ХудожникиХудожники по костюмамХудожники по светуВидео | «Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага…»Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025 8 мая на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера пронзительного и проникновенного спектакля Марины Брусникиной «Двадцать дней без войны», поставленного по киносценарию Константина Симонова.Многие знают и любят культовый фильм Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко, но театр и кинематограф – кардинально разные виды искусства. Марина Брусникина, которую по праву называют одним из лучших режиссёров, работающих с прозой, не впервые берёт за основу спектакля киносценарий – недавно мы рассказывали о «Калине красной», поставленной режиссёром по легендарному киносценарию Василия Шукшина: «Калина красная» в Театре на Бронной: поэтическая проза жизни. Воплотить «Двадцать дней без войны» Константина Симонова в канун 80-ой годовщины со Дня Победы Советского союза над фашистской Германией Марине Брусникиной предложил художественный руководитель МХТ Константин Хабенский. Режиссёр, ранее не работавшая с произведениями писателя-фронтовика, рассказала: «Я просто сама поражена, насколько он честен, современен по форме. Когда человек, сам прошедший войну, настолько правдив в своих ощущениях, и когда он взял тему не войны, то есть это не война, это эвакуация – и это тоже война, потому что она вокруг и во всех людях». «Двадцать дней без войны» — драма о вероломном вторжении войны в жизнь людей. Спектакль, как и кино, погружает в ощущение разрушений, моральной пустоты и хаоса, которые принесла война, показывает попытки поиска надежды и обретения веры. Главный герой военкор Лопатин (актёр Иван Волков) – в канун нового, 1943 года отправляется в трёхнедельный отпуск в глубокий тыл, в Ташкент, где снимается фильм по его сталинградским очеркам. Война присутствует на сцене не в разрывах снарядах и свисте пуль, а оживает в фрагментах воспоминаний военного корреспондента, прошедшего Сталинград и выжившего в адском пекле смертельной схватки. В поезде, который везёт Лопатина в Ташкент, встречаются разные люди, физически израненные и духовно истерзанные. Михаил Пореченков, у которого два деда не вернулись с войны, во всей гамме чувств проживает на сцене судьбу капитана-лётчика, которого предала жена. Он пытается найти в себе силы её простить. Лётчик рассказывает своему попутчику-военкору о семейной трагедии и просит Лопатина помочь ему выразить чувства в письме к жене, которую он не разлюбил. Эта, по сути, эпизодическая роль несёт в себе столько смыслов и эмоций, что невозможно сдержать слёзы. Михаил Пореченков: «Мы говорим, что война проходит через всю жизнь людей, она затрагивает и самые мирные уголки души человека. Она забирает всё, целиком. Об этом и хотели сказать. Она всё поглощает». Многие актёры воплощают на сцене сразу несколько ролей – из разных судеб складывается история страны. Несмотря на кардинальные различия, всех героев объединяет одно – они выживают в реалиях войны и в тылу, и стараются верить в Победу. Постановка Марины Брусникиной говорит о том, насколько война страшна и разрушительна не только для тех, кто находится в эпицентре боевых действий, но и для тех, кто далеко от линии фронта. В Ташкенте эвакуированные женщины видят в Лопатине «весточку с фронта», пытаются опереться на него, как на могучую стену, узнать ответы на терзающие их вопросы, найти утешения от своих потерь и обрести надежду, что раз он, пройдя адское пекло Сталинграда, смог выжить, то и их родные непременно к ним вернутся. Очень сильная сцена, в которой героиня Маргариты Якимовой, чей муж ушёл в разведку и пропал без вести, пытается в диалоге с военным корреспондентом прийти к осознанию, что муж непременно вернётся, но герой, конечно же, не может ей это обещать. Именно перу Константина Симонова принадлежит гениальное стихотворение «Жди меня, и я вернусь…», которое для многих солдатских жён стало лейтмотивом жизни. Судьбы разных людей на сцене проживают: Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Юлия Ковалёва, Илья Козырев, Алексей Краснёнков, Анастасия Скорик, Мария Сокольская, Дмитрий Сумин, Валерий Трошин, Алёна Хованская, Игорь Хрипунов, Дарья Юрская. Кульминация «Двадцати дней без войны» — история любви Лопатина и костюмерши эвакуированного из Москвы театра Ники (восхитительная Светлана Колпакова). Светлана Колпакова: «Поразительная история — как человек приходит с фронта, при этом сталкивается с судьбами женщин, которым настолько тревожно и у которых настолько обострены чувства, что каждая срывается в первую встречу с ним. Для них важно получить от него ответ — что будет? Как нам дальше жить?» Историю любви Ники и Лопатина актриса назвала «обострённым чувством жажды жизни в этих обстоятельствах»: «Когда такая ситуация, так хочется от этой жизни получить максимум любви, самой жизни и испытать все эти эмоции». Встреча Лопатина и Ники даёт обоим надежду на то, что счастье ещё возможно. Актёры во всей палитре эмоций проживают смущение, смятение, робость от возникающих между ними чувств, которые для каждого становятся спасительными. Будущее туманно и зыбко, чувства обострены до предела. События происходят в конце Сталинградской битвы, как раз во время действия приходит известия, что фашисты сдались под Сталинградом. Никто не знает, что же дальше? Но то, что до конца войны ещё очень далеко, очевидно. Лопатин видел столько горя