Оскарас Коршуновас

Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Режиссёр, художественный руководитель OKT / Вильнюсский городской театр.

Оскарас Коршуновас родился 6 марта 1969 года в Вильнюсе. В 1993 году окончил Вильнюсскую музыкальную академию (курс Йонаса Вайткуса) со степенью магистра по театральной режиссуре. Ещё будучи студентом, Коршуновас представил трилогию «Там быть тут», «Старуха» и «Здравствуй, Соня, Новый год» по мотивам произведений русских авангардистов XX века Даниила Хармса и Александра Введенского. Уже в то время молодой режиссер выделялся своим необычным театральным языком. Первые спектакли, в том числе «P.S. дело OK» Сигитаса Парульскиса и «Роберто Зукко» Бернара-Мари Кольтеса, созданные под эгидой Литовского государственного академического драматического театра (ныне называемого Литовским национальным драматическим театром), часто называли отдельным организмом, театром в театре. Театральные критики, называя свои статьи: «Театр Оскараса Коршуноваса?», предполагали неизбежное появление нового театра.

В 1998 году режиссер вместе с несколькими единомышленниками основал независимый театр под названием Театр Оскара Коршуноваса, сокращенно – ОКТ. Коршуновас при содействии приглашенных режиссеров создал репертуар, который включает в себя как современную драму, так и классические постановки. Кредо режиссера ставить классику как современные пьесы, отмечая моменты, актуальные сегодняшнему дню, а современные пьесы – как классику, передающую то, что универсально и вне времени, стало парадигмой в этот творческий период. По мнению режиссера, современный театр должен отражать сегодняшний день, а иногда даже опережать время, предсказывать будущее и выступать в качестве предупреждения. “Shopping and Fucking” Марка Равенхилла, «Сон в летнюю ночь» и «Самая прекрасная и плачевная трагедия Ромео и Джульетты» Уильяма Шекспира, «Огнеликий» Мариуса фон Майенбурга, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Эдип-царь» Софокла, «Изображая жертву» братьев Пресняковых и другие спектакли, ставшие краеугольными камнями репертуара театра и его зарубежных гастролей, были поставлены в соответствии с вышеупомянутыми принципами и кредо.

«Гамлет» Уильяма Шекспира, представленный в 2008 году, и работа над пьесой ознаменовали начало нового этапа в биографии Оскараса Коршуноваса. Режиссер открыл новое рабочее пространство — студию ОКТ и повернул в сторону лабораторных исследований. «На дне» Максима Горького – абсолютный пример театральной лаборатории, созданной в необычном пространстве студии ОКТ, идущий там до сих пор. «Миранда», основанная на пьесе Шекспира «Буря» и других его произведениях, также родилась в студии ОКТ и была перемещена на большую сцену только перед ее премьерой. «Чистые» Сары Кейн, «Свадьба» Бертольда Брехта, «Танец „Дели“» Ивана Вырыпаева, «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя, «Покушения на ее жизнь» Мартина Кримпа, «Скользящая Люче» Лауры Синтия Черняускайте, «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова – последние постановки Оскара Коршуноваса, выпущенные в студии OKT.

Главный приз Эдинбургского фестиваля, полученный в 1990 году студентом театральной режиссуры, стал символическим началом, которое проложило путь к самым выдающимся международным наградам. Самая престижная из них – Европейская театральная премия в номинации «Новая реальность» – была вручена Коршуновасу в 2006 году. В 2009 году Оскарасу Коршуновасу было присвоено почетное звание кавалера французского ордена Литературы и Искусств, а в следующем году он был награжден главным призом Ежегодного собрания Мейерхольда. Церемония награждения почти каждого международного фестиваля с участием театра ОКТ не проходит без упоминания имени Оскараса Коршуноваса.

«Сон в летнюю ночь», “Shopping and Fucking”, «Самая прекрасная и плачевная трагедия Ромео и Джульетты», «На дне», «Миранда» и «Изгнание» завоевали награды театральной премии Литвы «Золотой крест сцены» за лучшую постановку года. Трилогия ОБЕРИУ была отмечена в категории молодых театральных художников. В 2002 году Оскарас Коршуновас стал лауреатом Литовской национальной премии в области искусства и культуры. В 2004 году он получил премию Святого Христофора за вклад в культуру Вильнюса. В 2012 году министр культуры Арунас Гелунас наградил Коршуноваса медалью Министерства культуры «Неси свой свет и верь».

