Художники

Художники по костюмам

Художники по свету

Видео

«Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага…»

Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025
8 мая на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера пронзительного и проникновенного спектакля Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны», поставленного по киносценарию Константина Симонова.

Многие знают и любят культовый фильм Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, но театр и кинематограф – кардинально разные виды искусства.

Марина Брусникина, которую по праву называют одним из лучших режиссёров, работающих с прозой, не впервые берёт за основу спектакля киносценарий – недавно мы рассказывали о «Калине красной», поставленной режиссёром по легендарному киносценарию Василия Шукшина: «Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни.

Воплотить «Двадцать дней без войны» Константина Симонова в канун 80-ой годовщины со Дня Победы Советского союза над фашистской Германией Марине Брусникиной предложил художественный руководитель МХТ Константин Хабенский. Режиссёр, ранее не работавшая с произведениями писателя-фронтовика, рассказала: «Я просто сама поражена, насколько он честен, современен по форме. Когда человек, сам прошедший войну, настолько правдив в своих ощущениях, и когда он взял тему не войны, то есть это не война, это эвакуация – и это тоже война, потому что она вокруг и во всех людях».

«Двадцать дней без войны» — драма о вероломном вторжении войны в жизнь людей.

Спектакль, как и кино, погружает в ощущение разрушений, моральной пустоты и хаоса, которые принесла война, показывает попытки поиска надежды и обретения веры. Главный герой военкор Лопатин (актёр Иван Волков) – в канун нового, 1943 года отправляется в трёхнедельный отпуск в глубокий тыл, в Ташкент, где снимается фильм по его сталинградским очеркам.

Война присутствует на сцене не в разрывах снарядах и свисте пуль, а оживает в фрагментах воспоминаний военного корреспондента, прошедшего Сталинград и выжившего в адском пекле смертельной схватки.

В поезде, который везёт Лопатина в Ташкент, встречаются разные люди, физически израненные и духовно истерзанные.

Михаил Пореченков, у которого два деда не вернулись с войны, во всей гамме чувств проживает на сцене судьбу капитана-лётчика, которого предала жена. Он пытается найти в себе силы её простить. Лётчик рассказывает своему попутчику-военкору о семейной трагедии и просит Лопатина помочь ему выразить чувства в письме к жене, которую он не разлюбил. Эта, по сути, эпизодическая роль несёт в себе столько смыслов и эмоций, что невозможно сдержать слёзы.

Михаил Пореченков: «Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает и самые мирные уголки души человека. Она забирает всё, целиком. Об этом и хотели сказать. Она всё поглощает».

Многие актёры воплощают на сцене сразу несколько ролей – из разных судеб складывается история страны.

Несмотря на кардинальные различия, всех героев объединяет одно – они выживают в реалиях войны и в тылу, и стараются верить в Победу. Постановка Марины Брусникиной говорит о том, насколько война страшна и разрушительна не только для тех, кто находится в эпицентре боевых действий, но и для тех, кто далеко от линии фронта.

В Ташкенте эвакуированные женщины видят в Лопатине «весточку с фронта», пытаются опереться на него, как на могучую стену, узнать ответы на терзающие их вопросы, найти утешения от своих потерь и обрести надежду, что раз он, пройдя адское пекло Сталинграда, смог выжить, то и их родные непременно к ним вернутся.

Очень сильная сцена, в которой героиня Маргариты Якимовой, чей муж ушёл в разведку и пропал без вести, пытается в диалоге с военным корреспондентом прийти к осознанию, что муж непременно вернётся, но герой, конечно же, не может ей это обещать. Именно перу Константина Симонова принадлежит гениальное стихотворение «Жди меня, и я вернусь…», которое для многих солдатских жён стало лейтмотивом жизни.

Судьбы разных людей на сцене проживают: Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Юлия Ковалёва, Илья Козырев, Алексей Краснёнков, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Игорь Хрипунов, Дарья Юрская.

Кульминация «Двадцати дней без войны» — история любви Лопатина и костюмерши эвакуированного из Москвы театра Ники (восхитительная Светлана Колпакова).

