ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | Есть одна награда смехВадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 «Новая оптимистическая» – сочинение Константина Богомолова в МХТ имени А. П. Чехова; вольный-превольный ремейк «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, сплавляющий скабрезные анекдоты, обсценную лексику, минкульт, ФСБ, театр, видео, Бунина, Достоевского, Валерия Леонтьева, Аллу Пугачёву и того самого Мюнхгаузена в стройное сценическое действо.В программке жанр спектакля определён трагикомедией, на чёрном экране, скрывающем сцену до начала – просто, как у Вишневского, трагедией. Оба варианта верны – всё безумно смешно и бесконечно трагично; оптимизма – чуть, но Богомолов – гений оборотничества; в его лучших спектаклях – а «Новая» точно среди них – изнанка в секунду может стать лицом, белое – чёрным, издёвка – нежностью. И наоборот. Старт (во всяком случае, в премьерном блоке «Новых») даёт сам Константин Богомолов: «Дамы и господа, начинаем репетицию спектакля Тёмные аллеи“, начинаем репетицию финала, на сцену приглашается Александр Моисеевич, Онегину и Ленскому приготовиться к поклонам ». Александр Моисеевич Виолин (Игорь Верник) – пятидесятилетний премьер модного столичного театра, выходит с монологом, в котором опознаешь скорее Пьера Гийоту, чем Бунина – однако ж это именно Иван Андреевич, уже послевоенный рассказец «Ночлег», завершающий цикл «Тёмные аллеи». Фокус в том, что девочка, которую в тексте пытался изнасиловать «негра», марокканец – пока собака не вырвала похотливцу горло – заменена на мальчика. Дальше – больше: на поклоны под леонтьевский «Дельтаплан» выходят мужики, ряженые в броский бабий ситчик; все проявления гей-кича – от надрывных до разухабистых – разом. На них специализировался худрук Филипп Глотов (Лера Горин), принципиально не работавший с женщинами, а теперь озадачивший участников прогона своей бездвижностью: медитирует или того, не дышит? Второе – сгорел на работе, самую малость до премьеры не дотянул; и вот госпожа министр культуры (Ольга Воронина) обсуждает с матёрым эфэсбэшным чином (Игорь Миркурбанов), кого поставить на место усопшего. «Некого ставить, – сокрушается серый кардинал русского театра. – Поставь либерала, будет всё то же, что было при Глотове, поставь патриота, будет бездарное унылое говно, никто ходить не будет». «Ну, зато свой», – примирительно мычит госпожа министр культуры. «Нет, нельзя, нельзя дать им право говорить, что мы уничтожили театр, что на место неправильного, но якобы талантливого, пришел правильный, но занудный». «Неужели нет никого из патриотов, кто был бы ярким, современным, привлекательным? – Нет». Зал сотрясает смех. В быту-то мы знаем (хотя бы на примере наскоро уничтоженного «Гоголь-центра» – реинкарнированный Театр имени Гоголя на уровне фасада смердит затхлой унылостью; никакой заботы о форме, прально басит Игорь Витальевич), что чиновников посещаемость и качество «контента» не заботят. Но тут – художественный вымысел, сценическая фантазия, отчего властители дум, тел и учреждений культуры принимают соломоново решение – поставить на театр офицера, «девочку одну», Аню Чернову (Александра Ребенок, возможно, главный медиум богомоловских постановок в Москве), офицера ФСБ; в активе – опыт учёбы в ГИТИСе и боевых действий; и людей убивала, и про театр ведает; умна и в храм ходит, благочестивая. Так возникает извращённая коллизия «Оптимистической трагедии», где – напомню тем, кто не читал пьесу, не видел отмеченную на Каннском фестивале киноэкранизацию 1963-го года, балет Геннадия Банщикова «Комиссар» или спектакль Дмитрия Крымова «Горки-10» – в 1918-м году ЦК РКП(б) назначает женщину-комиссара на военный корабль «Громобой». Комиссарше Вишневского противостоят анархисты (в новой старой «Истории Гражданской войны» Дзиги Вертова отражена эта генеральная линия РККА – на приструнение партизанской вольницы), офицерке Богомолова – пидорасы: Глотов подбирал коллектив, исходя из собственной сексуальной ориентации (жаль, невозможно сремейчить попытку группового изнасилования назначенки; но герой Данила Стеклова пытается действовать индивидуально). Оскорбительное слово звучит в спектакле чаще слова «театр»; Богомолов – враг политкорректных приличий; настолько, что известный анекдот – «А сейчас – смертельный номер, прыжок из-под купола цирка без страховки – Куда вы меня тащите, пидорасы?!» – мог бы стать ёрническим эпиграфом спектакля. Но свободен Богомолов не только от страха кого-то обидеть; да даже и дифирамб интеллектуальным способностям слуг государевых, нахальная апология ФСБ – своего рода провокационный трейдмарк режиссёра, опробованный в «Мудреце» – мозговая кость и «патриотам», и «либералам»; заискивание, возведённое в гротеск; нарочитая лояльность, не отделимая от абсолютно бузотёрской наглости. В бесконечном оборотничестве Богомолова – и красота, и опасность: попробуйте записать его в «свои», в «друзья» – обожжётесь; только