Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

ВЯЧЕСЛАВ СПЕСИВЦЕВ: МНЕ КРИЧАЛИ «РАСПУТСТВО!»

Юлия Миловидова, Труд, 3.05.2007
Режиссером он стал… в 5 лет. Вырезал из газет фигурки и разыгрывал на подоконнике спектакли, героями которых были соседи по бараку. Но отсчет своей профессиональной деятельности он ведет с другого момента — с 1967 года, когда поступил в труппу Театра на Таганке

«АРТИСТ ИЗ ВАС НЕ ПОЛУЧИТСЯ»

 — Как вы росли?

 — В нашем бараке жили железнодорожные рабочие — представляете, что это такое? Практически все мои соседи-ровесники либо спились, либо попали в тюрьму. А в моей судьбе произошел счастливый случай. В этом бараке жила графиня, идейная революционерка, которая была на каторге, Екатерина Николаевна Тонфельд. Обрусевшая немка. Ее сын был большим начальником, руководил железнодорожным узлом Люблино-Перерва. Он не раз предлагал ей жить вместе с ним либо устроить так, чтобы ей дали квартиру. Но она говорила: «Леня, я буду жить там, где живут твои рабочие. Я для этого делала революцию!»

Как-то она зашла к моему отцу, который работал кузнецом в депо, и сказала: «Сеня! Я вышла на пенсию, но не могу сидеть сложа руки. Давайте я буду заниматься с вашими детьми!» И в 5 лет я уже знал, кто таков Герман из оперы «Пиковая дама».

 — Легко поступили в театральный?

 — Да что вы! Когда я попытался поступить в Щепкинское училище, не прошел не только ни одного тура — даже собеседования. Женщина, которая меня слушала, сказала: «Вам, молодой человек, надо идти в инженерный вуз. Артист из вас не получится». Я пошел в цирковое училище, на клоунаду. Так что моя первая профессия — клоун-пантомимист.

Я сам принимаю в свою студию при театре абсолютно всех. Понять за 5 минут, талантлив человек или нет, невозможно. Потом я уже смотрю, кто чем интересен и в чем заключается его талант. Сколько раз из «Щепки» исключали учившуюся вместе со мной на параллельном курсе Инну Чурикову!

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО «ПОТОМ»

 — Правда, что среди ваших учеников Хазанов и Бичевская?

 — Если мы напишем, что мои ученики — Жанна Бичевская, Геннадий Хазанов и Юрий Куклачев, народ удивится. Сколько же мне должно быть лет, чтобы Хазанов был моим учеником? А все дело в том, что после окончания циркового училища я работал там режиссером-педагогом. А они поступили на вечернее эстрадное отделение — так и оказались моими учениками.

 — С чем был связан ваш уход из Театра на Таганке?

 — Когда Любимов меня пригласил, я сказал, что меня интересуют не столько роли, сколько возможность принимать участие в постановках. Он мне это обещал, но сказал: «Потом». Я играл в спектаклях, ставил пантомимы — «потом» все не наступало. И Валера Золотухин мне объяснил: «Да он тебе никогда ничего не даст поставить! Ты что, этого не понимаешь? Это же его театр!» Тогда я решил уйти.

 — Не страшно было оказаться на улице?

 — Нет. Но мне говорили: «Как ты можешь уходить из такого (!) театра?» Я открыл театр-студию «Гайдар» во Дворце пионеров в Люблинском районе. Меня вызвал к себе секретарь райкома партии и спросил: «Что там за ажиотаж? Во Дворец пионеров на спектакли едут со всей столицы?» Я отвечаю: «Это успех!» А он: «Нет, нам этого не нужно!». И мне пришлось искать другое место. Была и еще одна причина. Во Дворце пионеров всего боялись. В спектакле у меня Джульетта сидела на коленях у Ромео. Сейчас даже смешно это вспоминать, но тогда мне говорили: «Это распутство!»

ПЬЕСЫ НЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

…Мне предложили стать руководителем Театра-студии киноактера. А это — подразделение Мосфильма, там одних народных артистов СССР было 8 человек. В труппе были Николай Крючков, Нонна Мордюкова, Елена Сафонова, Светлана Светличная, Татьяна Конюхова…. Для меня это оказалось потрясением.

 — Как вам удавалось находить общий язык со звездами такой величины?

 — Я ведь пришел из молодежного театра, на спектакли которого народ валил валом. А их театр к этому моменту закис. Но они увидели, что появился деятельный человек. Труппа раскололась на тех, кто мне верил и шел за мной, и тех, кто категорически отказывался меня воспринимать. Для них театр стал таким перевалочным пунктом: когда не снимаются, играют спектакли. Но как только их приглашают в картину, тут же забывают о театре. Мне удалось эту ситуацию переломить.