и боли, что внешне он кажется отстранённым – охранительный режим для мозга притупляет эмоции. Но это лишь внешняя холодность, у героя очень чуткое, отзывчивое сердце, которое не может не откликаться на чужие беды. Как тонко заметила Светлана Колпакова в адрес своего партнёра: «Интеллигентна нельзя сыграть, им можно только быть». Светлана воплощает свою героиню очень живой и невероятно сильной, не ожесточившейся от суровой жизни, предательств и трагедий. В роли сына Ники предстаёт 5-летний сын Светланы Колпаковой. Режиссёр уговорила актрису на этот дебют и он, без сомнения, удался. К слову, в спектакле участвуют сразу несколько актёров-детей – то, насколько органично с ними работает Марина Брусникина, по-настоящему восхищает! Дети придают действию особый трепет и предельную искренность. Сцена съёмки фильма в Ташкенте противопоставляется суровой действительности реальной жизни: контраст вымысла и правды только усиливает драматизм. «БЕСКОНЕЧНОЕ НЕБО» Сценография спектакля основана на действии множества подъёмных механизмов (плунжеров), которые становятся купе поезда и руинами сражений, тесными квартирами эвакуированных и киностудией в Ташкенте, городскими площадями и улицами… Сценограф постановки — Николай Симонов, художник по костюмам — Мария Данилова, художник по свету — Иван Виноградов, художник видеопроекции — Михаил Купрыгин. Марина Брусникина: «Я понимала, что, если будут декорации, мы сразу скатимся в бытовой театр, что для меня невозможно в этом материале. Потому что есть замечательное кино, поразительное по своему видеоряду, своей гениальности… Это совершенно другое пространство: здесь можно взять ощущением космической пустоты и разрухи и вокруг, и в жизни. В этом смысле пустое пространство и машинерия создают нужную атмосферу». Иван Волков, который в прошлом году вошёл в труппу МХТ, также является композитором спектакля – музыка точно и тонко отражает стилистику 40-ых, в некоторых сценах она звучит из репродуктора. Многоголосье разных героев очень органично оживляет на сцене киносценарий, а какие-то его части проецируются на сцене в печатном виде, способствуя более полному погружению зрителей в происходящие события. Метафоричным образом спектакля Марины Брусникиной является бесконечное небо, которое простирается над жителями Земли вопреки всем войнам и другим трагедиями. Сменяются эпохи, полыхают конфликты, но остаётся небо, которое выше всех земных событий и бед. Такие спектакли, как «Двадцать дней без войны», не романтизируют войну, не пытаются прикрывать трагедию патриотичными лозунгами и призывами, а показывают, насколько война страшна не только физически, но и духовно, и насколько важно даже в самом адском пекле сохранять силу духа, веру в лучшее, милосердие, сострадание и другие незыблемые нравственные качества. И даже когда до родных и близких далеко, а «до смерти четыре шага», надо верить в ЖИЗНЬ! Следующий показ спектакля «Двадцать дней без войны» состоится 22 июня, в День памяти и скорби. Оригинал статьи Пресса Без войны и после войны, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.07.2025 Симфония судьбы, Катерина Антонова, Петербургский театральный журнал, 5.07.2025 «Жил. Был. Дом»: анекдоты с продолжением, Наталья Витвицкая, Ведомости, 20.06.2025 В кино и на сцене: начинаются премьерные показы спектакля Хабенского и Цыпкина «Жил. Был. Дом.», Яна Ларина, RT на русском, 14.05.2025 «Двадцать дней без войны» в МХТ имени А. П. Чехова: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага…», Юлия Бурулёва, WORLD PODIUM, 13.05.2025 «Обострённое чувство жажды жизни»: в МХТ поставили спектакль «20 дней без войны» по Симонову, Яна Ларина, RT на русском, 8.05.2025 «Чайка» Константина Хабенского в МХТ: фоторепортаж с премьеры, Театрал, 6.12.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 Громкая премьера в МХТ имени Чехова — панк-комедия «Как вам это понравится?», видеосюжет Первого канала, 2.12.2023 МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023 Любовь в девятом ряду. О чем могут думать Он и Она на юбилейном спектакле МХТ им. Чехова?, Инга Бугулова, Российская газета, 28.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 «Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами», Елена Вилле, Мир 24, 19.05.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Прислуга в пачках говорит на французском: новое видение чеховского «Дяди Вани», видеосюжет Пятого канала, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023 В МХТ имени Чехова представили литературно-музыкальный вечер «Истории любви», видеосюжет телеканала «Культура», 29.01.2023 Ноты про тексты: как МХТ им. Чехова открыл юбилейную программу 125-го сезона, Марина Иванова, Известия, 28.01.2023 Константин Хабенский, Игорь Золотовицкий, Кристина Бабушкина, Артём Быстров и другие артисты в Рождественском концерте МХТ им. А. П. Чехова, Ok!, 10.01.2023 МХТ им. Чехова представил новую версию спектакля «Контрабас» с другим главным героем, ТАСС, 15.04.2022 Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище, Екатерина Сивцова, Театрал, 28.09.2021 На Новодевичьем открыли памятник Олегу Табакову из мрамора и стекла. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 27.09.2021 Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021 Звёзды открыли памятник Олегу Табакову на Новодевичьем кладбище. Фоторепортаж Сергея Булкина, News.ru, 27.09.2021 Мрамор и хрусталь: на могиле Олега Табакова открыли памятник, видеосюжет телеканала «Мир 24», 27.09.2021 На Новодевичьем кладбище Москвы установили памятник Олегу Табакову, видеосюжет телеканала ТВЦ, 27.09.2021 На могиле Олега Табакова на Новодевичьем кладбище открыли памятник, ТАСС, 27.09.2021 «Ему бы это понравилось»: на могиле Табакова на Новодевичьем кладбище открыли памятник из камня и зеленого мрамора, Наталья Михеева, Телепрограмма, 27.09.2021 Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020 «Человек-подушка» — страшная сказка Мартина МакДонаха и Кирилла Серебренникова, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018 В метро запустили поезд в честь юбилея МХТ имени А. П. Чехова, официальный сайт Мэра Москвы, 3.11.2018 «А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018 Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018 Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018 Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018 Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018 Видеозапись вечера-посвящения к 150-летию Максима Горького «Солнце всходит», телеканал «Культура», 15.04.2018 МХТ им. Чехова отметил 150-летие Максима Горького, Российская газета, 1.04.2018 Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018 Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018 «Боюсь стать Колей». Моменты. Фоторепортаж Екатерины Цветковой с репетиций и премьеры спектакля, 25.05.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 В мэрии деятелям культуры вручили ежегодную премию столицы, Вечерняя Москва, 8.09.2016 В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016 «Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016 Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016 Танец на граблях, или В стране невыученных уроков, Ирина Алпатова, Театр, 24.01.2016 Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016 Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016 «Бунтари» в фотографиях Геннадия Усоева, 18.12.2015 «Бунтари». МХТ. Фоторепортаж Сергея Милицкого, 18.12.2015 «Бунтари» в фотографиях Владимира Майорова, 17.12.2015 МХТ им. Чехова в декабре представит рок-спектакль «Бунтари», РИА Новости, 17.12.2015 Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015 Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015 Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015 В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015 Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015 Табаков заявил, что вручает премии за талант и рад наградам учеников, РИА Новости, 20.03.2015 Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015 Олег Табаков вручил свою именную премию Звягинцеву и Серебрякову, РИА Новости, 20.03.2015 Табаков вручил свою премию Андрею Звягинцеву"за любовь к героям фильма «Левиафан», Ольга Свистунова, ТАСС, 20.03.2015 По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014 Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014 Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 МХТ имени Чехова представляет первую премьеру нового сезона —"Трамвай «Желание» Тенессии Ульямса, видеосюжет Первого канала, 5.09.2014 Художник Николай Симонов: «Мне сейчас хочется сложного визуального театра», Антон Хитров, Театрал, 9.05.2014 Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014 Константин Хабенский представил в МХТ свой первый моноспектакль, видеосюжет телеканала «Мир 24», 8.03.2014 Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014 Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014 Константин Хабенский научился играть на контрабасе, телеканал «Культура», 3.03.2014 МХТ имени Чехова дает премьеру спектакля «Контрабас» в исполнении Константина Хабенского, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.03.2014 Константин Хабенский исполнит соло на «Контрабасе», ИТАР-ТАСС, 28.02.2014 МХТ представит моноспектакль «Контрабас» по повести Зюскинда, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.02.2014 Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014 Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014 Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014 Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014 В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013 Мхатовцы перенесли легендарный роман Булгакова в метро, видеосюжет телекомпании НТВ, 19.02.2013 МХТ им. Чехова покажет в Петербурге спектакль по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 18.02.2013 Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013 Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013 Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013 Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013 Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013 Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013 К юбилею Константина Станиславского в МХТ поставили спектакль о легендарном режиссере, ИТАР-ТАСС, 17.01.2013 Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011 Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011 Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011 О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011 Московский Художественный театр имени Чехова представил новую версию булгаковского романа, видеосюжет Первого канала, 6.09.2011 «Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011 «Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011 Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |