ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | О визуальном решении спектакля «Ювенильное море»Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020 Премьера спектакля «Ювенильное море» в МХТ имени Чехова 10 и 11 октября. Создать на сцене фантасмагорический мир платоновской прозы – задача непростая. О визуальном решении постановки рассказывает режиссер Наталья Назарова. – Сценограф нашего спектакля Юлиана Лайкова. Выпускница мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в РАТИ, по образованию она и режиссер, и художник. Поэтому у нее широкое мышление, объемный взгляд. Юлиана – человек, который никогда не успокаивается. Есть в ней такое хорошее театральное безумие, которое я очень люблю. Когда мы начали работать, она буквально забрасывала меня идеями, могла в час ночи присылать по пятьдесят оттенков ржавчины, которой должны быть изъедены находящиеся на сцене предметы. Пространство «Ювенильного моря» – пустыня. Песок здесь как некая первоматерия – из тех времен, когда Земля только создавалась, и над нею носился дух Божий. Правда, в Ветхом Завете сказано: «Дух Божий носился над водой», а у нас – над песком. Это диковатое место, край земли, Азия. Ведь для нашего сознания Азия и есть край земли. Пески, а после них уже будто и нет ничего. Еще один важный образ – это Солнце. Взят он из повести Андрея Платонова «Впрок», в котором колхозники сотворили электрическое светило. По их замыслу оно должно было заменить настоящее, но горело полчаса, а потом потухло. Это безумное рукотворное солнце и восходит над нашим краем земли – над совхозом с символическим названием «Доброе начало». Творческим толчком для создания спектакля во многом для меня стала фраза философа Алексея Федоровича Лосева, которую я когда-то прочла. Он сделал открытие, что советское государство было не материалистическим, а религиозным – античным государством языческого типа. Наше «Ювенильное море» – это немного сочетание Азии с Грецией. Персонажи Платонова все чуть-чуть боги, и каждый пытается создавать свой мир. Кузнец Кемаль, которого играет Павел Ващилин, – это Гефест, бог огня. Николай Вермо в исполнении Евгения Перевалова – Аполлон. Он музыкант, универсал, человек множества профессий. Люди, которые строили новое советское государство, были чистой воды язычниками. У них была вера в стихию, в металлы, они поклонялись мертвым, строили им гробницы и водили туда детей, чтоб те клялись продолжать их дело. Их пантеистический взгляд на жизнь и наглость ниспровергателей вселенных мы и хотели передать. На фото Александра Иванишина – макет к спектаклю «Ювенильное море». Пресса Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023 «Моя жизнь» в МХТ им. Чехова: «Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу», Елена Вилле, Мир 24, 22.12.2021 Сестра его – жизнь, Мила Денёва, Театр, 25.10.2021 Как страшный сон
, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020 Коллективные иллюзии, Елена Алдашева, Театральная афиша столицы, 22.11.2020 «Ювенильное море»: фильм о создании спектакля, 22.11.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море» по повести Платонова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 15.10.2020 На Малой сцене МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море», видеосюжет телеканала «Культура», 8.10.2020 Новый взгляд на театр: чем порадует МХТ им. Чехова в новом сезоне, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.10.2020 Сценограф Юлиана Лайкова: «Платонов – это отдельная планета, идешь как по минному полю и не знаешь, где взорвется», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 5.10.2020 В МХТ выпускают комедию о коллективных иллюзиях по Платонову, Елена Алдашева, Театр, 3.10.2020 О визуальном решении спектакля «Ювенильное море», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020 |