Светлана Колпакова: «Поразительная история — как человек приходит с фронта, при этом сталкивается с судьбами женщин, которым настолько тревожно и у которых настолько обострены чувства, что каждая срывается в первую встречу с ним. Для них важно получить от него ответ — что будет? Как нам дальше жить?»

Историю любви Ники и Лопатина актриса назвала «обострённым чувством жажды жизни в этих обстоятельствах»: «Когда такая ситуация, так хочется от этой жизни получить максимум любви, самой жизни и испытать все эти эмоции».

Встреча Лопатина и Ники даёт обоим надежду на то, что счастье ещё возможно. Актёры во всей палитре эмоций проживают смущение, смятение, робость от возникающих между ними чувств, которые для каждого становятся спасительными. Будущее туманно и зыбко, чувства обострены до предела. События происходят в конце Сталинградской битвы, как раз во время действия приходит известия, что фашисты сдались под Сталинградом. Никто не знает, что же дальше? Но то, что до конца войны ещё очень далеко, очевидно.

Лопатин видел столько горя и боли, что внешне он кажется отстранённым – охранительный режим для мозга притупляет эмоции. Но это лишь внешняя холодность, у героя очень чуткое, отзывчивое сердце, которое не может не откликаться на чужие беды.

Как тонко заметила Светлана Колпакова в адрес своего партнёра: «Интеллигентна нельзя сыграть, им можно только быть». Светлана воплощает свою героиню очень живой и невероятно сильной, не ожесточившейся от суровой жизни, предательств и трагедий. 

В роли сына Ники предстаёт 5-летний сын Светланы Колпаковой. Режиссёр уговорила актрису на этот дебют и он, без сомнения, удался. К слову, в спектакле участвуют сразу несколько актёров-детей – то, насколько органично с ними работает Марина Брусникина, по-настоящему восхищает! Дети придают действию особый трепет и предельную искренность.

Сцена съёмки фильма в Ташкенте противопоставляется суровой действительности реальной жизни: контраст вымысла и правды только усиливает драматизм.

«БЕСКОНЕЧНОЕ НЕБО»

Сценография спектакля основана на действии множества подъёмных механизмов (плунжеров), которые становятся купе поезда и руинами сражений, тесными квартирами эвакуированных и киностудией в Ташкенте, городскими площадями и улицами…

Сценограф постановки — Николай Симонов, художник по костюмам — Мария Данилова, художник по свету — Иван Виноградов, художник видеопроекции — Михаил Купрыгин. 

Марина Брусникина: «Я понимала, что, если будут декорации, мы сразу скатимся в бытовой театр, что для меня невозможно в этом материале. Потому что есть замечательное кино, поразительное по своему видеоряду, своей гениальности… Это совершенно другое пространство: здесь можно взять ощущением космической пустоты и разрухи и вокруг, и в жизни. В этом смысле пустое пространство и машинерия создают нужную атмосферу».

Иван Волков, который в прошлом году вошёл в труппу МХТ, также является композитором спектакля – музыка точно и тонко отражает стилистику 40-ых, в некоторых сценах она звучит из репродуктора.

Многоголосье разных героев очень органично оживляет на сцене киносценарий, а какие-то его части проецируются на сцене в печатном виде, способствуя более полному погружению зрителей в происходящие события. 

Метафоричным образом спектакля Марины Брусникиной является бесконечное небо, которое простирается над жителями Земли вопреки всем войнам и другим трагедиями. Сменяются эпохи, полыхают конфликты, но остаётся небо, которое выше всех земных событий и бед.

Такие спектакли, как «Двадцать дней без войны», не романтизируют войну, не пытаются прикрывать трагедию патриотичными лозунгами и призывами, а показывают, насколько война страшна не только физически, но и духовно, и насколько важно даже в самом адском пекле сохранять силу духа, веру в лучшее, милосердие, сострадание и другие незыблемые нравственные качества.

И даже когда до родных и близких далеко, а «до смерти четыре шага», надо верить в ЖИЗНЬ! Следующий показ спектакля «Двадцать дней без войны» состоится 22 июня, в День памяти и скорби.

Оригинал статьи
Пресса
Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025
Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025
«Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004