Но, «наевшись» там популярности, я опять потянулся к молодежи.

 — Почему? Ведь когда играет звезда, спектакль точно будет иметь успех. И совсем другое дело — неизвестные ребята…

 — Только в смене поколений и есть смысл нашего существования. Мы ездим по школам с моим проектом «Театральный урок» — в течение 45 минут прямо в классе показываем ребятам спектакли по классическим произведениям. Если бы в спектаклях принимала участие популярная актриса, подростки все равно относились бы к ней как к актрисе. А мы привозим «Бесприданницу», где главной героине Ларисе 18 лет, ее бросил парень, отвернулся друг, а на горизонте маячит Карандышев, тот еще муж… Эта пьеса про сегодняшний день! И когда эту роль исполняет моя студентка, ей верят. Она не играет, а живет.

Мы ставим классику, которая звучит современно.

 — И это изменит отношение подростков к классике?

 — Пока существуют Гюго и Бальзак, существует Франция. Пока существуют Толстой и Чехов, существует Россия. Есть кино, но оно — мгновенно, кино стареет. А литература вечна. Она, как земля: что вырастет — неизвестно, но есть основа, и это главное. И литература — основа всего. «Войну и мир» можно поставить в балете, в опере, сделать шоу, но все равно изначально должно быть это произведение. Увы, литературу в школах преподают плохо. 80% школьников, которые сидят на наших театральных уроках, никогда не были в театре. И никогда не пойдут. Мы не можем полностью изменить их отношение, но когда по партам с заднего ряда идет Городничий в «Ревизоре», они понимают, что классика — это не всегда скучно.

Мы сами делаем страшную ошибку, заставляя школьников читать пьесы. Они же написаны не для чтения, а для постановки в театре. А мы заставляем читать «Грозу», «Вишневый сад», «Горе от ума»… Это что, детектив? Один говорит, другой говорит, один говорит, другой говорит. А на наших уроках они видят эту историю. И ребятам нравится. Мы заставляем их задуматься… У нас очередь из школ на три года вперед расписана.

РАЗБОРЧИВЫЙ ПОВАР

 — Правда ли, что вы открыли театральную студию в колонии для подростков?

 — Да. Общество ставит крест на тех, кто попал за решетку. А когда люди освобождаются, мы стараемся от них отмежеваться. Но они же живут среди нас!

Я в колонии познакомился с талантливым 14-летним Сергеем. Спрашиваю: «За что сидишь?» — «За убийство». Начальник колонии рассказал, что у Сергея мать пьет и приводит домой собутыльников. Как-то один из них начал бить женщину. Сын оттолкнул мужика — тот упал и умер. Но что было делать мальчику, если мать бьют на его глазах? Он досрочно освободился. Если придет, возьму в свою студию. 

Мы должны менять негативное отношение к судимым. Мы вместе с ГУИНом организовали международный фестиваль, в котором будут принимать участие отбывающие наказание и состязаться в разных номинациях: кино, театр, пантомима, песня, оригинальный жанр. Кстати, в местах заключения много фокусников. Ловкость рук у карманников потрясающая.

 — Вы - деспотичный режиссер?

 — Театр — это коллективное творчество, но режиссер один знает, каким должен получиться спектакль. А каждый из артистов тянет одеяло на себя. Этого нельзя допускать. Нужна команда единомышленников, которые бы понимали, что они делают одно дело, а не работают только на свою популярность. Можно сделать одну роль так, что пропадет спектакль, исчезнет его идея. В этом смысле я деспотичен. И переубедить меня, когда я уже «вижу» спектакль, вряд ли удастся. Плохой режиссер обычно ничего не видит и берет в постановку все подряд, все идеи. Но если вы свалите в кучу прекрасные продукты и сварите их, вы же это есть не будете! Деспотичен ли повар, который в рассольник не бросает медвежатину? Да нет, это нормальный отбор.

 — Что стало самым большим огорчением за 40 лет вашей творческой деятельности?

 — Мой уход из Театра на Красной Пресне, когда я понял, что артисты достигли своего «потолка» и не хотят дальше развиваться.

Тот шаг стал прогрессом. Но больно до сих пор.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Вячеслав Спесивцев известен прежде всего как создатель и руководитель Московского экспериментального театра. Еще раньше он создал студию «Гайдар» и Молодежный театр-студию на Красной Пресне, был худруком Театра-студии киноактера. Все его постановки имели большой успех, а лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсия Маркес, побывав на репетиции «Осени Патриарха», написал так: «Разрешаю Вячеславу Спесивцеву делать с моими произведениями все что угодно, но только ему в его театре».
Пресса
Есть одна награда — смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
«Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018
Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018
Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018
Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018
В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017
Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017
Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017
Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017
Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017
В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Лариса Ломакина в проекте “Maskbook”, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012
Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007
Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007
Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007
Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007
Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007
На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003