Участие в международных фестивалях, спектакли и проекты в зарубежных театрах охватывают Соединенные Штаты, Южную Корею, Австралию, Аргентину и территорию между ними. Каждый год театр ОКТ появляется на более чем десяти различных сценах в разных частях света. Отсюда и девиз режиссера и его театра: только находясь «там», мы можем остаться «здесь».

Спектакли Оскараса Коршуноваса:

1990– «Там быть тут», пьеса Даниила Хармса и Александра Введенского, Музыкальная академия Литвы / Академический театр драмы / Молодежный театр, Вильнюс, Литва;
1992– «Старуха», пьеса Даниила Хармса, Академический театр драмы;
1993– «Елизавета Бам», пьеса Даниила Хармса, Городской театр Пархем, Германия;
1994– «Здравствуй, Соня, Новый год», пьеса Александра Введенского, Академический театр драмы;
1994– «Старуха 2», пьеса Даниила Хармса, Академический театр драмы;
1995– «Летучий Голландец», опера Рихарда Вагнера, Литовский национальный театр оперы и балета;
1997– «P.S. дело OK», пьеса Сигитаса Парульскиса, Академический театр драмы;
1998– «Роберто Зукко», пьеса Бернара-Мари Кольтеса, Академический театр драмы;
1998– «Елизавета Бам», пьеса Даниила Хармса, театр «Студия», Варшава, Польша;
1998– «Коко», пьеса Бернара-Мари Кольтеса, ОКТ / Литовский национальный театр оперы и балета, Вильнюс, Литва;
1999– “Shopping and Fucking”, пьеса Марка Равенхилла, ОКТ, Вильнюс, Литва;
1999– «Сон в летнюю ночь», комедия Уильяма Шекспира, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2000– “Vienos nakties susitikimas”, пьеса Горана Стефанофски, ЕС - Культура 2000, ТЕОРЕМА / Институт Швеции;
2000– «Огнеликий», пьеса Мариуса фон Майенбурга, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2000– «Мастер и Маргарита», роман Михаила Булгакова, инсценировка Сигитаса Парульскиса, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2001– «Санаторий под клепсидрой», по рассказам Бруно Шульца, театр «Студия», Варшава, Польша;
2001– «Мы не пироги», по произведениям Даниила Хармса и Александра Введенского, Национальный театр драмы, Осло, Норвегия;
2001– «Паразиты», “, пьеса Мариуса фон Майенбурга, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2002– „Страсть“, пьеса Сары Кейн, со-режиссер Повилас Лауринкус, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2002– „Эдип-царь“, трагедия Софокла, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2003– „Зима“, пьеса Джона Фоссе, Национальный театр драмы, Осло, Норвегия;
2003– „Чистые“, пьеса Сары Кейн, Королевский драматический театр, сцена „Эльверкет“, Стокгольм, Швеция;
2003– „Самая прекрасная и плачевная трагедия Ромео и Джульетты“, трагедия Уильяма Шекспира, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2004– „Холодный ребенок“, пьеса Мариуса фон Майенбурга, Драматический театр Клайпеды, Литва;
2004– „Кантио“, современная опера Шэрон Линн Джойс и Викинтаса Балтакаса, ОКТ / Фестиваль „Гайда“ / Мюнхенская биеннале;
2004– „Одиночество вдвоем“, пьеса Сигитаса Парульскиса, фестиваль „Гайда“;
2005– „Город“, пьеса Евгения Гришковца, со-режиссер Саулюс Миколайтис, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2005– „Смерть Тарелкина“, пьеса А. В. Сухово-Кобылина, Московский театр “Et Cetera”, Россия;
2005– „По мотивам правды“, пьеса Альмира Имсиревича, Московский театр “Et Cetera”, Россия;
2005– „Изображая жертву“, пьеса Владимира и Олега Пресняковых, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2006– „Путь в Дамаск“, пьеса Августа Стриндберга, Национальный театр драмы, Осло, Норвегия;
