ХудожникиМария Плахова Художники по костюмамХудожники по светуВидео | Кто знает про самое важное?Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006 В театре «Мастерская Петра Фоменко» ищут самое важное. «Самое важное» так называется последняя премьера «Мастерской», поставленная по роману Михаила Шишкина «Венерин волос», в прошлом году номинированного на Букеровскую премию. На успех или провал обречена инсценировка большого сложного романа с многослойными временными построениями?Спектакль начинается как киносеанс, очевидно, подчеркивая этим, что самым важным на театре теперь является кино. Режиссер Евгений Каменькович использует экран для титров, для демонстрации фильма «Стенька Разин», просто зимних пейзажей и видов Рима с Ватиканом да Парижа с Эйфелевой башней. Но это, пожалуй, один из немногих, если не единственный пример, когда не театр работает на кино, а кино добросовестно вкалывает на театр. Во всяком случае, в «Самом важном» экран как уместная ремарка, острота-шутка да и вообще отдельный персонаж. В век глобальных компьютерных технологий он полностью оправдывает свое древнее название великий немой выступает великим свидетелем времени. А время в «Самом важном» распадается на прошлое жизнь провинциальной семьи (папа, мама, две девочки и сын) и современность (наши беженцы в Европе), которую время от времени рассекает древность в виде иллюстраций писем «любезного Навуходонозавра». На связи времен, которая, как известно, распалась, Каменькович выстроил спектакль. И в поисках не «венериного волоса», а «самого важного». Прошлое на скромном театральном пространстве пахнет елкой с мандаринами, заснеженным катком с привязанными к валенкам коньками, гимназическим непослушанием. Не говоря уже о запахах грязных медицинских бинтов в госпиталях Первой мировой войны. Ретро, как будто его знал, блестяще играет молодой ансамбль «Фоменок»: Михаил Крылов, Томас Моцкус, Рустэим Юскаев, Галина Кашковская (каждый по шесть-восемь ролей). И только одна роль у Мадлен Джабраиловой роль девочки Бэллы, выросшей в эстрадную диву Изабэллу. Она путеводная ниточка в этой семейной саге являет яркую актерскую работу. Джабраилова, которая прежде была на вторых ролях, все больше заявляет себя как героиня, внутри которой живет тонкий инструмент, который как-то легко и естественно настраивается и перестраивается на любую эмоцию, любое движение души. Вот она легкомысленно мчится на коньках, открывает для себя первый поцелуй, первый сексуальный облом, мужское тело? И тут же объясняет толмачу (Иван Верховых тоже обладатель единственной роли, выступает в спектакле рассказчиком) что-то важное в жизни. А что важное? Путь от понимания жизни к полному ее непониманию. Это произносит толмач, фразу фиксирует экран. Каменьковичу удалось вычислить формулу важного если не жизни, то построения столь многослойного спектакля. Во-первых, за счет инсценировки облегчено местами тяжеловесное повествование романа. Во-вторых, элегантно и просто протянута идея реинкарнации, когда жизнь героя из прошлого продолжилась в будущей жизни другого героя. Особенно показательна в этом смысле училка Галпетра (Галина Петровна) в исполнении Ксении Кутеповой. Нелепое существо в старомодной мохеровой шапке на затылке, очках, войлочных сапогах и с карикатурным рисунком на спине, прикрепленным чьей-то школярской рукой. Выясняется, «Самое важное» можно познать на театре минимальными средствами. Сценограф Владимир Максимов, похоже, ничего особенного не изобрел: лишь по заднику пустил красные плоскости. Обычная крашеная фанера или ДСП, что ходит по вертикали и горизонтали, то сжимается в «Красный крест», то пугает перспективой теней, то манит синим цветом надежды. Они-то и создают мир, где никто не знает, что же в нем самое важное. Пресса Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006 По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006 Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006 Право на въезд, Итоги, 20.11.2006 Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006 Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006 Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006 Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006 Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005 Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005 Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005 Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005 Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005 Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005 Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005 Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005 Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005 Без верхушек, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.09.2004 Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.09.2004 Условие Клеопатры, Елена Левинская, Театр, № 4, 10.2002 Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002 Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002 Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, Российские вести, 23.05.2001 Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, Век, 16.03.2001 Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001 Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, Экран и сцена, № 11 (581), 03.2001 Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, Культура, 22.02.2001 Не до конца, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.02.2001 Соткано с любовью, Ирина Корнеева, Время МН, 20.02.2001 Биография камня, реки, человека, Марина Тимашева, Первое сентября, 23.09.2000 Сельская сага Петра Фоменко, Любовь Лебедина, Труд, 13.07.2000 Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000 Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000 |