в изящном, гибком, теплом женском теле. Мефистофель непривычного пола недвусмысленно демонстрирует Фаусту, где на самом деле находится «магическая книга», «читая» которую мужчина ощущает себя властелином мира Из простой и элегантной находки выросли, однако, дополнительные проблемы. Мефистофель(ша) вроде бы должна настаивать на чувственных радостях, до которых столь падок доктор Фауст, но эротики в спектакле почему-то мало. Фаусту следует, оставив несколько в стороне вопросы веры и безверия, сконцентрироваться на мучительной развилке между темной бездной греховного секса и высоким упоением настоящей любви, но Дмитрий Цурский играет человека не слишком обаятельного и сексуально как бы помягче выразиться не очень убедительного. Кроме того, ближе к финалу пьеса откровенно просаживается, в ней слова начинают перевешивать действие, становится скучно и тянет ежеминутно смотреть на часы Зато в «Докторе Фаусте» есть стильная готическая сценография, хорошая музыка, профессиональная пластика; есть режиссерское озорство на грани хулиганства (папа римский, дряхлая развалина, которого в силу ветхости сносят с лестницы на руках Александр Макаров) и, главное, великолепный текст Марло, который так и хочется цитировать, «Мудрость не всегда приходит под ручку с возрастом, случается, что возраст приходит один. ..». «Гораздо проще стать умным, чем перестать быть дураком». «Самая широкая улыбка у черепа». «Нужно иметь некоторый опыт, чтобы целоваться, как начинающий. ..». Что же касается сделанного Фаустом подробного описания человеческой кончины, возникает подозрение, что и в XVI столетии существовали люди, благополучно остававшиеся доживать после клинической смерти. Сам Марло слишком рано направил свой путь в страну, откуда никто не возвращался, но Человек, Которого Боялся Шекспир, стоит того, чтобы мы о нем не забывали. Пресса Константин Хабенский во второй раз дебютировал в режиссуре и заставил Треплева съесть чайку, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.12.2024 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Создание костюмов к спектаклю «Дядя Ваня». Видеоэссе с участием Светланы Колпаковой и Марии Даниловой, Медиацентр МХТ, 13.03.2023 Сергей Собянин вручил премии в области литературы и искусства, официальный сайт Мэра Москвы, 22.09.2020 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 «Боюсь стать Колей». Моменты. Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 25.05.2017 Спектакль «Механика любви», afishas.ru, 21.12.2016 «Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016 Танец на граблях, или В стране невыученных уроков, Ирина Алпатова, Театр, 24.01.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 МХТ им. Чехова в декабре представит рок-спектакль «Бунтари», РИА Новости, 17.12.2015 Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014 Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Зачем так много думать, Александр Соколянский, Время новостей, 17.11.2004 Три сестры, Майа Одина, Афиша, 21.09.2004 Без верхушек, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.09.2004 Условие Клеопатры, Елена Левинская, Театр, № 4, 10.2002 Поговорим о странностях любви к театру, Екатерина Васенина, Новая газета, 30.09.2002 Под сенью бабушек в цвету, Екатерина Васенина, Новая газета, 22.04.2002 Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001 Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, Культура, 22.02.2001 Не до конца, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.02.2001 Шерше ля Мефистофель-фам, Марина Давыдова, Время новостей, 7.08.2000 Это штука посильнее
, Ирина Родионова, Сегодня, 7.08.2000 Новая чертовщина на Патриарших, Елена Ямпольская, Новые известия, 18.05.2000 |