2006– “Make-up opera”, Бируте Мар, Антанас Кучинскас, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2006– „Зима“, пьеса Джона Фоссе, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2006– „Волшебная флейта“, опера Вольфганга Амадей Моцарта, Театр Реджо, Турин, Италия;
2007– „Укрощение строптивой“, пьеса Уильяма Шекспира, Комеди Франсез, Париж, Франция;
2008– „Те очи“, пьеса Джона Фоссе, Европейская столица культуры, проект „Сказки в ландшафте“, полуостров Лундсне, Ставангер, Норвегия;
2008– „Гамлет“, трагедия Уильяма Шекспира, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2010– „Укрощение строптивой“, пьеса Уильяма Шекспира, Александринский театр, Санкт-Петербург, Россия;
2010– „На дне“, пьеса Максима Горького, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2010– „Буря“, пьеса Уильяма Шекспира, Городской театр Рейкьявика, Исландия;
2011– „Тартюф“, пьеса Мольера, Орхусский театр, Дания;
2011– „Миранда“, основанная на пьесе „Буря“ Уильяма Шекспира, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2011– „Изгнание“, пьеса Мариуса Ивашкявичюса, Литовский национальный драматический театр, Вильнюс, Литва;
2012– „Пер Гюнт“, пьеса Генрика Ибсена, Национальный театр драмы, Осло, Норвегия;
2012– „Собор“, драма Юстинаса Марцинкявичюса, Литовский национальный драматический театр, Вильнюс, Литва;
2013– „Последняя лента Крэппа“, пьеса Сэмюэля Беккета, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2013– „Фиделио“, опера Людвига ван Бетховена, Национальная опера Бергена, Берген, Норвегия;
2013– „В поисках утраченного времени“, музыкальный спектакль по роману Марселя Пруста, фестиваль „Гайда“, Вильнюс, Литва;
2014– „Чайка“, пьеса А. П. Чехова, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литва;
2014– „Изгнание“, пьеса Мариуса Ивашкявичюса, Театр „Дайлес“, Рига, Латвия;
2014– „Зима“, пьеса Джона Фоссе, Театр дель Джильо, Лукка, Италия;
2015– Фиделио“, опера Людвига ван Бетховена, Литовский национальный театр оперы и балета, Вильнюс, Литва;
2015– „Елизавета Бам“, пьеса Даниила Хармса, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литовский национальный драматический театр, Вильнюс, Литва;
2015– „Мученик“, пьеса Мариуса фон Майенбурга, Литовский национальный драматический театр, Вильнюс, Литва;
2015– „Наш класс“, пьеса Тадеуша Слободзянека, Национальный театр драмы, Осло, Норвегия;
2015– „Миранда“, основанная на пьесе „Буря“ Уильяма Шекспира, Театр „Порейя“, Афины, Греция;
2016– „Эгле – королева ужей“, литовская народная сказка, Литовский национальный драматический театр, Вильнюс, Литва;
2016– „Свадьба“, пьеса Бертольда Брехта, ОКТ, Вильнюс, Литва;
2016– „Мера за меру“, пьеса Уильяма Шекспира, Драматический театр, Варшава, Польша;
2016– „Чистые“, пьеса Сары Кейн, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Литовская академия музыки и театра, Вильнюс, Литва;
2017– „Танец „Дели““, пьеса Ивана Вырыпаева, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Вильнюс, Литва;
2017– „Чистые“, пьеса Сары Кейн, Национальный театр драмы, Осло, Норвегия;
2018– „Сумасшедший“, по повести Николая Гоголя „Записки сумасшедшего“, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Вильнюс, Литва;
2018– „Покушения на ее жизнь“, пьеса Мартина Кримпа, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Вильнюс, Литва;
2019– „Скользящая Люче“, пьеса Лауры Синтия Черняускайте, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Вильнюс, Литва;
2019– „Человек из Подольска“, пьеса Дмитрия Данилова, ОКТ / Городской театр Вильнюса, Вильнюс, Литва;
2019– „Наш класс“, пьеса Тадеуша Слободзянека, Драматический театр Клайпеды, Литва.

