А что впереди?Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977 Тревожной, пронзительной нотой начинается спектакль «Муж и жена», поставленный в Московском художественном театре режиссером Романом Виктюком по пьесе Михаила Рощина.«Муж и жена» начинается, собственно, тем, чем заканчивалась предыдущая его пьеса «Валентин и Валентина» свадьбой героев. Сквозь суету счастливых часов уже изначально проступает горечь первых размолвок, которым так скоро суждено пустить глубокие, крепкие корни. Проступают неумение и нежелание вслушаться, вглядеться друг в друга. Пространство сцены лишено декораций (художник Д. Лидер) и потому, казалось бы, должно быть свободно, раздольно. Откуда же тогда эта назойливая теснота, постоянная, утомительная, в которую зажаты «муж и жена», Алена и Алеша (И. Акулова, Б. Дьяченко)? Режиссер настойчиво сгущает атмосферу всеобщего наступления на неоперившихся, нелепых мужа и жену, пытающихся отстоять свою самостоятельность. Но взрывы все чаще. Все реже минуты просветления, близости, нежности. В том, как с первых минут устремляет свой спектакль Р. Виктюк, ощутима жесткая трезвость его взгляда, его ирония к оправданию всего и всех сугубо житейскими трудностями. Не будь этого, история Алены и Алеши могла бы стать иллюстрацией к расхожей истине о том, как скверный быт убил чувство, могла бы стать всего лишь копией многочисленных знакомых нам биографий распавшихся браков. Режиссер ищет глубинную, нравственную сердцевину конфликта, и не величиной заработной платы определяется, быть или не быть месте двоим. Мотив несбывшегося, но возможного общего будущего варьируется так или иначе в историях и характерах других действующих лиц, и здесь режиссер особенно настойчив в желании понять, разглядеть, обнаружить первопричину, природу происшедшего. Мать и отец Алеши давно уже расстались. «Скучно стало» им - так вспоминает об этом нынче мать Алеши, молодая еще женщина (А. Горюнова), которую трудно представить себе в унынии, в недовольстве какими-то преходящими трудностями Случайность брака ее с отцом Алеши несомненна она в отсутствии духовной близости. Потому и «скучно стало». Мечется по сцене неприкаянная, лихая Варя (Н. Назарова). Пританцовывает, сыплет модными словечками, ни на шаг от моды во всем включая «приходящего мужа» Режиссер и актриса постепенно снимают с Вари шелуху ее нагловатой независимости, и проступает тоскливое желание встретить того, кто поймет, оценит настоящую Варю, щедрость, широту и доброту ее. Мечется и тоненькая Галя (Л. Дмитриева). Отчаянно просит Алешу о помощи, отчаянно открывает ему свою боль, свое счастье короткого общения с ним. Мечется в поисках своего, единственного Найти к этому тянутся едва ли не все герои спектакля включая даже хладнокровного Борисова (В. Абдулов), решившего воспитать для себя будущую спутницу. Найти и сберечь. Если первая часть спектакля решена как отчаянно страстное желание молодой четы строить свою жизнь самостоятельно, то вторая это в основном драматический дуэт Алены и Алеши, безмерно уставших друг от друга, пытающихся вернуть необходимость друг в друге, трепетность чувства. В спектакле интересен образ отца Алеши, сыгранный А. Калягиным с обжигающим чувством жизненной реальности. Отец Алеши единственный, кто произносит на свадьбе сына самые нужные и важные в эти минуты слова о том, что «только любовь делает прекрасным и желанным то, мимо чего без любви мы прошли бы мимо», слова, тонущие в суете свадебного разноголосья. Слова эти выстраданы человеком, оправданы его жизненным путем, ошибками, взлетом его любви. Актер сыграл счастливого человека. Быть может, единственного по-настоящему счастливого из всех представленных нам в спектакле. Не только потому, что ему повезло он нашел свой «клад», жену Милочку, нашел человека, сполна разделившего его чувства, мысли, радость, горе. Прозаически-горькая и беспощадная интонация в рассказе о незадавшемся супружестве Алены и Алеши уступает место возвышенному строю поэтической драмы, когда на авансцене появляется светлоглазый, невысокий человек в мешковатом костюме. С его привычкой внезапно, застенчиво обрывать самого себя не надоел ли он людям? С его постоянным рассказом о жене Милочке. Актер не боится откровенной патетики, ибо она отвечает строю его чувств, тому, как он сумел любить. «Без тебя все теряет смысл», произносит он так, словно умершая жена вновь перед ним, и в этих словах неожиданно ощутима прочная внутренняя связь с единственной сценой в истории Алены и Алеши, пронизанной светом и радостью. Это их ночь на пароходе. Постановщик спектакля с проникновенным лиризмом воссоздает атмосферу той ночи, то ощущение Аленой и Алешей повторимости связавшего их чувства Кажется, действительно где-то рядом возникает лунная дорожка, бегущая по ночной воде, волны осторожно покачивают маленький пароход, и из окна каюты Алене и Алеше видна звездная россыпь Между тем на сцене только двое, но в их голосах отражается удивительная, волшебная ночь, нежность и восторг, рожденный их любовью. Память об этой ночи таится в них. И она возвращается к Алене и Алеше в самые тяжкие для них минуты: стало быть, есть еще у них то общее, дорогое, что когда-то связывало и не исчезло до конца, растворившись во взаимной ожесточенности. Так реализуется поэтический пласт спектакля в мыслях, в памяти, в сознании героев. Финал спектакля открыт трудно решить за Алену и Алешу то, что должно решать им самим. Пресса А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977 |