ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, 27.04.2000 Помощник художественного руководителя (сценографа) Дамир Исмагилов пришел в Большой театр всего три года назад. Но за это время как художник по свету он работал почти над десятком новых спектаклей, среди которых «Лебединое озеро», «Аида», «Любовь к трем апельсинам», «Франческа да Римини», «Русский Гамлет». В Большой театр меня пригласил Сергей Михайлович Бархин. Мы с ним познакомились еще в 1983 году на выпуске спектакля «Татуированная роза» Тенесси Уильямса на Малой сцене Художественного театра и с тех встречались на выставках, общались, обменивались мнениями. Я наблюдал за его спектаклями, мне они очень нравились. Поэтому, когда представилась возможность поработать вместе, я согласился. Моим первым спектаклем в Большом театре стало «Лебединое озеро», над которым мы работали с балетмейстером-постановщиком Владимиром Васильевым и художником Марине Азизян. Вы знаете, почему он выбрал именно вас? Чем вы занимались до Большого театра? Очень большое количество времени я работал и сейчас работаю в Художественном театре у Олега Николаевича Ефремова. Сотрудничаю с другими театрами: «Новой оперой», Театром имени Пушкина, Российским молодежным театром, Театром на Малой Бронной. Часто выезжаю за пределы Москвы, например, в Омск и Новосибирск. Раньше много занимался Казанским оперным театром. Правда, не ставил, а ездил с ними на гастроли, создавал новые версии светового оформления спектаклей. Я не боюсь новой работы, любой площадки. Театральных художников знаю почти всех: с Боровскими, Давидом Львовичем и Александром Давидовичем, встречался на постановках у Табакова, с Валерием Яковлевичем Левенталем во МХАТе и других городах (наш последний серьезный спектакль «Три сестры»), сотрудничал с Китаевым, с Сельвинской, с Бенедиктовым. В Большом театре я вновь встретился с Шейнцисом, с которым знаком много лет и вместе работал во МХАТе, с Устиновым, с которым встречался на постановках в Театре имени Станиславского и антрепризах. То есть существует круг художников, которые постоянно приглашают вас в свои постановки? Да, в сезон я ставлю до 12-15 спектаклей в разных городах. Эту возможность мне дает Сергей Михайлович. Мы оговорили, что я являюсь его помощником, веду все его дела, помогаю во всем. Но Большой театр никогда не ставит препон, если есть возможность отпустить человека на несколько дней в другую постановку. По интенсивности вашей работы создается впечатление, что художники по свету в дефиците. Все так работают. Наше дело требует большого опыта. К тому же требуются большая работоспособность и образование. Если человек хочет, если он видит свет, понимает свет, он может вырасти в хорошего художника по свету. Но для этого надо иметь колоссальное желание и немножечко от Бога. Где получали образование вы и как вообще люди приходят в вашу профессию, ведь это не самая популярная на свете специальность? Для этого есть театральные училища, мама или папа могут предложить сыну или дочери туда пойти. Я совершенно случайно попал в осветители. Брат принес объявление о приеме в училище в приложении к «Вечерней Москве», мне стало интересно. Пошел учиться. Мне понравилось, и я занимаюсь этим 25 лет. Но образование только база, на которой можно развиваться. Чтобы стать профессионалом, нужен опыт работы с разными людьми, потому что у одного художника одни требования, у второго другие. Оборудование в разных театрах разное, поэтому, работая художником по свету, я уже абсолютно сознательно поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ и окончил вечернее отделение. Так что знаю весь технологический процесс театра. У кого вы учились? Меня много хороших людей учило. Но я учился в основном у художников. Были и коллеги, которые помогали. Абрам Максович Драбкин художник по свету Художественного театра. Александр Абрамович Чертог завкафедрой театрального училища. Игорь Александрович Ефимов и Ефим Леонидович Удлер старейшие художники по свету Художественного театра, Ефимов Вячеслав Ефимович заведующий постановочной частью Художественного театра, ныне директор. Сейчас учусь у Сергея Михайловича Бархина, у Валерия Яковлевича Левенталя. У каждого художника есть чему поучиться. А ученики у вас есть? Нет, я слишком молод. Правда, я преподавал в ТХТУ, у меня был курс. Из них восемь человек пришли на работу во МХАТ. Но не могу сказать, что это мои ученики, они ученики Художественного театра. В Большом вы ставите свет во всех спектаклях? Нет. Художественное руководство стремится как раз к тому, чтобы в работе над спектаклями были задействованы все художники по свету Большого театра чтобы мы смотрели друг на друга и учились, чтобы была здоровая конкуренция, чтобы на гастроли спектакль вывозил работавший над ним художник, и это бы не прерывало подготовку премьер в Москве. В Большом огромные спектакли, и требуется колоссальная энергия, сила воли, чтобы собрать их в срок, тем более что сроки эти обычно небольшие. Для того чтобы все успеть, нужно быть предельно собранным, предельно подготовленным творчески и технически. Вашу работу можно назвать творческой? Насколько самостоятелен художник по свету? Если режиссер и художник хотят, чтобы в работе участвовал художник по свету, я вступаю в постановку на первом этапе. Мы встречаемся, режиссер определяет концепцию спектакля, художник показывает эскизы, и мы все придумываем вместе. Я, зная оборудование Большого театра, пытаюсь художественный язык режиссера и художника перевести на технический, на возможности нашей аппаратуры. Потом начинается изготовление декораций. В это время нужно наблюдать, что в них связано со светом. Есть другой вариант: я прихожу, когда макет уже готов. Тогда подстраиваюсь под то, что имеется. После того как готов график выпуска спектакля, я готовлю документацию для цеха, то есть рассказываю каждому сотруднику, что и как он должен сделать на спектакле, где какой фильтр ставится, какой номер, какой цвет, на какой прожектор, какое конкретно оборудование должно быть подготовлено. Потом провожу светомонтировочные репетиции и из той схемы, которая оговорена с художником и режиссером, мы составляем световую партитуру, записываем ее в компьютер, чтобы ее легко можно было воспроизвести. Это механизм работы художника по свету в любом театре. Для того чтобы оформлять спектакль в музыкальном театре, нужна музыкальная подготовка? У меня ее нет. Но музыкальный театр высший эталон сложности. Он требует колоссального опыта работы. Здесь все подчинено музыке, в том числе и световые переходы. Но самое сложное всегда самое интересное. А есть разница в работе над оперой и над балетом? Конечно: в балете свет проще, если это не современный европейский балет, где практически все построено на свете. Классический балет не требует специальных эффектов, специального оформления. Все происходит по упрощенной схеме. Если партитура света записана, почему он с годами меняется? С годами меняется аппаратура. Иногда возникают новые редакции на гастролях. Возникают субъективные изменения. Обычно на спектакле работает один и тот же осветитель, который его досконально знает. Если приходит другой человек, он делает чуть-чуть меньше диаметр луча, чуть-чуть выгорела лампа или фильтр и все меняется. Поэтому авторы спектакля должны прийти и внести изменения в партитуру. Насколько светоаппаратура Большого театра современна? В Большом театре идет постоянная реконструкция, художники по свету стараются использовать современное оборудование. Но не всегда это удается. Сейчас идет реконструкция, и мы не можем глобально менять свет. Это проблема финансовая? Не только. Через год-два мы все равно въедем в новое здание, где будет суперсовременное оборудование. Которым пока никто не владеет ни в Москве, ни в Европе. Но если для какого-то спектакля нужен специальный свет, театр идет на то, чтобы купить для этого аппаратуру. Например, для «Франчески да Римини» нужен был специальный световой занавес, облака специальные мы купили экраны. Нужно было в «Трех апельсинах» боковые мосты построить построили. Нужен был для «Русского Гамлета» верхний свет повесили, и он работает. Администрация не ставит перед художниками никаких препон. Главное, чтобы были вовремя и грамотно сформулированы задачи. Как осваивается новая аппаратура? Книжки надо читать, специальные журналы. Общаться с коллегами. Что-то новое возникает в шоу-бизнесе, в театре. Многие фирмы присылают в Большой театр свою рекламную продукцию. Информация поступает, просто ее надо адсорбировать. Когда много работаешь, находишься в курсе новинок. Где светотехника развивается быстрее в театре или в шоу-бизнесе? В шоу-бизнесе на несколько шагов впереди идет. Она немножечко другая, но могла бы и в театре использоваться. Правда, стоит колоссальных денег. Неужели вам, как профессионалу, в таком случае не интереснее работать в шоу-бизнесе? В российском шоу-бизнесе я работаю, и мне неинтересно. Наш шоу-бизнес отличается от западного тем, что он вторичен. В европейском я, может, поработал бы. Для вас профессионала, имеющего большой опыт работы, Большой театр перспективен? Работа в Большом театре это большая честь. Что бы ни говорили, это первый театр страны. Для меня здесь было новое пространство, другой масштаб. Ни с чем другим его не сравнить. Можно работать в драматическом театре, делать спектакли на малой сцене, снимать телевизионную программу в павильоне или заниматься шоу-бизнесом. Везде есть свои нюансы, которые я освоил. Большой театр новый этап в моей жизни. Кажется, я начинаю подступать к тому, чтобы понять его. Еще десяток спектаклей и можно будет владеть этим пространством. Пресса Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Дамир Исмагилов – о спектакле «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021 Бульвар им. Маргариты Леско. О новом спектакле Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова, Сергей Николаевич, Сноб, 5.03.2021 Что может быть лучше плохой погоды / «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова, Виктория Пешкова, Страстной бульвар, 10, 3.03.2021 Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021 Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021 На сцене МХТ им. Чехова премьера спектакля «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.01.2021 Растительная жизнь: тургеневское сено и апельсины Вознесенского, Влад Васюхин, Известия, 1.01.2021 Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020 МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020 «Месяц в деревне» — первая премьера сезона в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.12.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Телеверсия вечера «Ваш А. Солженицын» (запись 2018 года), телеканал «Культура», 8.05.2020 Чудо света, Елена Федоренко, Культура, 20.09.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015 Пошла хорошая карта, Ольга Егорова, Новые известия, 16.10.2007 В одном черном, черном городе?, Екатерина Кретова, Московский Комсомолец, 8.10.2007 Дама полутьмы, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 8.10.2007 Вниз по аллее, Алиса Никольская, Взгляд, 1.06.2007 Чистейшей оперы чистейший образец, Варвара Турова, Время новостей, 23.05.2007 Ленского замели, Мария Бабалова, Известия, 21.05.2007 Большой компьютерный, Петр Поспелов, Ведомости, 27.04.2007 Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007 Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007 В кассу!, Итоги, 10.10.2005 СМЭШки в зале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.10.2005 Ромео стал тенором, Ольга Егошина, Новые известия, 30.08.2005 Одолженный смех, Глеб Ситковский, Новые известия, 30.08.2005 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 |