Награды:

1990– Fringe First Awards на Эдинбургском международном театральном фестивале за спектакль „Там быть тут“, Эдинбург, Шотландия;
1991– специальный приз Торуньского международного театрального фестиваля „Контакт“ за спектакль „Там быть тут“, Торунь, Польша;
1991– Fringe First Awards на Эдинбургском международном театральном фестивале за спектакль „Там быть тут“, Эдинбург, Шотландия;
1993– награда за лучшую режиссерскую работу на Санкт-Петербургском международном театральном фестивале за спектакли „Там быть тут“ и „Старуха“, Санкт-Петербург, Россия;
1993– награда Севастопольского международного театрального фестиваля „Херсонские игры“ за спектакль „Там быть тут“, Севастополь, Россия;
1993– награда „Петербургского театрального журнала“ за спектакль „Там быть тут“, Санкт-Петербург, Россия;
1994– награда Литовского театрального союза за спектакль „Здравствуй, Соня, Новый год“;
1995– награда Банка Шотландии “Herald Angels Awards” на Эдинбургском международном театральном фестивале за спектакль „Здравствуй, Соня, Новый год“, Эдинбург, Шотландия;
1995– награда Литовской театральной премии “Kristoforas” как лучшему молодому художнику за трилогию „Там быть тут“, „Старуха“ и „Здравствуй, Соня, Новый год“;
1997– специальный приз „Фонда Сороса“ на Рижском театральном фестивале „Новый человек“ (“Homo Novus”) за спектакль „P.S. дело OK“, Рига, Латвия;
1998– награда Торуньского международного театрального фестиваля „Контакт“ за спектакль „Старуха 2“, Торунь, Польша;
2000– награда Литовской театральной премии “Kristoforas” как лучшему режиссёру за спектакль „Сон в летнюю ночь“;
2000– награда Литовской театральной премии “Kristoforas” как лучшему режиссёру за спектакль “Shopping and Fucking”;
2000– Вторая премия Торуньского международного театрального фестиваля „Контакт“ („Лучший спектакль“) за „Сон в летнюю ночь“, Торунь, Польша;
2001– Европейская театральная премия в номинации „Новые театральные реалии“;
2001– награда фестиваля “MESS” как лучшему молодому режиссеру за спектакль „Мастер и Маргарита“, Сараево, Босния и Герцеговина;
2002– награда театральной премии “Montblanc” „Премия проекта молодых режиссеров“ на Зальцбургском международном театральном фестивале за спектакль „Эдип-царь“, Зальцбург, Австрия;
2002– награда Литовской национальной премии в области культуры и искусства за спектакль „Эдип-царь“;
2003– Орден Великого князя Литовского Гедиминаса (государственная награда Литовской республики);
2003– награда критиков на фестивале “MESS” за спектакль „Эдип-царь“, Сараево, Босния и Герцеговина;
2003– награда театральной премии „Золотой крест сцены“ за спектакль „Самая прекрасная и плачевная трагедия Ромео и Джульетты“;
2003– награда театральной премии „Золотой крест сцены“ за спектакль „Холодный ребенок“;
2004– награда премии Литовского института “LT Identity” за весомый вклад в представление культуры Литвы;
2004– награда Литовской театральной премии „Золотой крест сцены“ за спектакли „Самая прекрасная и плачевная трагедия Ромео и Джульетты“ и „Холодный ребенок“;
2004– Гран-при “Mira Trailovi” на Белградском международном театральном фестивале за спектакль „Самая прекрасная и плачевная трагедия Ромео и Джульетты“, Белград, Сербия;
2006– Европейская театральная премия в номинации „Новая реальность“;
2006– „Золотой Крест“ за заслуги от президента Польши, Варшава, Польша;
2009– Почетное звание кавалера французского ордена Литературы и Искусств, Париж, Франция;
2010– Первая премия Ежегодного собрания Мейерхольда, Москва, Россия;
2010– награда премии „Золотой крест сцены“ за лучшую режиссуру и лучшую постановку за спектакль „На дне“;
2011– награда театральной премии „Золотой крест сцены“ за спектакль „Изгнание“;
2011– награда театральной премии „Золотой крест сцены“ за спектакль „Миранда“;
2012– медаль Министерства культуры Литвы „Неси свой свет и верь“;
2012– награда в номинации „Лучший режиссёр“ на международном театральном фестивале „Контакт“, Торунь, Польша;
2013– награда премии “Hedda” как лучшему режиссёру года за спектакль „Пер Гюнт“, Осло, Норвегия;
2013– награда за лучшую режиссуру и лучший спектакль на Хорватском международном фестивале малых сцен за спектакль „Миранда“, Риека, Хорватия;
2014– награды в номинациях „Лучший режиссёр“, „Специальный приз критиков“ и „Лучший спектакль“ на международном театральном фестивале „Контакт“ за спектакль „Чайка“, Торунь, Польша;
2014– „Премия критиков“ за спектакль „Чайка“ и Приз зрительских симпатий за спектакль „Последняя лента Крэппа“ на международном театральном фестивале „Балтийский дом“, Санкт-Петербург, Россия;
2015– Орден Полярной звезды (Командор Большого креста), Швеция;
2018– главный приз и Приз зрительских симпатий на фестивале „Андриевский Фест“ за спектакль „Сумасшедший“, Киев, Украина;
2018– специальный приз критиков на международном театральном фестивале „Балтийский дом“ за спектакль „Сумасшедший“, Санкт-Петербург, Россия. 
Спектакли в МХТ
Чайка, Сценография
Пресса
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
В МХТ имени Чехова открылась выставка «Чайка. Перезагрузка», видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2020
Коршуновас vs Станиславский, Ксения Данцигер, Экран и сцена, 27.02.2020
Интервью с Оскаросом Коршуновасом, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Театр в 2020 году: 12 главных событий, Алла Шендерова, The City, 13.01.2020