Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

Оскарас Коршуновас о работе в Художественном театре

Ровно два месяц назад в знаменитом Художественном театре прошла премьера моей «Чайки». Уже два месяца «Чайка» не летает – состоялось всего три спектакля. Три месяца репетиций. Три недели я сидел на стуле великого Станиславского (это не метафора – репетиции на сцене я вёл, сидя на стуле, на котором сидел и Станиславский, когда репетировал свои спектакли; на этом месте сейчас висит табличка – на ней вырезаны его фамилия и инициалы). Ставить «Чайку» «на земле» (допустим, в театре ОКТ (Oskaro Koršunovo teatras) – это одно, а на Олимпе – совсем другое. Ну а если вдобавок хочешь не просто поставить хороший спектакль, а ещё и перепрограммировать Олимп, очистить богам кровеносные сосуды – это уж, поверьте, совершенно другое дело. Чтобы понять, почему я так смело, хотя и несколько иронически называю МХТ театральным Олимпом, нужно слегка включить воображение. 
Так вот представьте себе, в Москве тысяча театров, а во всей России их больше, вероятно, раз в десять. Во все времена неоспоримо главным театром России был Художественный. Там работали Антон и Михаил Чеховы, Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Булгаков, Эфрос, Ефремов и так далее. Поимённое перечисление актёров не буду и начинать. МХТ – это актёрское созвездие, с которым никакие иные созвездия не сопоставимы. Так было всегда, так это и сейчас.
Сидя в буфете МХТ, я чувствовал себя словно в музее восковых скульптур, только все эти знаменитости были не восковыми, хотя большинство и сошло как будто с экрана чёрно-белого телевизора из моего детства. Что это реальные люди, я понимал только тогда, когда они улыбались и здоровались ПО-ЛИТОВСКИ! Почти все актёры старшего поколения знают хотя бы несколько литовских слов. Все они вспоминают гастроли в Литве, в Вильнюсе и Каунасе, ну и, конечно, не забывают Друскининкай и Палангу. Паланга – это потерянный рай их юности, западный мир, который они вспоминают с ностальгией и уважением. Ну а легенда русского кино и театра Станислав Любшин, который в моём спектакле играет Сорина, подростком жил в Вильнюсе. Его истории про Вильнюс – невероятны. Он видел Три креста, ещё не снесённые Сталиным, сплавлялся по Нярису между брёвен, ловил рыбу с тех мостов, которых в Вильнюсе давно нет – увидеть их можно только на старинных фотографиях.
Но МХТ – не только театр «динозавров». В нынешнем Художественном театре ещё ощутим дух Табакова. Здесь обрело известность и поколение современных русских режиссёров: Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов и другие. Переоценить МХТ невозможно: уроки Художественного театра – основа Голливуда, школы Ли Страсберга и так далее, этот метод преподаётся по всему миру.
Возможно ли в таком месте не трястись и не дрожать? Возможно, если ты из Литвы, если ты родом из литовских театральных пустошей. Можно поломать не только традицию, но и стул Станиславского, как-то затрещавший под моим задом, когда я, размахивая руками, объяснял актёрам, как, чёрт побери, нужно сегодня играть Чехова.
Хотя МХТ и начался с «Чайки», потом её тут мало кто ставил. Уж очень давил авторитет и висящая на занавесе эмблема Художественного театра – чайка, напоминающая крест. Брать этот крест никто не хотел, поэтому за всю столетнюю историю МХТ постановок «Чайки» было лишь четыре, и каждая становилась историческим событием. Моя была пятой. И хотя сыграть успели только три спектакля (потом театр закрылся из-за карантина), очевидно, что она тоже уже стала историческим событием. Трижды прокричав, моя «Чайка» сумела пробудить всю театральную жизнь Москвы. Я не преувеличиваю. Для того, чтобы её крик был пронзительным, потребовалось отдать очень много сил, и не только мне. Всем актёрам, которым сейчас я глубоко внутри очень благодарен, хотя бывало всякое. Ну и конечно, всей творческой команде, которая, как они сами говорят, была целиком из Прибалтики: Гинтарас Содейка, Агне Кузмицкайте, Ирина Комиссарова, Артис Дзерве, Эугениюс Сабаляускас. Надеюсь, что, когда карантин закончится, у меня будет возможность вернуться в Москву и возродить «Чайку» для нового полёта, который, надеюсь, продлится ещё десятилетия. 

Источник — FB Оскараса Коршуноваса