покажется, что автор раскрывает вам объятия, как схлопочете оплеуху; распишется этот бегущий от всех лагерей волшебный колобок в том, в чём «прогрессивной общественности» признаваться негоже. Про собственные противоречивые чувства к уникальному в своей предсказуемой непредсказуемости художнику я говорил – хотя бы в тексте о «Бесах»; не буду повторяться (хотя повторяемость многих спектаклей Богомолова была бы оправданием); велик соблазн набить рецензию пересказом скетчей «Новой оптимистической» – но и здесь охолоню, воздержусь; посмотрите сами – она того стоит. Попробую сухо сформулировать, почему она того стоит. «Новая» – в отличие от визуально неизобретательного «Мудреца», напрашивающегося на аналогии со сбитым на скорую руку капустником (ладно, «Мудрец» – всякие, включая самые непритязательные, работы есть в богатом послужном списке режиссёра) захватывающе построена – в прямом смысле геометрии сцены и зала. Режиссёрский стол-«пульт» с китайскими болванчиками (не просто так – ведут к жёсткой, в грязно-багровых тонах сексуальной перверсии линии, связанной с Достоевским и героем Александра Семчева) вынесен в центр партера; и часть мест зарезервирована для действующих лиц, вторгающихся в зал (лишая, кстати, театр нескольких дорогущих мест; не только корысти ради играют трагедию). Драматургия – череда встреч, душеспасительных (или наоборот) бесед новой худручки в погонах с подневольными артистами – могла бы показаться монотонной, если бы не это разрушение привычных границ между зрителем и лицедеем, экспансия сказки в реальность. Захватывающе трансформируется и сцена: постоянный соавтор Богомолова Лариса Ломакина рифмует дискотечные блёстки с красным кумачом – просто и гениально, чисто физиологический, не зависящий от рацио эффект. Про что «Новая оптимистическая»? Права Екатерина Барабаш, углядевшая сходство с «Сукиными детьми» Леонида Филатова: конечно, про артистов и их ломкую, инопланетную, располагающую на смех и грех природу; про театр, где дурь и святость едины (не как «ЕдРос», а воистину). Про искусство, не мыслящее границ и любой, хоть политической, хоть культурной корректности. Про жизнь – которая идёт себе и идёт, в любых обстоятельствах; и Бунин, на минуточку, размазывал слюну и сперму «Тёмных аллей» в вишистской Франции. Миру амба, а он что? а он – «Ну-с, ещё по единой, и шабаш! – И правда шабаш, – отвечает она в тон ему. – А замечательная водка!» Это не из «Ночлега», финал которого, повторённый во втором акте «Новой оптимистической» – снова вместе с «Дельтапланом» – уже не кажется бесчинствующей пародией; больше «Смерть в Венеции», доведённая до невозможного у Томаса Манна и Лукино Висконти оргазма. Или история артиста Ангелина (Артём Соколов), сменившего пол ради поступления в труппу Глотова: ведь дичь, дурнина, хохма за гранью фола, ещё и венчающаяся выступлением под переделанного в Ангелина «Арлекино-Арлекино» Аллы Борисовны – а звучит катарсически; соцарт, стёб, фарс, цирк, постмодерн и метамодерн все тушуются у пожарного выхода, уступая место – не знаю, ***, как точнее сказать, настоящему. Короче, над вымыслом слезами обольётесь. И животики надорвёте. Оригинал статьи Пресса Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Видеозапись спектакля «Дракон» (2017 год), 12.06.2020 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 «Три сестры» по-богомоловски, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.06.2018 Дело не в новых формах, Антон Хитров, Colta.ru, 15.06.2018 Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018 Почему нужно смотреть «Трех сестер» Константина Богомолова, Антон Хитров, Esquire, 8.06.2018 Сестры немилосердия, Елена Федоренко, Культура, 7.06.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова представят самых красивых «Трех сестер», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 30.05.2018 В МХТ имени Чехова покажут «Трех сестер» Константина Богомолова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.05.2018 В МХТ имени Чехова Константин Богомолов поставил «Трех сестер», видеосюжет Первого канала, 30.05.2018 Константин Богомолов поставил «Трех сестер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2018 Константин Богомолов поставил в МХТ им. Чехова второй спектакль по Вуди Аллену, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 6.08.2017 Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017 Театральная Москва: «драмеди», «карнавальная мениппея», опера-речитатив, видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.06.2017 Брачные краски, Роман Должанский, Коммерсантъ, 17.06.2017 Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017 В МХТ показали сценическую версию фильма Вуди Аллена «Мужья и жены», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.06.2017 МХТ имени Чехова представляет сценическую версию фильма Вуди Аллена «Мужья и жёны», видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2017 Ceкс, ложь и сцена: зачем современный театр использует видео, Сила культуры, 12.04.2017 Гори оно всё огнём, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 27.03.2017 Выцветший красный и положительно прекрасный, Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 20.03.2017 Чем занять рот, если сказать нечего, Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 8.03.2017 Безблагодатный огонь, Роман Должанский, Коммерсантъ, 2.03.2017 «Дракон» Константина Богомолова: лживая оттепель и «сплошной Левиафан», видеосюжет телеканала «Дождь», 1.03.2017 Звериный стиль, Алла Шендерова, Colta.ru, 27.02.2017 В МХТ имени Чехова выпускают «Дракона» Шварца, видеосюжет телеканала «Культура», 10.02.2017 Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016 Пресс-показ спектакля «350 Сентрал-Парк Вест, New York, NY 10025». Фоторепортаж Андрея Парежева, Geometria.ru, 28.11.2016 Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016 «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 25.11.2016 В МХТ готовятся к премьере спектакля Константина Богомолова «Сентрал-парк Вест», видеосюжет телеканала «Культура», 25.11.2016 Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015 Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015 Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015 Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015 Олег Табаков в тихом спектакле Константина Богомолова — о смысле смерти, Алексей Киселев , Афиша, 27.11.2015 Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015 Куда вас сударь, к черту, занесло: «Мушкетеры» Константина Богомолова, Антон Долин, Сноб, 2.11.2015 Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015 Константин Богомолов представил новый спектакль по мотивам романа Дюма, видеосюжет телеканала «Культура», 30.10.2015 В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015 «Мушкетеры. Сага. Часть первая»: романтический трэш-эпос Богомолова, видеосюжет телеканала «Дождь», 29.10.2015 МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015 Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015 «Юбилей ювелира» в МХТ: «Не всякий рискнет такое запузырить!», Анастасия Вильчи, teatrall.ru, 31.03.2015 Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015 Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015 Последнее наваждение: «Юбилей ювелира» Константина Богомолова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 27.03.2015 Лариса Ломакина в проекте Maskbook, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015 О «Юбилее ювелира» в обзоре «Пятёрка премьер нового сезона», Ирина Алпатова, Театрал, 16.03.2015 Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015 Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015 «Когда холодные воды-годы смыкаются над головой
», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015 Табаков отметит 80-летие спектаклем о смертельно больном человеке, видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 2.03.2015 «Карамазовы» в фотографиях Галины Фесенко, 12.09.2014 Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014 Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013 Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013 Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013 Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013 Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013 Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013 Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013 Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013 Константин Богомолов: «Мне нравится дышать свободно!», Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013 В «МК» раздали награды театральным деятелям, Московский комсомолец, 5.12.2012 Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012 Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012 Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012 «Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012 Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012 «Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012 «Событие» Богомолова: метаморфоза бессобытийности, видеосюжет МТРК «Мир», 28.01.2012 В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012 Спектакль «Событие» по пьесе Владимира Набокова в Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2012 В Художественном театре имени Чехова премьера Набоков «Событие», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.01.2012 В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012 Много шума из ничего, Екатерина Рябова, Афиша, 18.10.2007 Криминальное чтиво Шекспира, Марина Давыдова, Известия, 8.05.2007 Несколько дней без войны, Анна Гордеева, Газета «Время новостей», 7.05.2007 Слоеный Шекспир, Алла Шендерова, Газета «Коммерсант», 3.05.2007 Любовь и милитаризм, Ирина Алпатова, Газета «Культура», 3.05.2007 На волне смуты, Татьяна Семашко, Политический журнал, 2.04.2007 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 |